Творец создал человека самовластным, со свободной волей, со способностью самостоятельно выбирать, следовать ему в своей жизни добру или злу. Сотворённый по образу и по подобию Божию человек — существо уникальное.
Личность может осознанно подчиняться властной иерархии и отстраивать величайшие имперские сообщества, а может совершать мятежи против установленного порядка во имя своего эгоизма и разрушать любые социальные связи, доводя их до полной атомизации. Но сколько бы люди ни стремились революционно проредить общество и уничтожить в нём взаимодействие власти и подчинения, естественные социальные взаимоотношения, как скошенная трава, будут вновь прорастать через искусственно положенный «асфальт» тоталитаризма. Человек — существо общественное, а не одинокое, но одновременно созданное для личного спасения и долго не способно выносить искусственно созданных рамок социальных утопий.
Другой вопрос, что, выбирая зло, люди способны создавать общества тоталитарные, с совершенно разбойнической властью, отказавшейся от большинства нравственных норм и основанной лишь на страхе смерти. Но такие антисообщества живут не долго, не способны улучшаться, и при любом удобном случае люди стремятся сбросить со своих плеч их социальные оковы.
Власть в православном понимании
В Библии слово «власть» употребляется много раз (специалисты говорят, что 94 раза). И чаще всего «власть» употребляется с глаголами «дана», «имел» и «отнята», относящимися либо к Богу, либо к земным правителям.
Власть первична по отношению к государству. И прежде чем появиться государству, необходимо было сформироваться общественным отношениям, которые властно регулировались бы некими общими для всех нравственными нормами. В библейской традиции самой древней общественной нормой является заповедь времён завета Творца с Ноем, которая гласила: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9, 6).
Человек — творение Божие, и Его власть над своим созданием является властью абсолютной, властью Творца. В этой заповеди Создатель предоставляет человеческому обществу власть над жизнью и смертью тех, кто будет преступать эту охранительную для человека заповедь во имя общего ограждения человеческой жизни. Здесь не имеется в виду кровная месть, которая бы разрешала родственникам убитого, в свою очередь, убивать виновного. Здесь речь идёт об учреждении особой власти в человеческом роде, которой поручается преследовать человекоубийц.
Собственно, учреждением этой Верховной власти в человеческом обществе и благословлялось исполнение этой заповеди.
Что же такое власть и для чего она создана на Земле?
«Как власть отца, — писал Святитель Серафим (Соболев), — не могла быть сотворена им самим или дарована ему сыном, но произошла от Бога вместе с сотворением Им человека; и как власть ветхозаветных патриархов, вождей и судей существовала по установлению Самого Бога, так и царская власть установлена Богом и коренится в Нем как глубочайшем источнике и высочайшем начале первой власти (отца) и, следовательно, всякой последующей власти».
Или как сформулировал другой крупный русский богослов, архиепископ Амвросий (Ключарёв) (1820–1901): «Власть, по разуму апостольскому, есть богодарованное, сопровождаемое силою, право защищать, возбуждать и приводить к порядку и благоустройству жизнь и деятельность как частных лиц, так и целых обществ и народов».
Итак, Власть и как политическое следствие её государство проистекают из самого установления Божия — для исполнения нравственной заповеди ограждать само существование человеческой жизни на Земле как достояния и творения Божия.
Было ли установление Царской власти «отмщением за неверие»?
Однако, несмотря на такое сравнительно несложное и прозрачное по смыслу православное представление о появлении власти, дальнейшее её развитие — дарование Царской власти, некоторыми трактуется как некое «отмщение за неверие». В лучшем случае без церковного толкования этим людям кажется, что одни места Ветхого Завета противоположны другим. В одних Бог говорит о том, что Он поставит во Израиле Царя, в других — что Он дал Царя «во гневе», как бы не по своей воле.
Вот эти «смущающие» места из Священного Писания: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам: так поступают они и с тобою» (1 Цар. 8:7–8); «А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: царя поставь над ними» (1 Цар. 10:19); «Но увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас, вы сказали мне: “нет, царь пусть царствует над нами”, тогда как Господь, Бог ваш, — царь ваш» (1 Цар. 12:12); «Не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя» (1 Цар. 12:17); «И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом, Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя» (1 Цар. 12:20); «И Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял — в негодовании Моем» (Осии 13:11).
