ФОТО: ALEXANDER LEGKY/GLOBALLOOKPRESS

Многие противники многодетности обосновывают свою позицию расхожей фразой: «Зачем плодить нищету?» На некорректный вопрос доступно ответила детский омбудсмен Мария Львова-Белова. Она исчерпывающе высказалась об этой и других проблемах в прямом эфире.

В Год семьи мы не только славим многодетных родителей, которые должны стать примером и ориентиром для всех в нашей стране, но и детальнее разбираем проблемы, которые сегодня мешают преодолеть демографический кризис, подчеркнул в программе «Царьград. Главное» экономический обозреватель телеканала Юрий Пронько.

Какие насущные вопросы и вызовы в настоящее время стоят перед Россией, не понаслышке знает уполномоченный при президенте по правам ребёнка Мария Львова-Белова. Она вновь стала гостьей студии «Первого русского».

Детский омбудсмен заметила, что одной из проблем по-прежнему является непонимание части общества относительно того, зачем вообще нужно думать о демографии. Люди увлечены карьерой, заняты решением бытовых неурядиц, и в этой гонке они забывают о главном, им кажется, что дети станут дополнительным препятствием в их жизни.

Кроме того, всё большее беспокойство вызывает вопрос, как быть с детьми мигрантов. Чужих детей не бывает, важно, чтобы государство позаботилось и о них, но сами же их родители, к сожалению, чинят препятствия на этом пути. Об этих и других проблемах Мария Львова-Белова исчерпывающе высказалась в большом интервью телеканалу Царьград.

Каждый пятый ребёнок мигрантов не знает русский

Что касается детей мигрантов, тревожит в первую очередь то, что нет кристального понимания, сколько их в нашей стране, поскольку нет внятного учёта. Десятки тысяч ребят находятся за пределами видимости государства, несмотря на то что живут в России, поскольку даже не посещают школы и больницы.

Такие семьи нередко не считают своим долгом интегрироваться в культуру, в традиции России, учить язык, потому что живут очень обособленно, в своих мини-районах. Местные жители так и называют их: у нас, дескать, район – тут в основном мигранты живут. И когда мы посещаем, например, образовательные учреждения в этих районах, мы понимаем, что ситуация критическая. Потому что дети приходят в школу, не зная русского языка. 20% детей, по нашему подсчёту, вообще не владеют русским языком,

– подчеркнула собеседница «Первого русского».

Львова-Белова раскрыла двойную угрозу таких мигрантских «мини-районов» внутри России. Во-первых, это усугубляет миграционный кризис со всеми вытекающими последствиями, которые негативно отражаются на безопасности, экономии бюджетных средств и так далее. Во-вторых, страдают и сами дети приезжих.

Самому ребёнку сложно. Потому что он остаётся на второй год. Он не может потянуть программу. Он вообще не понимает, что происходит. У него разорваны связи со сверстниками, он не может с ними общаться. Я уже не говорю о том, что есть школы, где количество таких детей в одном классе превышает количество русских детей. Это реальность. Это точно зафиксировано мною лично. Я приезжала в Калужскую область, и там в одной из школ есть несколько классов, где количество детей мигрантов превышает количество русских детей,

– указала детский омбудсмен.

Она добавила, что наша страна всегда была открытой, гостеприимной, хорошо относилась к иностранцам, которые приезжали, но у нас должны действовать и соблюдаться чёткие правила:

Эти порядки помогают не только нашим гражданам и нашим русским детям, но они дают возможность и людям, которые приезжают сюда, быстрее адаптироваться, встроиться в наши реалии.

МАРИЯ ЛЬВОВА-БЕЛОВА ЗАБИЛА ТРЕВОГУ ИЗ-ЗА ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ. ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ РЕБЯТ НЕ УЧАТСЯ, НЕ ПОЛУЧАЮТ МЕДПОМОЩЬ, ОСТАВАЯСЬ ВНЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. ФОТО: ЦАРЬГРАД

«Вы должны приезжать по нашим правилам»

Кроме того, существует практика, когда родители-мигранты заставляют своих детей-подростков бросать школу и идти зарабатывать деньги. Их часто устраивают по знакомству туда, где уже трудится глава семейства или кто-то из родственников. Например, на стройку или какое-то производство.

Это вообще в корне неправильно, в корне неверно. Для нас приоритет детской политики состоит в том, чтобы ребёнок получал комплекс услуг. Чтобы он мог спокойно получать образование, заниматься в каких-то дополнительных кружках и так далее. Важно, чтобы у нас всё это было очень хорошо развито. И хочется, чтобы миграционные потоки в этом отношении чётко регулировались: если вы приезжаете, вы должны приезжать по нашим правилам, вы должны соблюдать все те нормы, которые для нас являются основополагающими,

– заметила Львова-Белова.

