Неравная ситуация
С февраля 2022 года, пожалуй, не было столь неоднозначного события в истории СВО – американцы с украинцами договорились о 30-дневном перемирии. Точнее, не договорились, а вынудили, загнав киевский режим в тупик. В обмен за этот «жест доброй воли» Соединенные Штаты возобновили поставки оружия и разведывательной информации. Вроде бы, любая мирная инициатива по определению должна быть позитивной, все-таки прекращается гибель людей, но не все так просто.
Прежде всего, российское руководство неоднократно заявляло о необходимости долгосрочной мирной инициативы, а не краткой передышки для противника. Пока 30-дневное перемирие выглядит именно как способ восстановления для ВСУ. В течение года с лишним бандеровцы медленно, но верно отступали, а сейчас им предлагают остановиться для восполнения сил. Российская армия пару дней назад прорвала фронт в Курской области, и в ближайшее время с этим выступом будет покончено. Немного отступим от темы и рассмотрим удивительно синхронное развитие событий в дипломатической и военной плоскости.
Российское командование никогда ранее не было замечено в политически ангажированных наступлениях – в отличие от украинских генералов. Но в преддверии переговоров Америки и Украины наши бойцы очень эффективно усилили натиск на Курском направлении. Это не простое совпадение. Все идет к тому, что Кремль четко понимал, на что и на каких условиях согласится Зеленский на перемирие в Джидде. И это перемирие (если оно вообще состоится) должно быть подписано в ситуации, когда на международно признанной территории России нет сапога украинского оккупанта.
В ином случае Киев в прямом смысле будет праздновать победу – в руках у него останется весомый козырь. Зеленский не преминет им воспользоваться, пусть даже в пропагандистских целях. В итоге можно зафиксироваться на важном моменте – потенциальное 30-дневное перемирие должно быть подписано только после изгнания врага из Курской области. Пока все идет именно к этому.
При удачном раскладе сил уничтожение противника завершится за пять-шесть дней. Этого должно хватить на дипломатические проволочки и согласования. Подписать возможное перемирие завтра-послезавтра точно не удастся – для этого требуется время. К тому же, даже само перемирие не может быть безусловным. Россия наверняка выберет круг задач, которые потребует к выполнению от украинской стороны. Только на их обсуждение уйдет несколько дней, а то и недель.

Подбитая трофейная американская БМП M2A2 Bradley в Курской области
30-дневное (или иное) перемирие – это неравнозначное событие на российско-украинском фронте. Как бы не хорохорился Зеленский, но ему прекращение огня гораздо выгоднее, чем России. Как минимум из-за того, что на его войска перестанут наступать. И стратегические возможности нанесения дальнего огневого поражения у двух сторон совсем различны. Армия России простреливает всю Украину вдоль и поперек, а ВСУ едва достает до Казани и Уфы.
При этом нанесенный ущерб совершенно несопоставим. Даже с учетом того, что Зеленскому наступили на горло, 30-дневное перемирие – это явное «помилование» для ВСУ. И одновременно резкий перенос центра тяжести на Кремль. Столь сложного и неоднозначного выбора не было перед руководством страны с 24 февраля 2022 года.
А если нет?
Любое перемирие, даже если оно неравнозначное по эффекту, работает в обе стороны. ВСУ восстановит силы, проведет безбоязненную ротацию, подтянет к линии фронта технику из свежих поставок и укрепит оборону. Но кто мешает России сделать то же самое? Учитывая резервы в живой силе и военно-технический потенциал противоборствующих сторон, перемирие пройдет не на пользу Украине, хотя и заморозит территориальные потери противника.
Но Кремль может и отказаться от любой формы временного перемирия. В начале материала об этом упоминалось в связи с ранними заявлениями о необходимости именно мирного и долгосрочного соглашения. Вот и вражеский Reuters разгоняет панику на Западе, заявляя о скептическом отношении Владимира Путина к готовности Зеленского к перемирию. О вероятности данного измышления говорить сложно – наш президент мастер запускать «черных лебедей», ставящих в тупик иностранных «партнеров». Но отказ от перемирия точно не нулевой. Какие последствия можно ожидать в таком случае?
