На Украине разворачивается очередная настоящая катастрофа, грозящая обрушить экономику – это кадровый голод на фоне всеобщей безумной мобилизации, когда в окопы на смерть отправляют специалистов и даже учёных, которых и без того осталось немного в этой стране.

Дефицит квалифицированных кадров сегодня стал не только главной проблемой украинского бизнеса, но и препятствием для восстановления экономики – две трети украинских предприятий не могут найти работников.

Несмотря на то, что количество рабочих мест за последние два года сократилось, в 2024 году работодатели столкнулись с острой нехваткой работников.

По данным последнего масштабного опроса, проведённого Минэкономики совместно с Международной организацией по миграции ООН, дефицит квалифицированного персонала был назван главной проблемой украинского бизнеса, оставив позади проблемы с безопасностью и с недостатком финансирования.

Участие в опросе приняли 3175 предприятий, в 88% из них количество работников не превышает 200 человек, то есть они относятся к малому и среднему бизнесу. В 74% предприятий наблюдается острый дефицит кадров, угрожающий остановить работу. В крупном бизнесе проблема с кадрами стоит намного острее.

Причём масштабы проблемы растут – во время предыдущего опроса осенью 2023 года на нехватку квалифицированных работников жаловались лишь 55% компаний. Опрос проводился в марте текущего года и можно предполагать, что проблема с тех пор только усугубилась.

Украине не хватает не только строителей, водителей, коммунальщиков и медицинских работников. Не хватает и специалистов в области дизайна, искусства и культуры, хотя ранее никогда дефицита работников в таких сферах не наблюдалось.

Причиной нехватки квалифицированных работников все в один голос называют мобилизацию и эмиграцию. Это касается всех секторов экономики, включая стратегические, у которых была возможность бронирования своих сотрудников. Но самые большие проблемы возникают у тех предприятий, где трудятся высококвалифицированные специалисты, которым очень сложно найти замену, но без них производство вполне может остановиться.

По данным Агентства ООН по делам беженцев, в 2022 – 2023 годах Украину покинуло 6,3 млн человек. Проблема в том, что поток беженцев не остановился, только за первый квартал текущего года страну покинуло ещё около 150 тысяч граждан Незалежной. На сегодняшний день уже смело можно говорить о потере Украиной 7 млн человек – это минимум, эксперты предполагают, что на самом деле количество выехавших граждан намного больше 10 млн.

Между тем, риск дефицита квалифицированных кадров входит в тройку самых больших опасностей не только для роста, но и для самого существования бизнеса, угрожая остановить производственные процессы такого гиганта, как, например, крупнейшего на Украине металлургического комбината  «Арселор Миттал Кривой Рог».

«Если будут продолжать мобилизацию, нам не хватит персонала для работы. И не просто для работы, сегодня уже идёт речь о существовании металлургического комбината.  Мы, конечно, пытаемся мотивировать женщин устраиваться на работу, которую раньше выполняли только мужчины, чтобы заменить мобилизованных сотрудников. Но существуют такие профессии, которые женщине не под силу, например, женщина не сможет заменить сталевара и не только потому, что нужна большая физическая сила, здесь очень важен опыт, который копится годами», – жалуется генеральный директор «Арселор Миттал» Мауро Лонгобардо  британскому изданию Financial Times.

О возможности остановки заводов из-за нехватки персонала заявляют и в промышленной компании «Интерпайп», называя кадровую проблему одним из самых серьёзных рисков для бизнеса.

«Заменить мобилизованных в текущих условиях очень непросто, особенно в Никополе, где из города физически выехало две трети населения, а мужчины на фронте», – говорит директор по персоналу Виталий Пахомов.

Ещё одна металлургическая компания – «Метинвест» – говорит о кадровом голоде, за два года компания потеряла почти 5 тысяч сотрудников, сегодня в компании открыто 4 тысячи вакансий – такого не было никогда.

Дефицит кадров на предприятиях группы компаний «Велта», которая занимается добычей титановых руд на Кировоградщине, достигает 28%. При этом компания увеличила трудоустройство пенсионеров на 30%, а женщин – на 11%.

«Мы просто не можем найти в нашем районе мужчин! Их нет! От нашего ГОКа до погрузочного пункта 30 км, которые наша продукция преодолевает автотранспортом, и сейчас наши подрядчики не в состоянии обеспечить эту перевозку по той же причине – нет водителей. Таким образом, ГОК не может экспортировать сырьё, фактически функционировать и, как следствие, платить налоги», – констатировал совладелец «Велты» Андрей Бродский.

Сложная ситуация и в торговых сетях – не хватает комплектовщиков, водителей и грузчиков. Там видят выход в привлечении в страну трудовых мигрантов, которым не будут угрожать военкомы – сегодня чуть ли не каждый день торговые сети теряют своих работников, которые попадают в сети военкомов по дороге на работу.

Проблема дефицита кадров актуальна и для банковской сферы. По словам главы Управления по развитию бренда работодателя ПУМБ Светланы Тихоненко, есть определённые технические специальности, где возможно привлекать ещё больше женщин, к примеру, IT-специалисты. Однако есть профессии чисто мужские – инкассатор, водитель-инкассатор. Хотя в некоторых банках уже задумались о женщинах-инкассаторах, отмечает Тихоненко.

Транспортные компании давно столкнулись с острой нехваткой кадров. На популярных сайтах по трудоустройству сегодня можно найти немало вакансий, где работодатели предлагают бесплатное обучение на право управления грузовиками для женщин.

В Николаеве на маршруты теперь выходит гораздо меньше автобусов – нет водителей. Киевский метрополитен вынужденно увеличил интервалы движения между поездами, причина – та же.

Страдает от нехватки специалистов и строительная отрасль. За два года количество официально зарегистрированных работников в строительном секторе сократилось на треть, свидетельствуют данные Конфедерации работодателей Украины. Нехватка рабочих на строительных площадках достигает 40%. Региональные компании уже начали привлекать трудовых мигрантов.

Но один из самых страшных дефицитов работников – это дефицит медиков, а его можно оценить, как глобальный, который к концу текущего года может оставить население многих населённых пунктов Украины без медицинской помощи. Об этом объявил министр здравоохранения Украины Ляшко.

Проблема в медицине возникла ещё до начала СВО – Польша вот уже лет пять – шесть занимается выкачиванием медицинских кадров из Незалежной. Там работают специальные программы, упрощающие трудоустройство и получение гражданства для украинских медиков. Особенно в цене фельдшеры и медсёстры – на Украине по этим специальностям давали хорошее образование. После начала СВО отток медработников из страны вырос в разы, одновременно идёт и мобилизация украинских медиков.

Сегодня граждан Украины лечат очень пожилые врачи или неопытные и слабо подготовленные врачи молодые. У одних уже нет сил, а другие не имеют опыта и знаний. Так что болеть там нынче не только дорого, но и страшно.

В Кременчуге медики протестуют – чтобы увеличить количество бригад скорой помощи, было решено: на вызов будет ехать один медицинский работник, тогда как всегда ездили двое. Кременчугские медики уверяют, что один медик может не справиться, но альтернативы не существует.

Повсеместно на Украине на местах пытаются своими силами решить проблемы отсутствия работников абсолютно во всех сферах производства.

Тем временем Запад продолжает требовать ускорения мобилизации, угрожая в противном случае прекратить вооружать ВСУ.  Между тем трудоспособного населения на просторах Незалежной становится всё меньше и наступит тот день, когда останутся только старики и дети. И тогда страна столкнётся с такими экономическими проблемами, что военное поражение на фронте покажется всем мелкой неприятностью.

 

Екатерина РОМАНОВА