После того как отрывки из данных школьных программ по истории оказались в Сети, Министерство просвещения РФ быстро их засекретило, о чём автор уже упоминал в материале Дружба крепкая, не расклеится… О странностях дружбы со странами Средней Азии. Однако не только в таджикских учебниках есть такие пассажи. Впоследствии выяснилось, что подобное сплошь и рядом встречается и в учебниках Узбекистана и Киргизии.
В информационном поле ранее много внимания уделялось русофобии в украинских учебниках и школьных программах, но почему же никто не обращает внимание на то, что происходит в якобы дружественных России республиках Средней Азии?
Миф о «дружбе народов»
Следует отметить, что миф «дружбы народов» был неотъемлемой частью советской реальности и сохраняется и по сей день, поскольку Россия проводит, по сути, ту же национальную политику, что и СССР.
Интернационалистический СССР создавал себе образ безоговорочного оплота межнационального мира и равенства. Однако, несмотря на заверения советского руководства о торжестве дружбы народов и ленинской национальной политики, об успешном завершении создания в СССР «советского народа – новой исторической общности людей», об отсутствии межнациональных противоречий в стране, на деле всё обстояло совсем по-другому.
Проблемы межнациональных отношений в советский период по-прежнему существовали. Национально ориентированная интеллигенция в советских республиках (существование которой всячески поощрялось из Москвы в рамках той самой дружбонародной политики) уже в 60-х годах проводила активную антирусскую политику, на что Москва закрывала глаза. Ситуация серьёзно усугубилась во время перестройки, когда обострилось множество межнациональных конфликтов.
Развернулось армяно-азербайджанское противостояние из-за Нагорного Карабаха, межэтнические конфликты разворачивались в Абхазии, Южной Осетии, Азербайджане. «Нерушимая дружба народов» оказалась фантомом. Во многих союзных республиках обретало силу движение за выход из СССР [1].
Применительно к рассматриваемому периоду можно с уверенностью говорить о росте антирусских настроений в национальных республиках и выделять данный процесс в особого рода межэтнический конфликт. Власть была осведомлена о широком распространении русофобии на местах. Посредником между властью и этносами в данном случае зачастую выступала печать, прежде всего центральная партийная пресса. Газета «Правда», к примеру, составляла регулярные сводки писем из национальных регионов и под грифом «совершенно секретно» направляла в ЦК КПСС.
Из Еревана сообщали о нежелании молодых людей армянской национальности работать, «аргументирующих» своё поведение заявлениями о том, что «пусть русские работают». В письмах из Узбекистана встречаются упоминания о фактах открытого призыва к русским: «Убирайтесь в свою Россию». Кульминацией русофобских настроений можно считать взрывы трёх бомб в Москве, осуществлённые членами подпольной армянской националистической группы – Степаняном, Багдасаряном, Затикяном, которые признали на следствии, что приехали в Москву бороться с русскими людьми [2].
В 70-е и первой половине 80-х гг. XX в. практически завершился процесс национального обособления союзных республик и сформировалось несколько линий межэтнических противоречий: между титульными нациями и национальными меньшинствами, между русскими и русскоязычными с одной стороны и «коренным населением» – с другой.
К середине 1980-х гг. в СССР существовали все те межэтнические конфликты, которые в большинстве своём вскоре (после распада Союза) переросли в вооружённые столкновения и даже войны.
Историк и социолог Игорь Бестужев-Лада ещё в 2015 году писал:
Русофобия в учебниках Узбекистана и Таджикистана
Как справедливо отмечает депутат Михаил Матвеев, «дружбы народов» на самом деле никогда не существовало.
Действительно, если говорить о периоде Российской империи, то она позиционируется как «колонизатор» и «оккупант». Вот, например, что говорится в учебнике «История Узбекистана» для учащихся 1 курса академических лицеев и профессиональных колледжей:
В рабочей программе учебного предмета «История таджикского народа», в свою очередь, говорится об «оккупация Джизака, Ходжента и Ура-тюбе (Истаравшана) российскими войсками». Таким образом, Российская империя представляется этакой «империей зла».
Далее идёт советский период, в котором, как уже было указано выше, было якобы торжество дружбы народов. Что же говорится об этом периоде в учебниках по истории дружественных стран Средней Азии? Благодарны ли они России за развитие их республики? Ответ во всё том же учебнике по истории Узбекистана.

То есть СССР якобы превратил Узбекистан в «сырьевой придаток», в то время как на самом деле если посмотреть уровень реального производства и потребления союзными республиками, то Узбекистан и Таджикистан потребляли в три раза больше, чем производили.
Опять-таки сложно не согласиться с Михаилом Матвеевым в том, что:
Возникает вопрос – почему Россия не обращает внимание на русофобию в республиках Средней Азии, откуда прибывает огромное количество мигрантов? Почему закрывает глаза на то, что русофобии учат в школьных программах, на которые выделяются деньги из российского бюджета? Ведь никаких официальных комментариев по этому поводу нет.
При этом, что интересно, совсем недавно МИД России раскритиковал армянский учебник из-за искажения истории – речь, в частности, идёт об одной из глав под названием «Насильственное присоединение Восточной Армении к России». Почему же МИД не обращает внимания на русофобские формулировки таджикских и узбекских учебников?
Использованная литература:
[1]. Яковенко И. Г. «Нерушимая дружба советских народов»: создание, бытование и деконструкция одного советского мифа // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 8. С. 27-39.
[2]. А. П. Мякшев. Власть и межэтнические конфликты в СССР в период «развитого социализма». – Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Право. Международные отношения, Том 5, Выпуск 1/2, 2005.
[3]. Бестужев-Лада И. В. Дружба народов: миф или реальность? // Экономические стратегии. 2015. № 7. С. 146-153.
[4]. См. Усманов К., Садиков М. История Узбекистана (1917—1991 годн): Учебник для учашихся 1 курса академ. лицеев и проф. колледжей. – Т.: «Sharq», 2011.
Нет Комментариев