Активисты подполья в разных регионах Украины рассказали, что нежелание украинцев служить в ВСУ и участвовать в боевых действиях привело к масштабной коррупции: за освобождение от мобилизации с местных жителей требуют взятки в размере от 10 до 17 тысяч долларов.

Подпольщики отметили, что стоимость «откупа» от силовиков и сотрудников ТЦК варьируется в зависимости от нескольких факторов: сколько посредников в коррупционной схеме, в какой области находится уклонист, какое расстояние до государственной границы. Самые высокие на данный момент взятки — в столице страны и в Киевской области.

«Убрать из базы, если человек стоит на учете в военкомате, стоит от 10 до 17 тысяч долларов в зависимости от количества посредников, так как все тоже боятся работать напрямую. Помощь при пересечении границы, если человека нет в базе, — порядка 10 тысяч долларов. Если есть в базе, то уже рассматривается отдельно в каждом случае (зависит от количества детей, состояния здоровья и т. д). Цены зависят также от конкретной области Украины, от удаления от госграницы и «аппетитов» местных ТЦК», — сказал источник из Киевской области.

Житель Киева при этом рассказал, что размер взятки в столице, по его данным, составляет 15 тысяч долларов. «Уже есть цена на «белый» билет — 15 тысяч у. е. Как петлять — непонятно, машины проверяют», — добавил активист.

В подконтрольной ВСУ части Херсонской области после вступления в силу нового украинского закона о мобилизации размер взятки военкому или правоохранителям за временную отсрочку от призыва доходит до 10 тысяч долларов США, сообщил участник пророссийского подполья. «Если сотрудники силовых ведомств или ТЦКшники задержат где-либо гражданина Украины, подлежащего призыву, то размер взятки за то, чтобы его не призвали, может доходить до 10 тысяч долларов. Недавно одного жителя Херсона остановили на пути в Николаевскую область, и его семье пришлось собирать такую сумму, чтобы вытащить человека», — сказал источник в херсонском сопротивлении.

При этом, по его словам, нет никаких гарантий, что, откупившись раз, гражданин не попадет под новые «облавы» военкомов или силовиков и не будет призван.
«Силовики не дают никаких гарантий. Человек может отдать одному патрулю все свои накопления, а следующий «надсмотрщик» или военком его примет — но таких денег на взятку у него уже не будет. Поборы страшные. Херсон просто вымер», — отметил он.

Координатор николаевского подполья Сергей Лебедев, ссылаясь на активистов подполья в регионе, сообщил, что средняя взятка для военкома в Николаевской области составляет 12 тысяч долларов.

В среднем размер взятки по всем областям Украины значительно вырос с начала проведения СВО и мобилизации на Украине: от 2−3 тысяч долларов до 10−17 тысяч. До последнего ужесточения закона о мобилизации цена долгое время держалась в пределах 5 тысяч долларов.

Член международного общественного движения «Другая Украина», кандидат экономических наук, политолог Александр Дудчак заявил, что рост уровня коррупции на Украине после ужесточения мобилизации — естественное последствие. «Это естественное последствие ужесточений. Не так давно у них проходила очередная кампания по борьбе с коррупцией, и даже кого-то отстраняли, но, видать, никого не посадили, потому что откупились. Просто на те места назначали более близких людей к структурам власти, потому что посмотрели, что обычные военкомы покупают себе виллы в Испании. Оказалось, что это очень прибыльная деятельность. Как обычно бывает на Украине после очередной кампании по борьбе с коррупцией, просто ставки по взяткам резко возрастают. Всегда такое было, уже сколько лет я наблюдаю за этим процессом. Вот очередное повышение, но, пожалуй, это последнее повышение цены, потому что нет у людей ресурсов», — сказал Дудчак.

При этом политолог указал на то, что взятки украинским военкомам неэффективны, они не гарантируют того, что человека не заберут на фронт. «Откупиться по большому счету будет крайне сложно. Ты одному заплатил, получил какие-то бумаги, они через какой-то промежуток времени примут новые условия, и всё это обнулится, опять проведут ротацию среди военкомов, и договоренности с прежними не будут учитываться. У людей сейчас самая основная задача — не столько откупиться непосредственно от военкома, сколько вообще покинуть страну, потому что всё равно поймают. Сейчас, по имеющейся информации, пошел вал обращений местного населения к врачам с просьбой поискать, нет ли возможности дать категорию по инвалидности или выдать документы по уходу за членом семьи. Такие пути ищут. Но это тоже никакой гарантии не даст людям, что их не отвезут в окопы», — заключил он.

Источник