Как правило, люди «смущающиеся» этими ветхозаветными словами и смущающие других не помнят более ранних обещаний Бога Аврааму и Иакову в награду за их непоколебимую веру, что от них произойдут Цари.
Аврааму: «И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя (Быт. 17:6).
Иакову: «И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих» (Быт. 35:11).
Были и другие предсказания о царях. Например, патриарх Иаков предсказывал своему четвёртому сыну Иуде, что в его потомстве царская власть не прекратится до прихода Спасителя: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов» (Бытия 49:10).
Таким образом, видно, что в самом факте поставления Израилю царей нет ничего противного Божьему Промыслу. Значит гнев Божий, имел другие причины.
На что же гневался Творец?
На самом деле, как утверждал Святитель Серафим (Соболев): «Грех Израиля состоял ни в чем другом, а лишь в отвержении им Бога как небесного своего Царя… Из Библии ясно видно, что поставление царя Израилю было предусмотрено законом, данным от Бога Моисею, и за четыреста лет до своего осуществления уже получило для себя Божественное благословение. «Аще же, — говорил Господь народу израильскому чрез Моисея, — внидеши в землю, юже Господь Бог твой дает тебе в жребий, и приимеши ю, и вселишися на ней, и речеши: поставлю князя над собою, якоже и прочий языцы, иже окрест мене: поставляя, да поставиши над собою князя, его же изберет Господь Бог твой» (Втор. 17,14-15)…установленная в Израиле царская власть представляется в Библии фактом положительным, учрежденным от Бога для спасения израильского народа от врагов его, как об этом свидетельствуют слова Господа Самуилу: «и да помажеши его (Саула) царя над людьми Моими, Израилем, и спасет люди Моя от руки иноплеменничи: яко призрех на смирение людей Моих, яко взыде вопль их ко Мне» (1 Цар. 9:16).
Таким образом, мы видим, что учреждение Царской власти было в планах Домостроительства Божия, задолго до непосредственного учреждения института Царской власти и было наградой за праведность древних ветхозаветных патриархов.
И Сам Господь, Царь царей по своей человеческой ипостаси промыслительно происходил от царских кровей и распят был с обвинением, что именовал себя Царём.
«Отсюда понятно, — писал Серафим (Соболев), — почему Господь до трех раз повелевает Своему пророку Самуилу исполнить желание народа о поставлении для него царя (1 Цар. 8,7.9.22). Если бы оно действительно было падением грехом, то Он не повелел бы пророку послушать голоса народа, напротив, приказал бы ему побудить народ покаяться в греховном желании иметь царскую власть, как у прочих народов, и не осуществлять его».
В том же духе толкуют и все Св. Отцы изречение апостола Павла «Несть власть, аще не от Бога».
Именно поэтому Архиепископ Серафим (Соболев) и выводит следующие истины о монархическом принципе:
«Первая, что Бог посаждает царя на престоле, или иначе сказать: царская власть есть Божественное учреждение.
Вторая, что Бог посаждает на престоле царевом от плода чрева царя, то есть: наследственность царской власти.
Третья, что царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу, как об этом свидетельствует обещание сего дара с клятвою, а также и другое Божественное изречение: «вознесох избраннаго от людей Моих»(Яс. 88,20).
Четвертая, что царская наследственная власть есть и для народа важный и благотворный дар Божий…»
Исходя из этого Святитель заключает, что «учение о царской самодержавной власти в своей сущности есть учение богооткровенное, которое изменять нельзя, ибо в его основе лежат учение и заповеди Самого Бога и Его св. апостолов».
Часто озвучиваемое мнение о том, Господу были безразличны земные власти, совершенно не сообразуется со следующими библейскими словами: «Мною царие царствуют и сильнии пишут правду» (Притч. 8,15), «посаждаяй цари на престолех и обвязуяй поясом чресла их» (Иов. 12,18).
И потому глубоко прав Архиепископ Серафим (Соболев), что «говорить после этого, что для Бога чужды и далеки государственные интересы и что Он будто подчеркивает Свое безразличие к государственной жизни и деятельности, это значит, отрицать веру в богооткровенные истины о Божественном промышлении в отношении царей и их деятельности, и даже целых государств».
Автор: Михаил Смолин
Нет Комментариев