Почему после взрывов пейджеров в Ливане мир не будет прежним
«Сейчас в американской блогосфере две темы: первая – это история, может, и выдуманная, про то, что иммигранты с Гаити в каком-то небольшом городке съели кошек и собак. А вторая, увы, настоящая, о беспрецедентной акции террора, когда несколько тысяч человек были ранены и убиты одновременным взрывом заряженных взрывчаткой пейджеров. Большинство из них – члены ливанской «Хезболлах»», — пишет публицист и экономист Андрей Петрович Паршев в статье «Почему после взрывов пейджеров в Ливане мир не будет прежним», опубликованной на сайте «Партия дела».
«Руководители «Хезболлах» попытались создать систему управления организацией, защищённую от слежки извне. Пейджинговая связь в этом отношении, действительно, выглядит получше обычной мобильной связи. Мы знаем пейджеры разве что по закусочным – кое-где клиентам дают такую коробочку с зуммером, который сигнализирует, когда наш заказ готов. Но в мире пейджеры всё ещё широко используются. Пейджер – это, по сути, радиоприёмник с уникальным адресом, в простом варианте он только принимает сигнал, например, о срочном вызове владельца на работу. Отследить пейджер нельзя, он не излучает. И даже если излучает, нельзя определить его местоположение, в отличие от мобильного телефона. Но всё это работает, если нет закладок. И тут руководители «Хезболлах» попали в ловушку», — считает писатель.
«Чьи-то учёные и инженеры создали взрывчатку, которую невозможно обнаружить при помощи обычных поисковых средств – крошечный, весом не более 3 граммов заряд, способный убить человека с расстояния вытянутой руки, и закамуфлировали его под какую-то радиодеталь в пейджере, который сам имеет габариты спичечного коробка. На одном из видео, лежавшее на столе устройство (к счастью владельца) пробило и верхнюю поверхность, и следующую плиту стола из ДСП.
И этот «пейджер» – не имитация, а вполне работоспособное устройство, выполняющие все функции своего прототипа, выпускаемого очень уважаемой в мире электросвязи тайваньской компанией. Как оперативники некоей секретной службы ухитрились подставить партию этих устройств под закупку такой серьёзной организации – это тоже отдельная история», — пишет Андрей Паршев.
«Скорее всего, — продолжил он, — реальный производитель никогда не будет найден, а каналы, к нему ведущие, окажутся тупиками. Не стоит сейчас строить версии о заказчиках и исполнителях – это могут быть кто угодно из стран, считающих членов «Хезболлах» террористами.
А вот что можно сказать уверенно, так это то, что мир после этого акта уже не будет прежним. Технологии, применённые в устройствах, будут изучены специалистами, поскольку из 5000 устройств взорвались не все – некоторые были вне зоны доступа, некоторые были выключены и не получили инициирующий радиосигнал. И, возможно, их секреты утекут к настоящим террористам. И тогда – любой трёхграммовый кусочек пластика уже будет выглядеть потенциально опасным», — предостерёг эксперт.
«Ещё в 70-е годы Станислав Лем предсказывал «эру воздушного терроризма», в ходе которой меры безопасности будут включать переодевание пассажиров на время рейса в одноразовую одежду, а их вещи и одежда должны были перевозиться отдельно. И, видимо, мы к этому идём: ведь эти мини-бомбы, способные пробить корпус самолёта, могут быть спрятаны не только в телефонах и ноутбуках. Но телефоны и ноутбуки, как и любые электронные гаджеты, видимо, попадут в перечень «запрещёнки» в первую очередь. Ну а как ещё должны реагировать авиационные службы безопасности? Это то, что касается всего мира, но нас эта история касается ещё сильнее», — уверен он.
«Представитель «Хезболлах» честно признал, что главной причиной происшедшего было отставание технологических возможностей от таковых у противника. Это понятно, и причины объективны. Операцию провёл тот, кто способен создавать и массово производить современные электронные устройства. Ливанская «Хезболлах» точно этого не может. Но также в мире множество целых стран, которые тоже не в состоянии произвести или досконально изучить современный пейджер, телефон, ноутбук, и массу прочих устройств. И тут не нужно путаницы и пропаганды: даже возможность собрать устройство (как у нас собираются бытовые компьютеры или квадрокоптеры) не означает возможности произвести. Ключевые детали, процессоры, контроллеры – как правило, приобретаются за рубежом. И кто угодно может оказаться в положении «Хезболлах».
Да и не ключевые детали тоже могут оказаться «вражескими». Иранцы продемонстрировали пугающую картинку: партия обычных электрических разъёмов, заказанная где-то в Южной Азии, оказалась с закладками. Разъёмы разрушались в какой-то момент. А предназначены они были для электроцепей военных ракет. Спецслужбы вскрыли схему и даже отчасти задействованных агентов, но неизвестно, на какой стадии.
Собственно, всем всё давно понятно, но, увы, приходится повторять: в современном мире, чтобы тебя не побили, нельзя отставать в технологиях и промышленности. «Отсталых бьют». Это было сказано почти сто лет назад, и это подтверждается снова и снова», — заключил Андрей Паршев.
Нет Комментариев