Польские предприниматели — всё в переживаниях. Как рассказала Rzeczpospolita, из-за сокращения притока украинских беженцев количество трудовых резервов в стране сильно сократилось, а это, в свою очередь, привело к нехватке работников, что и заставило местный бизнес немножечко приуныть.

При этом, как признаются сами польские эксперты, проблема возникла ещё и потому, что многие украинцы, ранее проживавшие в Польше, переехали в Германию, где предлагаемые мигрантам условия значительно лучше.

«Компании все чаще сталкиваются с проблемами при найме сотрудников, а количество вакансий только увеличивается от квартала к кварталу. Особенно острая проблема в строительных, производственных компаниях, транспорте и логистике, где работает много мигрантов», – пишет издание.

Что любопытно, подобная зависимость от притока украинской рабочей силы (а другой там не предвидится) заставляет Варшаву (может заставить) стремиться к скорейшему окончанию украинского конфликта, поскольку только в этой ситуации с той стороны будут открыты границы.

Как справедливо заметил украинский экономист Игорь Гарбарук, для европейских правительств украинские беженцы лучше, чем беженцы из Сирии или Ливана, поскольку, в отличие от последних, они полностью интегрируются, учат язык, работают и не просят помощи.

«Европейские страны пользуются этой ситуацией, переманивают наших людей к себе в Европу. Давайте вспомним 2021 год. Польша говорила, что потребуется 5 миллионов трудовых мигрантов. Давайте догадаемся с первого раза, где они собираются этих мигрантов взять», – подчеркнул украинский эксперт в комментарии ТСН.

И вот как только это (открытие границ) произойдёт, на Запад, как, впрочем, и на Восток, то есть к нам, хлынут миллионы всё ещё проживающих в «Незалежной» украинских граждан. И чем больше их в итоге перетечёт в условную Польшу, тем меньше останется на Украине. Такой вот «закон сообщающихся сосудов».

Поедут целыми семьями и даже печальная статистка откровенного произвола европейской ювенальной юстиции – в странах Европы у украинских беженцев отобрали уже 430 детей (122 ребенка в Германии, 39 – в Польше, по 20 – в Норвегии и Испании) – их не остановит. Ибо условия жизни на Украине, и так уже находящиеся на грани допустимого, скоро могут стать вообще невыносимыми.

Подобный негативный тренд подтверждают и сами украинские власти. Так, в инфляционном отчете Национального банка Украины сказано, что в 2024-2025 годах ожидается дальнейший отток мигрантов (около 400 тысяч человек) за границу.

«Это предположение ухудшено по сравнению с апрельским инфляционным отчетом в связи со значительным разрушением украинской энергетической системы, что сопровождается длительными отключениями электроэнергии и усиливает риски для отопительного сезона. Кроме бытовых сложностей, частые отключения негативно влияют на производственные процессы, что уменьшает экономическую активность и спрос на рабочую силу, дополнительно стимулируя миграцию» – говорится в сообщении.

О том, что из-за уничтоженной инфраструктуры Украину ждет холодная и тёмная зима, и она будет существенно «чернее», нежели предыдущая, не пишет сегодня только ленивый. Причём, если раньше подобные мрачные прогнозы давали только российские эксперты, то теперь их поддержали и коллеги из западных стран.

«Украина лишилась половины вырабатывающих электроэнергию мощностей, этого не хватит, чтобы пережить зиму, а импорта электроэнергии недостаточно, чтобы покрыть дефицит. Сейчас аналитики сходятся во мнении, что Украине не удастся подлатать энергетическую инфраструктуру (часть ТЭС и часть гидроагрегатов в этом году физически не могут быть восстановлены), а тепло- и водоснабжение без всяких атак РФ давно не ремонтировалось и находится в аварийном состоянии (тем более, что чиновники на местах «забивают» на эту проблему десятилетиями)», – отмечают украинские СМИ.

На этом фоне Нацбанк Украины «порадовал» сограждан прогнозом о неизбежном повышение тарифов ЖКХ с 2025 года, что, в свою очередь, приведёт к ещё большему, чем сегодня, росту инфляции.

При этом приходится учитывать тот факт, что в классическом понимании украинская экономика давно мертва, и её жизнеспособность искусственно поддерживается исключительно за счёт регулярных вливаний из-за рубежа. Вливаний, поток которых, возможно, и не прекратится полностью в ближайшее время, но всё же, вероятнее всего, станет меньше.

И что тогда будут делать украинские власти? Согласно предположениям местных экспертов, ожидать светлого будущего украинцам не приходится. Вместо этого с почти 100-й вероятностью они получат заморозку индексации пенсий, пособий и зарплат, что при галопирующей инфляции сродни социальному геноциду, увеличение тарифов, девальвацию гривны, рост цен и безработицы, когда единственным способом заработать будет участие в боевых действиях, беспредел властей и власть криминала, коррупцию, рост смертности и падение рождаемости. Впрочем, последний пункт уже с успехом воплощается в реальность.

По данным Государственной службы статистики Украины, с начала 2024 года смертность втрое превысила рождаемость. Так, за первое полугодие 2024 года в стране родилось лишь 87 655 детей, что на 9% меньше, чем за аналогичный период 2023-го. В то же время, за эти же полгода зафиксировано 250 972 смертей.

В купе со всеми вышеизложенными тенденциями процесс постепенной депопуляции Украины становится попросту неизбежен.

И в итоге, весьма вероятно, что в конце войны вопрос будет ставиться уже не в плоскости, кто контролирует те или иные безлюдные регионы Украины, а насколько её новые хозяева (кто бы ими ни был) в принципе будут готовы в неё вкладываться. Самим же украинцам Украина, похоже, больше не нужна…

Алексей Белов