Недавно в российских кинотеатрах завершился показ фильма «Позывной Пассажир» о войне в Донбассе, а затем его пустил в эфир канал «Россия». Когда смотришь художественное кино о событиях, внутри которых живёшь долгие десять лет, испытываешь особые ощущения: от правдивых кадров становится ещё больнее, от лживых — испытываешь горькое недоумение.

До фильма «Позывной Пассажир» потуги российского кинематографа снять кино об ополченцах Донбасса выглядели тошнотворно. Это была или мутная чушь типа фильма «Донбасс. Окраина» с отвратным названием и невнятным содержанием, или лихая агитка ЧВК «Вагнер», завёрнутая в обёртку художественного переосмысления действительности — фильм «Солнцепёк», где ополченцы представлены в виде глупо погибающей безликой массы, вместо которой приходят бравые «музыканты» и лихо побеждают всех врагов. Эти поделки ловко обходят важные вопросы, скользкие темы и оставляют после себя единственное послевкусие из разряда «что это вообще было?».

Конечно, для российского зрителя, лишь два года назад заметившего войну в Донбассе и восемь лет до этого просидевшего в глухом подвале без выхода в интернет или без доступа к телевизору — такие фильмы могут показаться неким откровением. Но для участников и очевидцев происходящего эти ленты — лишь бессмысленные и бестолковые пустышки. А вот фильм «Позывной Пассажир» к такой категории отнести нельзя. Кроме нескольких натяжек и передёргиваний, которые всё же пробрались в сюжет, в целом он вызывает сильные эмоции, почти как после просмотра страшной киноленты о событиях Великой Отечественной войны «Иди и смотри» режиссёра Элема Климова.

Ради интереса я прочитала с десяток отзывов и рецензий на фильм «Позывной Пассажир» и именно из-за них решила написать нетипичную рецензию. Многие отзывы строились на тезисах, что «такого быть не могло», «в фильме использованы глупые пропагандистские сцены» и т.д. Кринж, позор, халтура, пропаганда – пишут о фильме десятки болванов, ничего не понявших, ничем не интересующихся. Поэтому мой рассказ коснется неизвестных, малоизвестных или забытых фактов о наших событиях, которые легли в основу самых сильных сцен фильма или были переосмыслены. Как говорится, осторожно, спойлеров будет много.

Фильм снят по книге Александра Проханова «Убийство городов». Известный писатель и философ несколько раз приезжал в Донецк, охваченный войной, в период самых сильных обстрелов 2014-2016 годов. На одном из мероприятий я тогда познакомилась с писателем и до сих пор помню его рассказ, как к нему домой на день рождения приехал президент Владимир Путин и внимательно слушал рассказ Проханова о подвиге донецких ополченцев, которые вызвали огонь артиллерии на себя во время наступления украинских боевиков на Саур-Могиле. «Владимир Владимирович слушал очень внимательно, переспрашивая те или иные моменты. Потом помолчал и сказал: «Они поступили как герои. Так же, как делали их предки в годы войны с немецкими фашистами»», — сообщил подробности той встречи писатель. А после появилась его книга, которая и стала сценарием для фильма.

Александр Проханов

Главного героя, пережившего тяжелую трансформацию из тусовщика, бездельника и гламурного прожигателя жизни в идейного ополченца, сыграл Антон Шагин. Он тоже не является чужаком для Донбасса и его жизнь оказалась плотно переплетена с тем, что содержалось в роли. «Мои неоднократные поездки на Донбасс дали представление и понимание об этой трагедии. Я видел глаза людей, которые находились много лет под бомбежками со стороны ВСУ, и это, конечно, не оставило равнодушным. После первой поездки я вернулся другим человеком. Я собираю деньги на помощь бойцам, езжу на Донбасс. Все пошло на пользу дела, весь внутренний багаж пригодился на съемках», — рассказал актер после премьеры фильма. Более того, брат Антона — Константин Шагин — ушел добровольцем в зону СВО, получил несколько ранений, после лечения и восстановлений снова возвращался на фронт. То есть, по сути, Антон Шагин в работе над фильмом через себя пропустил всю боль, что показана в фильме.

