— 1722 г. Император Петр I посетил Астрахань

Астраханский губернатор Волынский записал тогда в дневнике: «19 июня во вторник в 16 часу дня Его Императорское Величество изволил прибыть в Астрахань водою в шлюпке на пристань и войти в крепость, в Кремль, в Соборную Церковь…».​ Астрахань встретила Петра I, только что получившего титул Императора, Отца Отечества, торжественно и шумно. Город со своей своеобразной архитектурой, со своим неповторимым восточным колоритом произвел большое впечатление на великого преобразователя. Первой достопримечательностью, которая запала в сердце Императора, был Астраханский кремль и его главная святыня – Успенский собор.

В честь благополучного прибытия эскадры в Успенском соборе был отслужен молебен. Величественный вид собора произвел на Петра Алексеевича огромное впечатление, и впоследствии он не раз делился впечатлениями со своими приближенными. ​После этого Император взобрался на Пречистенскую колокольню и в подзорную трубу стал осматривать окрестности, которые показались ему очень красивыми.

 

— 1736 г. Взятие Азова

​​Русские войска фельдмаршала Петра Петровича Ласси захватили турецкую крепость Азов. ​В ночь с 17 на 18 июня, под прикрытием артиллерийского огня со всех батарей и стоявших на Дону кораблей, штурмовой отряд Ломана двинулся в атаку. Турки отчаянно защищались и взорвали две мины, но, как сообщал впоследствии Ласси, «с немалым трудом и с боем нашими людьми форштадтные при Азове ближние палисады взяты». Потери русских во время атаки были небольшими: 5 солдат убитыми, 38 солдат и 2 офицера ранеными. Общая численность армии Ласси к тому времени достигла 25 тысяч человек.​

​После падения форштадта комендант крепости Мустафа-ага направил в русский лагерь письмо с предложением сдать город. 19 июня начались переговоры. Сначала русский командующий настаивал на полной капитуляции, но османы решительно отказались. Комендант даже сказал, что предпочтет «погибнуть под развалинами крепости». В конце концов, гарнизону Азова было разрешено проследовать под конвоем русских войск в турецкую крепость Ацука. Гарнизон выходил из крепости без военных почестей с условием не воевать против русских в течение одного года; военным разрешалось оставить личное оружие в количестве одного ружья, лука, пистолета и сабли; все казённое оружие оставалась русской армии; артиллерия, ее принадлежности, провиант, за исключением количества необходимого для довольствия турецких солдат во время перехода. Пороховые погреба и мины оставались русским; турецкие подданные могли оставаться в городе 14 дней для завершения своих дел, им обеспечивалась безопасность и справедливое отношение к имуществу. До возвращения конвоя, которым командовал адмирал Бредаль, три турецких высших командира оставались в заложниках. Город Азов считался перешедшим «в подданство Ея Императорского Величества».

 

— 1807 г. Афонское сражение​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

​Произошло у полуострова Афон в Эгейском море, между эскадрой вице-адмирала Д.Н. Сенявина и турецкой эскадрой. Победа в Афонском сражении укрепило положение Русского флота в Греческом архипелаге, и усилила блокаду Дарданелл. Разгром турецкого флота и успехи русской армии на суше вынудили Турцию 12.8 1807 г. подписать перемирие.

 

— 1809 г. Образование Финского государства и вхождение его в состав России

​Боргоский сейм утвердил образование Финского государства и вхождение его в состав России. Боргоский сейм был созван российским правительством после победы в русско-шведской (финской) войне 1808—1809 годов. При открытии сейма Император Александр I, сидя на специальном троне, произнес на французском языке речь, в которой, между прочим, сказал: «Я обещал сохранить вашу конституцию, ваши коренные законы; ваше собрание здесь удостоверяет исполнение моих обещаний». На другой день члены сейма принесли присягу в том, что «признают своим государем Александра I Императора и Самодержца Всероссийского, Великого Князя Финляндского, и будут сохранять коренные законы и конституции.

