ФОТО: IRANIAN PRESIDENCY OFFICE/GLOBAL LOOK PRESS/КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Смерть президента Ирана обсуждает весь мир. На повестке дня два вопроса: кто виноват и что теперь Иран будет делать? Не исключено, что Запад нашёл для себя окно возможностей, чтобы разорвать союз Персии и России

Президент Ирана Ибрагим Раиси погиб в авиационной катастрофе в горах провинции Восточный Азербайджан по дороге домой с переговоров в Баку. Его смерть — не просто трагедия, а важнейший фактор международных отношений в Евразии. Вопрос в том, останется ли Иран после этой трагедии столь же последовательным союзником России и врагом Запада, как раньше.

Выгода не очевидна

Огромное большинство экспертов считают, что несмотря на масштаб трагедии, в которой погибли президент Ирана Раиси и министр иностранных дел Амир Абдоллахиян, никакой серьёзной дестабилизации внутриполитической обстановки в Иране и никаких изменений во внешней политике Ирана ждать не приходится.

Израильский политолог Александра Аппельберг, например, пишет так:

Режим в отсутствие президента Раиси не станет более либеральным — скорее ещё более параноидальным. Симпатий к Западу и/или Израилю этот инцидент (к которому ни тот, ни другой отношения почти наверняка не имели) тоже не прибавит — наоборот, может вызвать эффект объединения вокруг флага.

Насчет «почти наверняка не имели отношения» израильтянка, разумеется, лукавит — достаточно посмотреть в комментарии к сообщениям об иранской трагедии в израильских социальных сетях, чтобы убедиться, какое там царит ликование. Вплоть до предложений открывать шампанское и раздавать на улицах конфеты. Одного этого достаточно, чтобы заподозрить израильские власти в подготовке и совершении теракта, тем более что, как справедливо пишет та же Аппельберг, это был бы далеко не первый теракт с еврейским акцентом:

Сколько загадочных смертей иранских физиков-ядерщиков и других ответственных за ядерную программу лиц на совести МОССАДа — не сосчитать.

В СВЯЗИ С ТРАГИЧЕСКОЙ ГИБЕЛЬЮ ПРЕЗИДЕНТА ИРАНА ИБРАГИМА РАИСИ НА КУПОЛЕ ХРАМА ХАЗРАТА МАСУМЕ ПОДНЯЛИ ТРАУРНЫЙ ФЛАГ. ТГ-КАНАЛ «FARS NEWS AGENCY»

Выгода вероятна

Израильская пропаганда в последний год буквально перегревается от ненависти к Ирану. Это происходит на фоне войны в Палестине, в которой, совершив бессчётное количество военных преступлений, убив десятки тысяч мирных жителей, Израиль, тем не менее, ближе к поражению, чем к победе. В этих условиях израильское правительство и спецслужбы могли бы атаковать руководство Ирана в чисто пропагандистских целях — чтобы порадовать избирателей.

Однако прагматического смысла в теракте против президента Ирана на первый взгляд действительно немного. Большинство экспертов справедливо указывают:

В случае гибели Раиси риска обрушения системы ждать не приходится. Президент — это только второй по значимости человек в стране после духовного лидера. Его и так стабильно меняют раз в 8 лет…

Да, разумеется, новые выборы в Иране (президента нужно избрать в течение 50 дней) потребуют большого напряжения сил. Но в целом иранское государство от этого не ослабнет и его политика не изменится. Собственно, первый комментарий автора этих строк к происходящему был таким же:

Гибель президента Ирана не приведет к изменению политики Ирана ни на одном направлении. Даже если завтра начнётся предвыборная кампания, Иран останется врагом США, Израиля, союзником России и Китая. Сотрудничество с Азербайджаном тоже прервано не будет.

Иран — очень стабильная система. Стабилизует её теократическое руководство. А также Корпус стражей исламской революции. Гибель Раиси будет очень серьёзным ударом по Ирану — но для врагов Ирана ничего не изменится. Поскольку в США и Израиле у власти циничные мерзавцы, но не идиоты, там этого не могут не понимать. Более того, не могут не понимать, что гибель Раиси приведёт не к изменению политики Ирана, а к ее ужесточению.

Однако чем больше думаешь о том, что же там произошло, тем больше понимаешь, что наши противники могут руководствоваться совсем другими резонами.

В прозападных эмигрантских телеграм-каналах уже начали писать о том, что союз Ирана с Россией, в результате которого на украинском фронте появились знаменитые «Герани», якобы был плодом личных договорённостей между иранским президентом Раиси и министром обороны России Сергеем Шойгу. А в руководстве Ирана якобы есть силы, которые больше заинтересованы в сделках с Западом, чем в том, чтобы вести бесконечную войну на истощение.