Антон Шагин

По сюжету фильма главный герой, Николай Рябинин, отправился в Донбасс искать своего брата, ушедшего в ополчение и пропавшего без вести. Самому герою это не нужно, о войне в Донбассе он высказывается типично для 85% россиян: «это события в чужой стране», «меня, нас, это не касается». Для полного набора нарративов не хватало только «они там неправильно встали», «вы что, третьей мировой войны хотите?» и прочей ерунды из информповестки времен Минских соглашений, которая для оправдания невмешательства усиленно насаждалась все теми же пропагандистами российского ТВ, которые сейчас быстро переобулись, заявляя, что «всегда сочувствовали и переживали».

Но вернемся к сюжету. Искать брата Рябинина заставляет отец, так как мать находится при смерти. Николай отправляется в зону боевых действий, где в автобусе отдает незнакомому украинцу свою еду и курево. Вскоре москвич попадает в подразделение ополченцев, где становится свидетелем бомбежек украинской авиации мирного села, гибели детей и ополченцев, с которыми накануне познакомился. Среди ополченцев честно показан интернационал – это и сербы, и буряты, и чеченцы, и русские. Добровольцы и местные, вставшие на защиту Донбасса, вооруженные, чем попало, в неуставной форме, без пайков и снабжения. Жаркое лето, скромные сельские домики, местные жители, которые кормят и поддерживают отряд ополчей. Над сельской библиотекой реет советский красный флаг. Командир суров, справедлив, немногословен. Лица ополченцев – настоящие, без фальши и напускной красоты. Все образы вполне достоверны. По реальным событиям, большинство местных жителей и в ЛНР, и в ДНР действительно поддерживали и подкармливали ополченцев, а реальные командиры падали с ног от усталости и проблем. Такими были, например, командиры казаков в ЛНР Павел Дремов и Евгений Ищенко. Их уважали и любили и в народе, и в ополчении за принципиальность, смелость и неготовность идти на сделку с врагами. Оба были подло убиты в тылу, и в версию «украинской дрг», которая их якобы устранила, не верит никто. Они сильно мешали договороспособным персонажам, и такой версии придерживается большинство.

Павел Дрёмов

Евгений Ищенко

Тем временем в фильме ополченцы, к которым прибился Рябинин, гибнут после авиаудара, в селе погибают и местные жители, и маленькие дети. Одному из ополченцев, бывшему уголовнику и по сюжету абсолютному подонку, удается сбить самолет и пленить украинского летчика. Мотив уголовника прописан крайне странно – он ожидал получить от ополченцев денежную награду за сбитый самолет. Это было типичным натягиванием «совы на глобус», так как с нищих и полуголодных ополченцев, не получающих ни копейки в те времена, взять было нечего, и алчный уголовник это видел с самого начала. Между тем, факты уничтожения украинских самолетов ополченцами в реальной жизни было много. Настолько, что украинская авиация перестала летать над опасными зонами. В Шахтерском районе ДНР сбитым укролетунам удалось катапультироваться и их чуть не разорвали на куски мирные жители. «Асов Порошенко» от расправы спасли ополченцы, которые подоспели на место приземления парашютистов. Весной и летом 2014 года украинская авиация часто бомбила мирные города на Донбассе, а летчики отличались своей беспощадностью и жестокостью в отношении мирного населения.

26 мая 2014 года – авианалет на Донецк, тогда погибли 40 человек, 31 человек получил ранения. 2 июня 2014 года. «Су-25» нанес ракетный удар по находящемуся в самом центре города зданию бывшей Луганской областной государственной администрации и скверу имени Героев Великой Отечественной войны. Туда было выпущено около 20 неуправляемых авиационных ракет. Погибло 8 человек, из них — 5 женщин. Ещё 28 человек были ранены осколками. 2 июля 2014 года украинская авиация нанесла авиаудар по поселку Станица Луганская и селу Старая Кондрашовка, где не было никаких военных объектов или баз ополченцев. Жертвами авиаудара тогда стали 12 человек. В том числе, пятилетний Ванечка Ермилов со своим отцом. Ещё 8 человек получили тяжелые ранения. 15 июля 2014-го, когда город спал, ВВС Украины бомбили жилые дома в Снежном в ДНР. Под завалами разрушенных домов погибли 12 человек. Десятки оказались ранены. 30 июля 2014 года украинские летчики нанесли удар по городу Красный Луч, сбросив 8 стокилограммовых бомб. 13 августа 2014 года после авиудара по пляжу в городе Зугрэс погибали целыми семьями. В тот день украинские ВВС убили 13 человек, в том числе троих детей. Ещё около полусотни получили ранения, 2 человека скончались в больнице от полученных ран.

