Начиная с петровских времён, русские сухопутные путешественники и мореплаватели стремились изучить необъятные просторы Сибири, которые ещё в XVIII веке представлялись европейцам дикими и таинственными краями. Их усилиями Россия не только исследовала просторы Азии, но и вышла к берегам Северной Америки. Безусловно, учёным того времени не хватало знаний, чтобы создать точные карты новых земель, однако они сделали первый шаг в развитии русской картографии, определившей точные границы нашей государственности.

Семён Иванович Челюскин, открывший самую северную точку Евразии, был простым русским офицером из обедневшего дворянского рода. Он получил образование в Московской навигацкой школе, а потом прошёл практику на кораблях Балтийского флота. Северную войну наш герой застать не успел, поэтому прославился сугубо мирными делами.

В правление Анны Иоанновны началась Великая Северная экспедиция, которая имела цель исследовать малоизвестные российские места в суровых северных широтах. В Санкт-Петербурге было решено поставить перед офицерами-исследователями многочисленные задачи, а также разделить экспедицию на несколько самостоятельных отрядов. В частности, штурман Челюскин поступил в распоряжение В.В. Прончищева, который должен был изучить северное побережье Карского моря и моря Лаптевых (тогда оно так ещё не называлось). Состав отряда не было большим, в него вошло около сорока человек, включая проводников.

Главным препятствием для исследований была суровая сибирская природа, которая губила всех, кто имел неосторожность пренебрегать её капризами. К сожалению, первые полярники отнюдь не всегда имели представление о тех опасностях, которые им грозили. Это привело к ненужным жертвам среди участников экспедиции.

Отряд Прончищева в 1735 году покинул Якутск и отправился в полярные широты. Как и следовало ожидать, исследователи довольно быстро столкнулись со сложностями – по реке Лене на дубель-шлюпке «Якутск» они добрались до побережья Северного Ледовитого океана, однако потом столкнулись со льдами и были вынужден зазимовать в поселении промышленников. Вскоре умер от болезни командир экспедиции Прончищев, и Челюскин был вынужден возглавить отряд вместо него. Впоследствии отряд передали под руководство другого участника экспедиции – Харитона Лаптева.

Из-за плохого климата и отвратительных средств связи исследования постоянно задерживались. Пока в Петербурге менялись императоры и императрицы, путешественники были вынуждены сидеть без дела. Впрочем, им всё же удалось несколько продвинуться в изучении географических объектов на севере.

Свой подвиг Семён Челюскин совершил в 1742 году, когда вместе с Лаптевым отправился в очередное странствие к полярным морям. В ходе плавания судно погибло, поэтому дальнейшие исследования было решено совершать на собачьих упряжках. Это было достаточно рискованное мероприятие, однако штурман знал своё дело. 20 мая 1742 года Челюскин, проезжавший по территории полуострова Таймыр, увидел неподвижное водное пространство. Так была открыта самая северная оконечность Евразии.

Мыс, который открыл Челюскин, лишь через столетие стал называться его именем (изначально он именовался Восточно-Северным). Что касается самого штурмана, то после совершения своего открытия он вернулся в европейскую часть России и больше никогда в путешествиях не участвовал. Великая Северная экспедиция открыла многие неизвестные земли, нанесла на карту новые острова и совершила ряд других открытий. Её результаты были по достоинству оценены в Санкт-Петербурге уже новой императрицей Елизаветой Петровной.

Заглавная иллюстрация. Картина художника П.Павлинова «Харитон Лаптев и Семён Челюскин на Таймыре». Издательство «Изобразительное искусство».1977 год.

Нил КОЛЬЦОВ