Фото: Andrii Ya/shutterstock

«А мы сами худосочные»: Россию бьют по больному месту. Как будем реагировать? Экономист Максим Довгялло оценил последствия западных санкций и сказал, как, с его точки зрения, можно обернуть эту ситуацию на пользу нашей стране. «Те ограничения, которые были введены в отношении нас, они заставили российские предприятия начать инвестировать в собственное производство», – подчеркнул он.

В феврале британский политик Дэвид Кэмерон заявил в интервью газете The Sunday Times, что экономика Запада в 25 раз больше российской. Поэтому, дескать, нет смысла слишком суетиться, пройдёт время — и на фоне нынешнего противостояния российская экономика сама рухнет. Даже никакие санкции не понадобятся. И, похоже, что определённая доля правды в этом есть.

Если ЦБ продолжит ужесточать денежно-кредитную политику, то 2025-й станет для экономики России периодом коллапса, считает экономический обозреватель Царьграда Юрий Пронько. Поскольку курс доллара уже превышает 100 рублей, а ставка Центробанка остаётся по-прежнему очень высокой. И национальная валюта продолжает падать.

По мнению экспертов, манипуляции с ключевой ставкой практически никак не снижают инфляцию, но дают обратный эффект, стимулируя рост цен. Однако глава ЦБ Эльвира Набиуллина с этим не согласна и всерьёз заявляет о том, что это эффективный инструмент для борьбы с инфляцией.

Так что происходит с российской экономикой и куда мы движемся? На этот вопрос в эфире программы «Царьград. Главное» ответил экономический эксперт Максим Довгялло.

Западные санкции работают не только против России

Комментируя ситуацию, экономист Максим Довгялло отметил, что те проблемы, с которыми уже столкнулась российская экономика и к которым она в том или ином формате адаптировалась, в ближайшее время придут и в Европу, и в Китай.

Фото: Царьград

И, если Китай в этой конфигурации, будучи свободным от идеологем, будет выстраивать отношения со всеми, и, используя российский опыт, наверное, поддержит и себя, и нас, и Глобальный Юг, то Западу в этом плане будет гораздо сложнее. Их основной партнёр собирается вводить против них санкции,

— отметил Довгялло.

Эксперт согласен с тем, что ситуация там, мягко говоря, складывается не очень хорошая. Но поскольку Трамп — бизнесмен, то он прекрасно понимает, что без введения подобных рестрикций не сможет вернуть производство в США. А соответственно, и достигнуть своей цели — «сделать Америку снова великой».

Поэтому ему важно уйти от зависимости от любых партнеров — дружественных, недружественных. Потому что сегодня партнёр дружественный, а завтра он недружественный,

— пояснил Довгялло.

Ведущий Царьграда Юрий Пронько на это заметил, что его смущает то, что «мы опять рассчитываем на третьего дядю, который начнёт в этой посудной лавке вводить новые тарифы в отношении Китая, в отношении Евросоюза, а мы сами худосочные и, получается, что опять зависимые».

Фото: Царьград

Не соглашусь с вами. Дело в том, что те ограничения, которые были введены в отношении нас, они заставили российские предприятия начать инвестировать в собственное производство. Вот это знаменитая программа импортозамещения,

— ответил Довгялло.

Он добавил, что риски для предприятий, конечно, есть. Поскольку ни один нормальный бизнес не потянет 23-25% годовых. Помимо того, есть дефицит трудовых ресурсов, причём во многих отраслях сразу. И, конечно, такая нагрузка для большинства из них неподъёмна, отметил Довгялло.

Фото: Freepik.com

Спасает то, что пока не свёрнуты программы, которые идут по линии Минпромторга России. Несмотря на ставку 23% по кредитам коммерческих банков, у Минпромторга по-прежнему действуют ставки, скажем, лизинга, когда лизинг оборудования даётся на кредит на 40%, под 1% годовых. Согласитесь, что, даже если вы 60% взяли под 23%, но 40% вы взяли под один, у вас средняя ставка будет уже ближе к реальной, которую можно вытащить,

— пояснил экономист.

Сейчас всё зависит от Минфина и ЦБ

Как сказал эксперт, вопрос сейчас в том, будут ли эти программы увеличены, будут ли их как-то расширять. Если да, то мы пройдём развилку, чтобы выйти из кризиса, усилившись. Но если нет, то мы свернём на дорожку с негативным сценарием, сказал он.

Ну и, конечно же, нужно думать о том, что делать с софинансированием оборотного капитала. Потому что по-хорошему понятно, что инвестиции закроют в той или иной степени программы Минпрома. И здесь, конечно, нужно обязательно возобновление программ компенсации процентных ставок, которые действовали у нас с вами и в период кризиса ипотечного в США в конце 90-х — в начале 2000-х. Опыт есть. Поэтому сейчас всё зависит от Минфина и Центрального Банка,

— заключил Довгялло.

По словам эксперта, если государство примет эти меры для поддержки реального сектора экономики и если не слушать тех, кто считает, что придёт Трамп — и всё разрулит, а мы сами будем работать над тем, чтобы стать, действительно, экономически независимыми, то, возможно, получится решить эту проблему. Мы уже близки к этому, добавил он.

Коллаж Царьграда

Программы Царьграда