 

— 1854 г. Пополнение Тихоокеанского флота

​ ​3-мачтовый парусный фрегат Русского флота «Аврора» пришел из Кронштадта в порт Петропавловск-Камчатский для пополнения русских морских сил на Тихом океане, где находился единственный корабль — 10-пушечный военный транспорт «Двина».​

 

— 1884 г. † Эдуард Иванович Тотлебен

​ Государственный и военный деятель, инженер-генерал (1869 г.), генерал-адъютант (1855 г.), граф (1879 г.). Родился 8.05.1818 г. С 1832 г. учился в Главном инженерном училище, в 1836 г. произведен в офицеры. В 1848—49 гг. участвовал в Кавказских войнах. В Крымскую войну 1853-1856 гг. руководил инженерными работами в Севастополе, сыграл видную роль в организации его обороны. Руководил осадой Плевны в 1877 г. Проектировал строительство самой крупной крепости Европы 20 века крепость Керч.Член Госсовета. Военный историк, почетный член ряда академий и Петербургского университета. В 1879 г. — одесский генерал-губернатор и командующий войсками Одесского военного округа, с 1880 г. — виленский, ковенский и гродненский генерал-губернатор и командующий войсками Виленского военного округа; был убежденным сторонником самодержавия.

В 1909 г. ему был поставлен памятник в Севастополе.

 

— 1918 г. Совнаркомом принято решение о национализации имущества семьи Романовых

​На заседании Совнаркома было принято решение о национализации имущества семьи Романовых. Решение тем более странное, что все их имущество уже несколько месяцев как было присвоено большевиками или разворовано «революционным народом». Скорее всего, именно на этом заседании и было принято решение, определившее участь Царя и его Семьи. 4 июля охрана дома особого назначения была изъята из рук Уральского совета и передана ЧК. Вместо слесаря Александра Дмитриевича Авдеева комендантом дома назначен Яков Хаимович Юровский – чекист и «комиссар юстиции» Уральской области. Он сменил всю внутреннюю охрану. Арестанты думали, что эта смена произошла, чтобы прекратить кражи их имущества, которые при Авдееве были заурядным явлением. Кражи действительно прекратились, но не об имуществе Романовых заботились в Москве.

 

— 1966 г. † Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

​​ Святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец, дивный угодник Божий XX века. В миру Михаил Борисович Максимович — один из ярчайших носителей духовных ценностей и идеалов Святой Руси в русской эмиграции.​ ​ Родился 4.06.1896 г., в с. Адамовка Харьковской губ., в благочестивой дворянской семье Бориса и Глафиры Максимовичей. Михаил окончил кадетский корпус в Полтаве и юридический факультет университета в Харькове, где познакомился в 1914 г. с митрополитом Харьковским Антонием (Храповицким).

После гражданской войны Михаил со своими родителями оказывается в Сербии, где в 1925 г. оканчивает богословский факультет Белградского университета. Тогда же у него созревает желание принять монашество, и в 1926 г. митр. Антоний постригает его с именем Иоанн, в честь прославленного Церковью его предка — свт. Иоанна, митрополита Тобольского (Максимовича). Он в числе первых поднял вопрос об официальном прославлении Царских мучеников, разъясняя духовную необходимость почитания их. «Великий грех, — учил он, — поднять руку на Помазанника Божия, не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной. В скорби говорим мы, «кровь его на нас и на детях наших», т. к. в грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец. Будем помнить, что это злодеяние совершено в день памяти творца Великого канона св. Андрея Критского, зовущего нас к покаянию. Глубокое сознание греховности содеянного и покаяние перед памятью царя-мученика требуется от нас Божией правдой. Но покаяние наше должно быть без всякого самооправдания, без оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого начала.

Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции». ​ За время епископства Владыки его усердием были выстроены замечательные храмы: храм-памятник св. прав. Иова Многострадального в Брюсселе в память Царя-мученика, кафедральный собор Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, крипта которого стала усыпальницей блаженного архиепископа Иоанна. Скончался в июле 1966 г. в Сан-Франциско. Похороны Владыки были выражением торжества Православия. Шесть дней у открытого гроба теснились прощающиеся, 5 архиереев приехали на отпевание.

В 1994 г. был причислен к лику святых Русской Православной Зарубежной Церковью.

 

— 1988 г. Перезахоронение праха Евгения Степановича Бурачека

​ Русский адмирал, первый начальник военного поста Владивосток.

​Евгений Степанович Бурачек родился в 1836 году в Санкт-Петербурге в семье кораблестроителя, генерал-лейтенанта Корпуса корабельных инженеров Степана Онисимовича Бурачека. В возрасте шести лет был отправлен в Морской кадетский корпус. В 15 лет, 11 августа 1851 года, стал гардемарином Морского кадетского корпуса. Проходил службу на кораблях Балтийского флота, в 1853 году получил звание мичмана, через три года в 1856 — звание лейтенанта. С 1859 года осуществлял кругосветное плавание на клипере «Разбойник». Во время этого плавания у Евгения Степановича развилась сильнейшая морская болезнь, что поставило под сомнение всю его дальнейшую карьеру. Когда клипер подошёл к российскому Дальнему Востоку — болезнь развилась настолько, что под угрозу была поставлена жизнь Евгения Степановича. После захода «Разбойника» в военный пост Владивосток, 22 июня 1861 год, Бурачек принял решение сойти на берег и добираться в Санкт-Петербург по суше.

За два дня до прибытия «Разбойника» во Владивосток, 20 июня 1861 год, государственный инспектор майор Хитрово отстранил от командования поста Владивосток прапорщика Комарова, фактически основателя города. Прибытие Евгения Степановича оказалось, как нельзя кстати, и майор Хитрово сразу же назначил его начальником военного поста, после чего назначение было утверждено губернатором Приморской области Петром Казакевичем. Не последнюю роль в его назначении сыграло и знание Евгением Степановичем четырёх иностранных языков в том числе и китайского. Таким образом Бурачек стал начальником важного форпоста России на Дальнем Востоке.

После назначения на должность Бурачек активно принялся за работу, развивая строительство военного поста. При нём была закончена пристань, также были проведены работы по углублению дна и были построены военные склады и сухарня. Было завершено строительство церкви и начаты постройки гражданских сооружений.

Поскольку Бурачек обладал познаниями в медицине, то фактически он выполнял ещё и обязанности главного лекаря поста, помогая солдатам переносить недуги, связанные с непростым морским климатом. Также он помогал оправиться от лихорадки сошедшему на берег по причине болезни гардемарину Станюковичу, будущему известному писателю. С 1862 года Владивосток уже именуется портом, а не военным постом, с 25 октября 1862 года во Владивостоке с целью увеличения товарооборота разрешена беспошлинная торговля. Владивосток стал порто франко на долгие 50 лет.

​ В мае 1863 года Бурачек из-за своей болезни вынужден был оставить свою должность и отправиться в Санкт-Петербург. В Петербурге он продолжил карьеру, служил на Балтийском флоте на должностях, не связанных с выходом в море.  В 1888 году Евгений Степанович получил звание контр-адмирала и был уволен со службы за выслугой лет. До 1896 года продолжал работу в морском техническом комитете.

В 1911 году Евгений Степанович Бурачек скончался в возрасте 75 лет, похоронен он был на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. ​В 1986 году, из-за угрозы сноса Смоленского кладбища, одним из потомков Евгения Степановича был инициирован процесс переноса его праха во Владивосток.

2 июля 1988 года прах Евгения Степановича Бурачека был перезахоронен на высоком холме Морского кладбища во Владивостоке, на месте разрушенной церкви, и на его могиле установлен бронзовый крест, и плита с надписью «Ничем из ничего созидать».

 

​Автор: Чернозатонский Игорь Александрович