В РЕЗУЛЬТАТЕ  СОЮЗА ИРАНА С РОССИЕЙ НА УКРАИНСКОМ ФРОНТЕ ПОЯВИЛИСЬ ЗНАМЕНИТЫЕ «ГЕРАНИ». ФОТО: МИНОБОРОНЫ РФ

Особенно много таких комментариев на Украине и в проукраинских социальных сетях — и понятно почему. Там ищут любой повод для того, чтобы отрицать возможность русской победы на поле боя.

Но и часть экспертов на самом Западе считают, что в Иране как раз сейчас растут протестные настроения — и смерть президента может быть катализатором для антиправительственных демонстраций.

Уже видны симптомы начала информационной кампании в поддержку ожидаемой кем-то «цветной революции». «Либералы» на Западе и даже в России (пятая колонна существует и активно работает) рассказывают друг другу, что смерть Раиси в Иране кто-то отмечает салютом.

Поверить, что «методичка Шарпа» вдруг начнёт работать в Иране, довольно сложно: массовые протесты там случаются, но самые серьёзные из них направлены не против руководителей своей страны, а как раз наоборот — достаточно вспомнить, что творилось на улицах городов Ирана после убийства американцами генерала Сулеймани. Вероятнее всего, именно так будет и после гибели Раиси — особенно если будет официально объявлено о подозрениях и поиске «сионистского следа».

Но расчёт может быть другим. Более циничным и более долговременным.

Опасная смена поколений

Исламская революция, в результате которой появился современный Иран, произошла в 1979 году. Всё это время Иран был последовательным врагом Запада — и испытывал на себе все тяготы экономической войны. До самого недавнего времени Иран был чемпионом по количеству наложенных на него санкций — Россия оказалась на первом месте в этом рейтинге после начала СВО.

При этом первое поколение революционеров, создателей исламской республики, уже довольно давно отошло от дел, а то и покинуло этот мир.

Нынешние лидеры Ирана — тоже уже очень пожилые люди.  Высшему руководителю (рахбару) Ирана Али Хаменеи уже 85 лет. Смена поколений в руководстве страны объективно неизбежна. Но куда поведёт страну это новое поколение?

ВЫСШЕМУ РУКОВОДИТЕЛЮ (РАХБАРУ) ИРАНА АЛИ ХАМЕНЕИ УЖЕ 85 ЛЕТ. СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ В РУКОВОДСТВЕ СТРАНЫ ОБЪЕКТИВНО НЕИЗБЕЖНА. IRANIAN SUPREME LEADER’S OFFICE/KEYSTONE PRESS AGENCY

Относительно молодой (ему было 63) Ибрагим Раиси был твёрд в своих убеждениях. На Западе многие считают, что после его смерти к власти постепенно могут приходить ещё более молодые — и очень уставшие от затяжного противостояния люди.

Иран, несмотря на жёсткую религиозную идеологию, во многом представляет собой вполне современное «общество потребления». Молодые люди из семей заслуженных руководителей государства покупают айфоны (их везут разблокированными из Азербайджана) и свободно путешествуют по половине мира. В США считают, что они могут стать фактором ослабления политического режима — примерно так, как это было в СССР времен перестройки. Проще говоря, в США надеются, что молодые иранцы согласятся продать первородство и величие своей страны за чечевичную похлёбку. А значит, предать своих союзников в Сирии, Йемене и Ираке. И отказаться от союза с Россией и Китаем.

Правда, люди, по-настоящему тесно работающие с современным Ираном, в этом обоснованно сомневаются. Иранская молодежь в самом деле не против престижного потребления, но это потребление встроено в систему общества, основу которого составляет традиционная семья.

Разумеется, во всех странах мира молодёжь очень заинтересована в престижном потреблении и склонна к протесту. Однако это желание можно направить в правильное русло. Если на то пошло, одна из самых популярных в Иране (и именно у «продвинутой» молодёжи) фигур — это президент России Владимир Путин.

Конечно, какое-то количество «диссидентов» в стране имеется, но им куда проще уехать, чем пытаться устроить «перестройку» в Тегеране, говорят эксперты. Однако вряд ли найдётся эксперт, который скажет, что поползновения Ззапада в отношении Ирана не несут вовсе никакой опасности.

Что с того России?

В сказанном — ответ на вопрос о том, почему мы так пристально следим за ситуацией в Иране и почему должны приложить все возможные усилия для сохранения экономического, политического, военного союза с этой страной. Запад создал ситуацию, в которой интересы России, Ирана, Китая, КНДР и тех стран, борьбу которых против гегемонии Запада они поддерживают, совпадают. Нельзя допустить, чтобы хотя бы одна страна выпала из этого союза.

Впрочем, рассматривать ситуацию следует не только в короткой, но и в длинной перспективе. Запад борется за свою гегемонию. Мы вместе с Ираном  — за многополярный мир. Очередной удар, очередная попытка разрушения должна стать уроком не только для Ирана: нужно переходить от обороны к наступлению. Но это уже совсем другая история.

АНДРЕЙ ПЕРЛА