Любовь Жовба из Херсонской области стала одной из первых обвиняемых, которую демонстративно осудили за коллаборацию. В 2022 году фотографию женщины украинские СМИ и паблики печатали с грозной подписью «коллаборантка!».

Процесс был показательным. Служба безопасности Украины и Офис генпрокурора торжественно отчитались о первом приговоре организатору незаконного референдума о присоединении украинских регионов к РФ – директору сельского кладбища.

После отхода российских войск из ряда занятых в первые месяцы СВО областей, эвакуироваться смогли далеко не все жители. Кто-то не мог оставить больных родственников, кто-то опасался за малолетних детей, кому-то не позволили уехать болезни или отсутствие финансов. Многих из них украинские власти обвинили в коллаборационизме по совершенно надуманным поводам — от получения и раздачи гуманитарной помощи до поддержания правопорядка в своих населенных пунктах.

В такие жернова судьбы попала и жительница села Новоалександровка на севере Херсонской области Любовь Жовба. Село находилось под контролем России более 7 месяцев, а 23—17 сентября 2022 года там прошел референдум о присоединении к России. Героиня нашего очерка работала директором местного кладбища, одна воспитывала внука-подростка после смерти единственной дочери.

Во время референдума женщина выдавала бюллетени для голосования жителям родного села и соседних населенных пунктов – Гавриловки, Михайловки и Золотой Балки. После этого Жовба передала заполненные бюллетени главе местного терибиркома Татьяне Южаниной. Та подсчитывала голоса, оформляла результаты голосования и передавала данные в центральную избирательную комиссию, организованную российскими властями.

27 сентября 2022 года новосформированная администрация объявила, что по результатам голосования 87,5% жителей Херсонской области поддержали присоединение к РФ и «Россия здесь навсегда». Но уже через неделю, 3 сентября российские войска покинули данную территорию, а после них пришли ВСУ. Сразу за военными прибыли сотрудники СБУ. На территории начались зачистки и репрессии: хватали всех, заподозренных в лояльности к России.

Через полтора месяца следователи задержали четырех местных жительниц — Любовь Жовбу, Надежду Таманину, Оксану Кузьмич и Наталью Боруль. Им объявили подозрение в коллаборационизме и арестовали.

«Установлено, что пророссийски настроенные жители Новоалександровки добровольно согласились быть «полезными» при проведении незаконного референдума. С 23 по 27 сентября подворно обходили жителей соседних сел и раздавали бюллетени для голосования», – сообщило управление СБУ в Херсонской области.

Четыре женщины были не единственными жителями Новоалександровки, кого спецслужба заподозрила в коллаборационизме, 5 ноября сотрудники спецслужбы заочно объявили подозрение в этом преступлении их односельчанке Татьяне Южаниной. По версии следствия она возглавила участковый избирком на территории Новоалександровки и трех соседних сел: Гавриловки, Михайловки и Золотой Балки. На нее указали местные жители как на главу «оккупационной администрации». А потом было установлено, что женщина отвечала за формирование списков избирателей, подыскивала людей в состав теризбиркома, а также распространяла агитационные материалы.

Поскольку поймать ее СБУ не успела, украинские медиа начали приписывать руководительнице пророссийской администрации разные мифические решения, типа «назначение ранее судимых граждан руководителями учебных заведений». Потом эта ложь вскрылась: односельчане Южаниной заверили, что в их селе было ранее всего двое осужденных, да и те мужчины, которые не имели никакого отношения к сфере образования.

Южаниной повезло: она смогла уйти вместе с российскими военными. А вот оставшиеся… Они поплатились здоровьем и свободой за свою приверженность России.

Та же Любовь Жовба решением Приморского суда Одессы 4 января 2023 года получила пять лет тюрьмы за организацию референдума. Ей запретили в течение десяти лет заниматься выборами и занимать должности в органах государственной власти. Об этом говорилось в приговоре суда, обнародованном в Едином государственном реестре судебных решений.

Племянница Жовбы Анастасия рассказала, что после начала CВО сама она выехала из Новоалександровки с двухлетним ребенком сначала в Нововоронцовку Херсонской области, а позже перебралась к брату в Днепропетровскую область. По ее словам, она советовала тетке также выезжать, но та отказалась, сославшись на то, что не может бросить работу. Да и односельчане просили женщину не уезжать.

После того как в Новоалександровку вошли ВСУ, Любовь Жовба также звонила племяннице, но ни разу не упомянула, что помогала проводить в селе референдум. В конце октября Любовь перестала выходить на связь, а потом к Насте приехал 14-летний внук Жовбы – Артем.

«Мы стали его расспрашивать, он сказал задержали, мол, за то, что ходила на референдум», — рассказала племянница.

5 декабря 2023 года Жовбе предъявили обвинение по ст. 111-1 УК (коллаборационизм), по которой предполагается наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. А 7 декабря женщину, под страхом максимального срока, принудили подписать самооговор и не защищать себя в суде. Обвиняемая, как указано в приговоре, «искренне раскаялась», якобы активно способствовала раскрытию преступления и заключила соглашение с прокурором, «безоговорочно признав себя виновной».

Поэтому бывшему директора кладбища из Новоалександровки дали пять лет тюрьмы по нынешним украинским порядкам почти как поощрение за сотрудничество. Жовбе запрещено 10 лет занимать какие-либо должности, связанные с административно-хозяйственными функциями и избирательным процессом. Cейчас женщина отбывает наказание в одной из тюрем Одесской области.

Светлана Манекина