30 марта 1856 года Крымская война завершилась подписанием в Париже мирного договора. Турция в обмен на Севастополь и другие крымские города, взятые союзными войсками, получила город Карс, Молдавское княжество — часть Южной Бессарабии и устье Дуная. Территориальные потери Российской империи в итоге оказались минимальными.

Изначально коалиция западных стран (в нее входили Англия, Франция, Пруссия, Австрия, Сардиния и Османская империя) желала навязать Российской империи тяжелые условия мира. Союзники планировали лишить Россию южных территорий в Бессарабии и земель, приобретенных в Закавказье, уничтожить город Николаев. и заставить нашу страну выплатить большую денежную контрибуцию. Но русским дипломатам, действовавшим в весьма стесненных условиях, удалось заведомо невозможное

Парижский конгресс открылся 25 февраля 1856 года. Россию на нем представляли главный начальник III отделения Собственной ее императорского величества канцелярии и шеф жандармов князь Алексей Орлов, а также опытный дипломат Филипп Бруннов .

Главными противниками наших дипломатов ожидаемо стали представители Великобритании и Австрии. Англичане прислали опытнейших интриганов – лорда Джорджа Вильерса Кларендона и Генри Уэлсли. От Австро-Венгрии выступал Карл Буоль, человек, некогда бывший послом в России и фактически нарушивший все обещания, данные ещё императору Николаю I, о возможной позиции Австрии в ходе войны.

Делегации Великобритании и Австрии были настроены крайне решительно, но Орлов и Бруннов рассчитывали на помощь Франции, с которой до этого уже велись секретные переговоры. И эти надежды оправдались. Министр иностранных дел Франции, граф Александр Валевский, не желавший усиления Англии, постоянно смягчал позицию союзников, уменьшая аппетиты Лондона. Турция же, будучи членом победившего союза, вообще оказалась на конгрессе в статусе стороннего наблюдателя.

Орлов при поддержке Франции сумел отклонить требование Англии о полном уничтожении русских укреплений на берегах Черного моря. Австрия требовала отторжения от России всей Бессарабии и рассчитывала на присоединение к своим владениям Дунайских княжеств. Но Вена не нашла поддержки ни у Франции, ни у Англии, иДунайские княжества ей не достались

Финальная версия договора, подписанного 30 марта 1856 года и получившего название «Парижского трактата», выглядела совсем не так, как рассчитывали наши враги.

Согласно ему, Россия лишалась предоставленного ей Кючук-Кайнарджийским миром протектората над Молдавией и Валахией и исключительного покровительства над христианскими подданными Османской империи.

Плавание по Дунаю объявлялось свободным, для чего русские границы были отодвинуты от реки, а часть русской Бессарабии с устьем Дуная была присоединена к Молдавии.

Россия также обязалась не возводить укреплений на Аландских островах в Балтийском море.

Самым тяжелым для нашей страны стал пункт, по которому Чёрное море объявлялось нейтральным (то есть открытым для коммерческих и закрытым для военных судов в мирное время. России и Османской Империи запрещалось иметь там военные флоты. Данное положение серьезно ударило по обороноспособности Российской империи, ведь Турция сохраняла флот в Мраморном и Средиземном морях.

Россия возвращала Турции Карс вместе с «прочими частями оттоманских владений, занятых российскими войсками». В обмен на это, по ст. IV Российская империя получала Севастополь, Балаклаву, Камыш, Керчь-Еникале, Кинбурн, «а равно и все прочие места, занятые союзными войсками».

Фактически, это была победа российской дипломатии, потому Орлов и Бруннов по возвращению в Петербург были награждены Императором Александром II.

Всего через 15 лет в 1871 году в Лондоне еще одному выдающемуся русскому дипломату князю Александру Горчакову удалось добиться решения о возвращении России возможности иметь на Черном море военный флот. А чуть позже — после победы над Турцией, укрепился и суверенитет России над отторгнутыми по «Парижскому трактату» территориями.

 

Автор: Елена Мачульская