Памяти сиониста родом из России

Считайте эту статью окончанием, продолжением, а лучше дополнением к заметке Страсти по Суэцу. Из истории обратимся к настоящему, тем более что об альтернативах Суэцкому каналу, особенно израильских, активнее всего говорили после того, как там застрял гигант-сухогруз Ever Given.

События в Газе, казалось, отправили все эти проекты в утиль, но сейчас они, кажется, опять всплывают. В наши непростые дни, когда Ближний Восток снова неспокоен, в Израиле уделяется повышенное внимание плану создания так называемого канала «Бен-Гурион» длиной примерно 258 километров.

Этот проект нацелен на конкуренцию с Суэцким каналом и может соединить Красное море со Средиземным. Канал, названный в честь первого премьера Израиля, активного сиониста, уроженца России Давид Бе-Гуриона (на фото), начинается от курортного города Эйлат в заливе Акаба и, пересекая границу с Иорданией, уходит к средиземноморскому побережью.

Канал должен пройти через пустыню Негев и обойти крайне опасный сектор Газа. Выход к морю, ранее запланированный в районе города Ашдод, скорее всего, будет передвинут севернее – ближе к Тель-Авиву или даже к Хайфе.

Глубина нового канала достигнет 10 метров, что позволит проходить судам шириной до 110 метров и длиной до 300 метров. Строительство канала может заметно ослабить экономическое влияние Китая и его инициативы «Один пояс – один путь» или «Новый Шёлковый путь».

С точки зрения эксперта

В своё время, анализируя альтернативы Суэцкому маршруту, российский востоковед Елена Базанова напоминала, что

«вскоре после войны 1973 г. Пекин отказался поддержать резолюцию Совета Безопасности о прекращении военных действий и, тем самым, сыграл на руку Израилю. Речь идет и о Суэцком канале, который по вине Израиля был долго — с июня 1967 г. до июня 1975 г. включительно — закрыт для судоходства.

Но это как раз устраивало Пекин: закрытие Суэцкого канала значительно сужало маневренность нашего флота, в частности, мешало доставлять помощь Вьетнаму, а СССР уже тогда объявили своим «врагом номер один» в Пекине».

Помимо удара, пока не самого сильного, по масштабной китайской инициативе, канал «Бен-Гурион» способен сделать менее привлекательным и глобальный маршрут «Север-Юг», так как у того заведомо меньше адресатов ближе к полюсу.

Последние события, если рассматривать их в совокупности с проектом «Бен-Гурион» вполне могут привести к серьёзным изменениям в геополитическом положении Израиля не только на Ближнем Востоке. Это особенно важно в контексте предполагаемых новых границ и с учётом мастерского лавирования израильской дипломатии сразу на всех направлениях.

Тут надо принимать во внимание и то, что Израиль по большому счёту не ссорится ни с Россией, ни с Китаем, ни с Индией или Бразилией, сохраняя абсолютно доверительные отношения с США.

Кошерная дипломатия

А уж то, как в Тель-Авиве научились играть на противоречиях арабских держав, причём не только на религиозной почве, у кого-то вызывает нескрываемую зависть, а у кого-то – раздражение, не позволяющее, однако, практически никакой реальной ответной реакции.

Отнюдь не случайно на Востоке многие сегодня так хладнокровно воспринимают регулярные взаимные угрозы Израиля и Ирана. Похоже, всерьёз ввязаться в драку не дадут ни тому, ни другому.

Опять же, очень характерно, что вопреки официальной позиции ООН, Израиль, перенёсший столицу из Тель-Авива в Иерусалим, много лет как зачисленный в оккупированные вместе со всем Западным берегом реки Иордан, получил на это своего рода добро от США.

Президент Дональд Трамп ещё не своём первом сроке, причём в самом его начале, запустил инициативу переноса в Тель-Авив дипломатических миссий. При этом ссылаясь исключительно на то, что это удобно и куда более выгодно.

При всех противоречиях республиканцев с демократами, последние тоже воспользовались поддержкой Израиля и Индии для продвижения идеи создания комплексного экономического коридора из Южной Азии через Саудовскую Аравию в Израиль и далее в Средиземноморье. Либо вместо, либо в дополнение, это уж как фишка ляжет, к китайскому «Одному пути».

Ну а кто последовал примеру США в переносе посольств, сейчас не так важно. Но не отсюда ли исходит поистине завидная уверенность тех, кто уже сегодня делает инвестиции в проект «Бен-Гурион»?

Альтернатива, и всё?

Проект «Бен-Гурион» представляет собой альтернативный вариант Суэцкому каналу. Хотя Египет занимает значимое положение в арабском мире, он оказывается под давлением и рискует лишиться доходов в размере свыше 6 млрд долларов.

К тому же нельзя забывать, что уже сама шумиха вокруг «Бен-Гуриона» служит неким противовесом, пока всего лишь информационным, китайскому проекту «Один пояс – один путь» или, простите за повтор – «Новый Шёлковый путь».

Впрочем, дело, скорее всего, не только и не столько в информационном сопровождении. Проект, и даже, не исключено, и рабочие чертежи «Бен-Гуриона» уже имеют место быть – в отличие от «Одного пояса», существующего пока даже не на бумаге.

И без конкретного пути, то есть маршрута или маршрутов. Пока китайские товарищи всё ещё торгуются с кем стоит, и с кем вовсе не стоит. О чём? Да о том, где и на каких условиях будут прокладываться вообще-то весьма многочисленные трассы под «Новый шёлковый путь». Трассы самого разного профиля.

А вот почему те, кто вообще-то должен раскручивать «Бен-Гурион», не делают акцента именно на этом актуальном преимуществе проекта «Бен-Гурион» – одна из загадок, ответ на которую знают, скорее всего, и в Иерусалиме, и в Вашингтоне.

Возможно, всего лишь потому, что с инвестициями – с деньгами-то как раз никаких проблем не ожидается. Что, в общем-то, и нужно президенту Трампу в контексте его противостояния с Китаем.