Язычники Древнего Рима хорошо знали, что построить Империю за счет одних легионов нельзя, обязательно нужна духовная сакральная основа.

Впрочем, вопрос с сакральным фундаментом они решали безыскусно: свозили статуи богов, божков и демонов из покоренных стран в Вечный город. И это отнюдь не являлось религиозной всеядностью. За всем этим стоял знаменитый римский практицизм. Языческие мудрецы Рима решили, что помощь от любого бога не помешает, уж больно переменчиво было счастье на поле боя, в политике, любви и даже быте.

Таким образом, римляне решили объединить во всеобщем почитании божеств (с предоставлением гражданства) все население Империи. В эдикте Императора Каракаллы (212) говорилось: «Я полагаю, что я лучшим и наиболее благочестивым образом удовлетворю величие богов, если я всех чужестранцев, когда бы они не вошли в круг моих подданных, приобщу к почитанию наших богов. Итак, я дарую всем чужестранцам во всей вселенной римское право гражданства, за исключением тех, кто происходит от сдавшихся. При этом я сохраняю все государственно-правовые различия существующих общин».

Однако такой подход принес Первому Риму и беду. В общество проникло множество сумрачных восточных гностических культов, ненавистных римскому духу. И Имперский Рим начал духовно разлагаться, ударившись в мистерии и оргии с потерей мужского и женского родов, а, следовательно, и с утратой мужественности и женственности.

Митраизм, влюбивший в себя воинскую касту и некоторых римских Императоров, явно не вывез, тем более что он сопровождался проникновением и, так называемого, «черного митраизма», признававшего зло более достойным править миром.

«Выход» из положения нашелся. У Императора Александра Севера (208-235) в личном домашнем храме находились статуи Орфея, Аполлония Тианского, Юпитера, Авраама и… Иисуса Христа. К этому владетелю некоторые христианские апологеты относились вполне благосклонно. Но христиан при Александре Севере все-таки преследовали. Правда, причина находилась только в одном: христиане призвали лишь единого Бога Творца, а ведь обожествление Императора в Древнем Риме и жертвы перед его изваянием почитались на уровне гражданского долга.

В итоге Первый Рим от самого себя спасло именно христианство. Умерев, он воскрес в образе Второго Рима – Константинополя. Новая Ромейская Империя – наследница Восточно-Римской Империи имела духовной основой – христианство и единобожие, а не политеизм. И это продлило ее бытие на рекордное время, вплоть до 1453 г.

Западно-Римская Империя (остатки, собственно исконного Древнего Рима) распалась на множество варварских государств, где государями часто становились ариане-еретики. В какой-то степени процессу сопутствовал неизжитый дух языческого дробления, хотя весь римский Запад и подчинился Римскому понтифику духовно.

Сакральность переплелась со светскостью, а в дальнейшем и породила идею о земном владычестве римских пап и Папское государство с приматом материальной власти.

В Ромейской (Византийской) Империи со столицей в Константинополе (Новом Риме) сформировалась симфония властей: светской и духовной на основе христианского консенсуса.

Да, эта симфония частенько сбоила, Императоры могли поддерживать еретиков и даже сами насаждать ересь ради исполнения каких-то государственных задач. Но в целом идеал сакральной Империи сохранялся вплоть до падения столицы Православного мира в XV веке.

А началось все с Константина Великого, который по утверждению христианского писателя Евсевия Кесарийского, называл себя «епископом внешних дел» по отношению к Церкви.

В практику ромейской жизни постепенно вводился ритуал помазывания Императора (Кесаря, Царя) на Царство. Окончательно он утвердился в XII столетии. Власти придавалось сакральное значение.

Служение воинов и чиновников в государстве рассматривалось одновременно и как символ церковного послушания, пусть и далеко не все соответствовали такому высокому уровню понимания гражданского долга

В Ромейской Империи сложились и два обряда, которые затем перекочевали и на Русь: постриг правителей и высших аристократов в монахи перед смертью и торжественное «шествие на осляти (на жеребяти)», когда епископ символически отображает въезд Господа в Иерусалим, а под уздцы осла или коня ведет известный чиновник или знатный господин. Любопытно, что Императоры в сем действе участия не принимали, считая, что так могла унизиться Императорская власть.

Россия-Русь во многом и унаследовала византийские представления о сакральной природе Империи, хранящей Церковь от внешних врагов.

Мы знаем, например, что постриг даже в схиму перед кончиной был обычным делом для русских Князей и Царей, светские владыки облекались в духовную одежду в преддверии вступления в Царство Небесное. Можно вспомнить здесь Великого Князя Александра Невского, в схиме Алексия, Великих Московских Князей: Даниила Александровича, Иоанна Калиту, Василия III. Среди Царей, о которых точно известно, что они приняли постриг были Иоанн Грозный (Иона) и Борис Годунов (Боголеп).