Она добавила, что, помимо прочего, в России остро стоят вопросы безопасности, и объяснила, как враги вербуют таких подростков внутри страны. Так, приезжие, которые обособленно живут, абстрагируясь от нашей культуры, представляют особый интерес для определённых групп влияния извне.

Кстати, мы видим сейчас ситуацию, которая связана с украинской вербовкой подростков. Мы с этим столкнулись прежде всего, конечно, в отношении наших детей из Донбасса. Надо понимать, что такие сообщества подростков, детей с миграционной историей являются объектом для вербовки, для продвижения всякого деструктива и так далее,

– констатировала детский омбудсмен.

ФОТО: ОЛЕГ РУКАВИЦЫН, ЦАРЬГРАД

Если у детей мигрантов зачастую нет выбора, то у взрослых он есть, но они всё равно нередко игнорируют возможности, которые предоставляет им наше государство. К примеру, некоторые супруги гастарбайтеров, приехавшие с ними в Россию, просто не считают нужным осваивать русский язык.

Им кажется, что в этом нет необходимости, ведь они не работают, а занимаются домом и воспитанием детей. Собеседница Царьграда рассказала, что в России провели соответствующий эксперимент, который, по сути, закончился провалом:

Мы проводили эксперимент, когда прямо в школе предлагали пройти мамам-иностранкам обучение русскому языку. И набрали группу из 20 человек. И через какое-то время осталось всего пять женщин… То есть мы понимаем, что, конечно, никакой мотивации, никакого интереса к получению знаний в этой сфере у них практически нет. Они приехали и живут у нас по своим правилам: дескать, спасибо, что дали нам работу, а дальше мы тут уже сами решим, что нам нужно. Но это неправильно.

«Нам есть куда расти»

К сожалению, традиционные для нас семейные ценности не вполне разделяют не только некоторые мигранты, но и отдельные граждане России. Есть категория людей, которые недоумевают: дескать, XXI век, надо получать образование, надо быть успешными, надо строить карьеру, куда вы нас, мол, тащите, какие ещё большие семьи, надо пожить для себя.

Мария Львова-Белова, однако, парировала, подчеркнув, что общинность, семейность – это вневременные ценности, которые были неизменны на протяжении всей истории человечества, какой бы век ни был:

Тут ничего не поменялось. У меня, например, большая семья. У меня есть сестра, у меня есть два брата. И в любой кризисной ситуации все собираются, все друг друга поддерживают. Уже сейчас подросли мои дети, то есть их племянники. Бабушки, дедушки детей – мы все вместе. Каждый в какой-то трудной ситуации поддерживает. В радостной ситуации эта радость преумножается в несколько раз. И мне жалко, что люди просто не понимают этого.

ФОТО: SERGEY VORONIN/GLOBALLOOKPRESS

Детский омбудсмен также развеяла стереотип о стакане воды в старости. Она согласилась, что этот аргумент мало о чём говорит, он затёрся и превратился в просто надоевший штамп:

У нас есть какие-то такие стереотипы, но они все какие-то ущербные на самом деле. Ведь большая семья – это нечто гораздо более глобальное, масштабное. Сейчас Год семьи, и когда ты едешь и видишь на билбордах эти большие семьи с лозунгами «Нам есть куда расти», прямо мурашки пробегают от радости. Потому что ты понимаешь, что это становится нормой. Потому что ты видишь на экранах, на билбордах большие счастливые семьи…

Юрий Пронько в свою очередь вспомнил и другую расхожую фразу, которая часто звучит из уст противников многодетности: «Зачем плодить нищету?» Детский омбудсмен доступно ответила на этот некорректный вопрос:

Хороший достаток – это когда есть однокомнатная квартира и стиральная машинка? Или когда у вас есть «Мерседес» и загородная резиденция? У каждого своё отношение к тому, что из материального необходимо в этой жизни. Но я, как человек, который общается с разными кругами, в том числе с безумно богатыми людьми, абсолютно точно могу сказать: ни один человек в возрасте не сказал мне, что он пожалел, что не заработал какие-то лишние миллионы, не получил какую-то должность. Все сожалеют о том, что не родили ребёнка, когда могли это сделать…

Подробнее о проблемных вопросах демографии в России – в видеоверсии программы «Царьград. Главное».

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА