1 июля 1966 года многострадальные и фактически десятилетиями находившиеся в рабской крепостной зависимости у государства советские колхозники впервые стали получать ежемесячную зарплату. На смену окаянному трудодню была принята новая, но опять-таки хитрая система оплаты труда: ежемесячные выплаты считались теперь авансом, окончательный же расчёт производился в конце года — в зависимости от личного вклада колхозника и совокупных денежных доходов колхоза.

К 1930-м годам повсеместно насаждаемые колхозы изъяли у крестьянского населения большую часть имущества и хозяйства, лишив их возможности иметь дополнительный доход и тем самым свободы и самостоятельности. За фактически принудительную работу в колхозе в качестве оплаты были учреждены абстрактные и субъективные (на произвольный взгляд председателя и бухгалтера) трудодни, подразумевавшие не получение денежного эквивалента, как это было испокон веков, а расчет продуктами: зерном, хлебом, картофелем и другими сельхозпродуктами. Гениальная идея большевистских идеологов состояла в том, что крестьяне, выполняя произвольно установленную, взятую с потолка норму, взамен получали часть зерна или других продуктов питания, возвращая, таким образом, хозяйственную деятельность к архаичным формам раннесредневекового натурального обмена.

Понятное дело, большевистское руководство на голубом с искрой глазу объясняло введение системы трудодней вездесущей и спасительной объективной необходимостью, нестабильностью экономики и очередным недородом, приводившим страну, в свою очередь, к очередному, но на удивление регулярно повторяющемуся массовому голоду. И вообще, дескать, трудодни, по уверениям розовых совпропагандистов, являлись той самой спасительной соломинкой, что позволяла поддерживать население продуктами — все равно ведь деньги при отсутствии продовольствия были бесполезны. Такая вот замкнутая фигура силлогизма. И не поспоришь! По крайней мере, без глубоко погружения в мутные глубины диалектического материализма.

Как бы там ни было, концепт успешно, как сейчас выражаются в околоакадемических кругах, «впарили» обалдевшим от такой эквилибристики колхозникам. Особо упорных, въедливых и несговорчивых отправили на курсы повышения квалификации и углубленное изучение основ социалистического хозяйствования в отдалённые и преимущественно северные районы. Система трудодней прижилась почти на 36 лет, до уже упомянутого оттепельного 1966 года. Но даже это ещё не сделало советского колхозника свободным гражданином, поскольку паспорт (документ, удостоверяющий личность) всем колхозникам закончили выдавать только в 1980 году… Как я понимаю, в награду за безграничное терпение и в качестве подарочного сертификата взамен обещанного коммунизма.

Илья Рябцев