«Шествие на осляти» тоже прижилось на Руси. В древнерусском тексте «Повесть о белом клобуке» говорится, что чин шествия появился при архиепископе Геннадии Новгородском (не позднее 1505 года). Затем этот обычай перешел из Новгорода в Москву. Цари Иоанн Грозный и Алексей Михайлович совершенно не отказывались принимать участие в действе, так как оно вполне соответствовало их христианскому мировидению.

«Шествие на осляти» было отменено после 1697 года при Петре I, который видел в нем умаление своей власти.

Впрочем, дело не в обряде, Петр Алексеевич многое сделал для десакрализации власти, хотя и не хотел этого. Отмена Патриаршества была грубейшей ошибкой. Подчинение духовной власти светской и явилось одной из причин той череды государственных переворотов, что исказили Имперский XVIII век.

В XIX столетии пошло восстановление русской симфонии властей. К сожалению, оно развивалось не столь быстро, а потому и не смогло предотвратить скатывание общества к революции.

Однако XIX век и показал нам идеал Русской Империи.

Записной русофоб Карл Маркс писал: «Колыбелью Московии было кровавое болото монгольского рабства, а не суровая слава эпохи норманнов. А современная Россия есть не что иное, как преображенная Московия… Подведем итог. Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира».

Ох, и врал «страшный Карла с бородою»! Он вообще не понимал и ненавидел и Русь, и славян, и Ромейскую Империю тоже.

Святой XX века – святитель Николай (Велимирович) Сербский утверждал: «Осуществить идею Империи Бог дает наиболее одарённым народам с целью служения слабейшим и менее одарённым; как сильный брат даётся в помощь более слабому.

Нация является прекрасным и праведным, хоть и ограниченным, поприщем для служения Богу и людям. Личное «я», то есть разумную душу, Бог даровал каждому человеку, для того чтобы служением и любовью возвысить её до уподобления Ему, Создателю Своему.

Бог вдохнул в человека стремление к культуре для того, чтобы через неё человеческая душа проявила своё господство над миром материи и свою преданность, и служение Богу. Таким образом, все эти ценности приняли бы ангельский образ через то служение и любовь, которые заповедал Господь Иисус Христос. Но, как некогда отпавший от Бога Серафим, названный Люцифером, стал дьяволом, так и эти ценности стали без Бога идолами, бесами.

Заметьте, что относительное пресыщение этими идолами приводит людей к лени, порче, гниению, отвращению ко всему, слабоумию и самоубийству (как, напр., под конец Римской империи); а неудовлетворение ведёт к крайнему огорчению, зависти, ропоту, бесстыдству, всякого рода насилию и, в конце концов, опять к самоубийству. В обоих случаях эти идолы дышат ненавистью и презрением к Кроткому и Благому Господу Христу и, следовательно, доводят до войны…»

Империя – универсальное государство дается для СЛУЖЕНИЯ. А оно совсем не произрастает из того раболепия, которое Маркс приписал Руси-России.

Идеалом Ромейской Империи был монастырь, идеалом Русской Империи он считался тоже. Император – это светский игумен, администратор, управленец. Патриарх – это общегосударственный духовник.

И все в Империи несут свое послушание. И разделение на сословия соответствует монастырскому: трудники, послушники, монахи, иеромонахи.

Пока все это сохраняется – Империя и живет.

Николай Гоголь был совершенно прав, сказав (правда, несколько по иному поводу): «Монастырь ваш – Россия! Облеките же себя умственно ризой чернеца и, всего себя умертвивши для себя, но не для нее, ступайте подвизаться в ней. Она зовет теперь сынов своих еще крепче, нежели когда-либо прежде».

Отказ от Христа приводит к пародии на Империю, которая долго жить не может.

«Квадратом» Малевича православную икону заменить нельзя… Так и СССР стал неудачной карикатурой на оригинал — Российскую Империю.

Большевики-коммунисты чувствовали, что у Советского Союза подорвана сакральная основа, а потому и насаждали примитивные культы: мертвых (мумия в мавзолее, кремлевская стена «смерти»), карго-культ («догоним и перегоним Запад!») и хилиастического Царства без Бога. Но они не давали смысла служению. И пока сохранялись поколения, воспитанные на сакральной традиции старой Империи, СССР и существовал. Они ушли – и «государство трудящихся» развалилось.

Если мы желаем возродить нашу Империю, то без сакрального наполнения этого сделать невозможно. История других вариантов просто не знает.

Автор: Александр Гончаров