Отказ от американо-украинского 30-дневного перемирия – это безусловный политический козырь для Киева и Вашингтона. Если Кремль не пойдет на предложение, то западная пропаганда неминуемо развернет это как нежелание России завершить СВО миром. При этом никого не интересует, как это выглядит со стороны. Америка добилась от Украины согласия на перемирие, при этом возобновив поставки вооружения. В полном соответствии со знаменитым: «Хочешь мира – готовься к войне». То есть перемирие с одновременным усиление позиций противника. Примерно так это выглядит. И никаких гарантий для России на данный момент не озвучено.
Очень похоже на ловушку для Кремля. В случае отказа Трамп резко поменяет свою риторику и попробует уже Россию принудить к мировому соглашению. Непонятно, как это он провернет, но попробует точно. По большей части это будут пропагандистские выпады и очередные экономические меры. Россия далеко не Украина по степени зависимости от Соединенных Штатов – здесь грубая игра неуместна. Но несомненно одно – в случае категорического отказа России от 30-дневного прекращения огня Трамп попытается выбить из этого максимальные бонусы. Кремль будет однозначно обвинен в нежелании идти на мировую с Украиной.
Впрочем, Трамп далеко не лузер в переговорах и отлично понимает все риски. Он так долго кричал о быстром завершении конфликта, что теперь просто не может слиться из переговорного процесса. Иначе получится, что слово Владимира Путина гораздо дороже слова Дональда Трампа. Такого разворота событий в Вашингтоне точно не ждут. И вот тут начинается самое интересное. Зеленский за 30-дневное перемирие получил возобновление финансирования и поставок военной техники, а на что может рассчитывать Россия.
Все переговоры и официальные заявления, которые мы видим последние недели – это лишь верхушка айсберга. Основные и самые напряженные переговоры идут вдали от глаз и ушей репортеров. России явно предложили некие условия, которые могут подтолкнуть руководство к перемирию. Оговоримся, именно подтолкнуть, а не броситься в объятья.

Во всей дипломатической игре, развернувшейся в последнее время, нельзя не вспомнить о Китае. У него особая роль. Точнее, роль очень малозначительная. А это болезненно воспринимается Пекином. Политика невмешательства, которую демонстрирует Китай последние три года, наконец дала свои плоды – китайцев на переговорном поле вообще не видно. Просто не приглашают.
Скорее уже Лукашенко, чем Си Цзиньпин. В этой атмосфере китайское руководство может воспринять отказ России от перемирия очень неправильно. Дескать, тут все вокруг вас о мире говорят, а вы своё СВО продолжаете. И громко хлопнут дверью, что может означать антироссийские санкции со стороны Пекина. Вариант развития событий не нулевой, хотя КНР и получает от военных действий на Украине баснословные доходы.
Здесь и поставки продукции двойного назначения сразу двум сторонам конфликта, и свободный от конкурентов российский рынок. Не исключено, что остальные страны «глобального Юга» могут последовать примеру Китая и также изменят свою нейтральную позицию на проукраинскую. Со стороны это выглядит как серьезная проблема, но мы не забываем про российскую дипломатию, которой за последние три года удавалось решать и не такие проблемы.
В сухом остатке у нас всего две проблемы. Первая – если Кремль соглашается на перемирие, то это ведет к военно-техническому усилению позиций ВСУ. При одновременном усилении позиций Российской Армии, но все же. И дополнительно страдает режим Зеленского, который утверждал, что Россия не готова к миру.
Обоюдное перемирие выбивает этот козырь у противника. Вторая проблема – если военно-политическое руководство отказывается от перемирия, Армия России продолжает оттеснять ВСУ, тем самым снижая оборонный потенциал противника. И поставки из США его не компенсируют. Но отказ от перемирия становится мощным козырем киевского режима, которым он попытается перетянуть на свою сторону новых сторонников.
Казнь или помилование Зеленского становится главной дилеммой для Кремля в самом ближайшем будущем.
Нет Комментариев