Фото: www.pravoslavie.ru
16 марта в 2025 году приходится на второй воскресный день Великого поста, в который традиционно совершается память Святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Согласно Церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется пища с растительным маслом (и не возбраняется для укрепления сил выпить немного вина). Также в Русской Церкви сегодня совершается память нескольких известных по именам святых и празднование в честь Волоколамской иконы Божией Матери.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (Фессалонитский). Величайший греческий святой первой половины и середины XIV столетия, святогорский монах (а впоследствии Солунский архиепископ), развивший теорию православного исихазма.
В 1331 году от Рождества Христова будущий Святитель Григорий ушёл на гору Афон, где начал совершать монашеские духовные подвиги (и в первую очередь непрестанно творить Иисусову молитву, иначе именуемую «умной молитвой» или «умным деланием») в скиту святого Саввы близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом знаменитого Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы Афон, а ещё позднее был рукоположён во епископы.
Святитель Григорий Палама в спорах с еретиком Варлаамом Калабрийским и его последователями защищал своё учение о нетварности божественного Фаворского Света, изложив доводы в известном богословском труде «Триады в защиту святых исихастов (священнобезмолствующих)» (написан в 1338 году), а также в философском трактате «Олицетворение».
В 1341 году Поместный собор Константинопольской Церкви принял положения Святителя Григория Паламы о том, что «Бог, непостижимый в Своей Сущности, являет Себя в таких энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию человека, но являются не сотворёнными». А также о том, что «за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Светом, каким Он сиял на Фаворе». Впоследствии на Константинопольском соборе 1351 года было торжественно подтверждено, что учение Святителя Григория является православным.
Святитель Григорий Палама преставился ко Господу в 1359 году от Рождества Христова.
* * *
Волоколамская икона Божией Матери. Иосифо-Волоцкий монастырь. Эта древняя подмосковная обитель, основанная в XV столетии одним из величайших русских просветителей преподобным Иосифом Волоцким, прославилась многими святынями. В их числе – Волоколамский образ Пресвятой Богородицы, доставленный в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого из Звенигорода в марте 1572 года, на 2-й неделе Великого поста, и торжественно встреченный игуменом Леонидом со всей монастырской братией. Полтора десятилетия спустя этому образу была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря.
С тех пор икона считалась чудотворной, по молитвам перед ней произошло немало чудес и исцелений. Но особенно Пресвятой Владычице молились о заступничестве за землю Русскую. Сам монастырь на короткое время был оккупирован нацистскими войсками, однако древний список Волоколамского образа удалось сохранить. Правда, находится он теперь не в обители. Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959 году икона была отреставрирована и с того времени находится в Москве в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
В 2007 году в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа. Новый образ получил своего рода благословение от древнего: прежде чем он занял место в соборном храме обители, его освятили в музее Андрея Рублёва и приложили к чудотворному образу XVI века. И сейчас в Иосифо-Волоцкой обители каждый православный христианин может поклониться не только святым мощам её великого основателя, но и этой чудотворной иконе, почитают которую ничуть не меньше, чем её древний список.
ВОЛОКОЛАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU
Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск. Раннехристианские святые, пострадавшие в малоазийской Амасии Понтийской в 308 году от Рождества Христова. Они были схвачены, подвергнуты жесточайшим истязаниям и казнены вскоре после другого известного и почитаемого мученика – Феодора Тирона, чьим племянником был святой Василиск. Вот как описывает чудеса, связанные со святыми страданиями этих мучеников, их Житие:
Узнав, что друзья мученика Феодора Тирона всё ещё находятся в темнице, правитель велел привести их к себе. Перед новым правителем святые Евтропий, Клеоник и Василиск так же твёрдо исповедали веру во Христа. Они были беспощадно избиты, так что тела их превратились в сплошную рану. Во время пыток святой Евтропий громко молился Спасителю: «Даждь, Господи, нам терпения совершенного в ранах сих ради венца мученического, и прииди на помощь к нам, якоже к рабу Твоему Феодору пришел еси». В ответ на мольбу святого мученикам явился Сам Господь с Ангелами и с ними святой великомученик Феодор Тирон, сказавший им: «Се на помощь вашу Спаситель прииде, да известны будете о вечной жизни». Воины и многие из стоявших поблизости людей также сподобились видеть Спасителя…
Тем не менее обезумевший от ненависти к христианам правитель не внял чуду, но приказал и дальше истязать святых. После этого последовали очередные чудеса: землетрясением был разрушен языческий храм, где страдальцев пытались заставить принести жертвы идолам. Но и это не остановило мучителя. В итоге в марте 308 года от Рождества Христова были казнены святые Евтропий и Клеоник, а позднее в Команах (возможно, в Команах Абхазских) – сосланный туда Василиск.
МУЧЕНИКИ ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК И ВАСИЛИСК. ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU
Преподобная Пиама дева. Александрийская святая первой половины IV столетия. Благочестивая девушка-христианка, жившая с матерью практически в монашеском затворе и за свои духовные молитвенные подвиги сподобившаяся от Господа дара прозрения. Этот дар помог ей силой молитвы остановить очень серьёзное преступление, когда жители одного селения из алчности захотели ограбить и перебить жителей другого. Преподобная Пиама мирно отошла ко Господу в 337 году от Рождества Христова.
Святые Зинон и Зоил. Угодники Божии, чья память совершается сегодня, однако сведения об их жизни и христианском подвиге до нас не дошли.
Преподобномученица Марфа (Коврова), послушница, и мученик Михаил Строев. Православные страдальцы, послушница и мирянин, принявшие мученические венцы в период советских богоборческих гонений во времена так называемого «Большого террора» в кровавом 1938 году. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
* * *
Поздравляем православных христиан с днём Волоколамской иконы Пресвятой Богородицы и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!
Нет Комментариев