В фильме тоже есть отсылка к подобным событиям. Украинского летчика приволокли к селянам и женщина, потерявшая при бомбежке ребенка, застрелила его из охотничьего ружья. Показана очень сильная сцена, когда селяне – и дети, и подростки, и старики — дружно встали на защиту своей землячки, демонстрируя солидарность с ее поступком.

Через некоторое время к отряду ополченцев, где остался Николай, присоединился украинский перебежчик, угнавший танк. Было ли такое? Да, и часто. Тогда, десять лет назад, переходов на нашу сторону украинских вояк было много. Все еще надеялись, что Россия вмешается и будет, как с Крымом – мирно и тихо, без огромных потерь, без крови и страданий. Но не случилось. А в 2014-м из ВСУ бежали массово: кто в непризнанные республики, кто в Россию. Вот несколько примеров. Один из командиров 25-й аэромобильной бригады взял с собой БМП и перешел на сторону ополченцев ДНР. Военный украинской армии пересек линию соприкосновения с ЛНР на БМП, после чего добровольно сдался подразделениям Народной милиции возле Кировска. По словам представителя пограничного управления ФСБ РФ по Ростовской области Николая Синицына, военнослужащие 72-й бригады ВСУ, сложив оружие, перешли на российскую территорию. Ранее через КПП «Гуково» российско-украинскую границу перешли 438 солдат и офицеров 72-й бригады.

Так что и этот момент в фильме – практически документальный. Украинский танкист переходит к ополченцам, а утром начинается атака ВСУ. Украинцы давят танками скромные и бедные сельские дома, врываясь внутрь через проломы, убивают женщин и детей. Один из россиян в рецензии на фильм патетично написал: «Никогда не поверю, например, что 12-летний мальчик мог с красным флагом загородить дорогу украинскому танку, и танкист, высунувшись из люка, мог так легко застрелить его из пистолета. Не верю, что человек на такое способен. Хоть гитлеровец, хоть бандеровец, хоть кто…». Речь идет о сцене, где мальчик, мечтавший стать ополченцем, но которому отказал командир, приказав идти учиться, подхватив знамя погибших ополченцев, загородил дорогу танку ВСУ. Но события, которые происходили в Донбассе, гораздо страшнее любого вымысла и выпадов невежд. Ведь было, когда люди своими телами пытались останавливать украинские танки, а их расстреливали в упор. Не жалели украинцы и детей Донбасса, имена погибших 300 детей и подростков теперь увековечены на Аллее Ангелов в Донецке.

А по поводу того, что «хоть гитлеровец, хоть бандеровец не могли стрелять в детей» приведу рассказ Лилии Родионовой, у которой я брала интервью. С начала войны Украины против Донбасса Лилия Родионова возглавляла комиссию по делам военнопленных и пропавших без вести в ДНР.

— Мы уже тогда стремились документировать преступления украинских боевиков в Донбассе на официальном уровне. Знали и верили, что это обязательно пригодится для доказательной базы. В 2015 году донецким судмедэкспертам я доставила костные останки из района донецкого аэропорта, занятого украинскими боевиками. Экспертиза установила, что останки принадлежали девочке 13-15 лет и мальчику 15-16 лет. Смерть детей наступила от огнестрельных ранений в голову. Позже я услышала показания пленного боевика «Правого сектора» (запрещен в России как террористическая организация). Он рассказал, что они держали у себя двух подростков, подкармливали их и заботились о них. О дальнейшей участи этих детей боевик умолчал. А мы их нашли – застреленными. Скорее всего, подростков держали в рабстве, а потом избавились от них. Такая вот «забота»…

Кроме этого, Лилия раскрыла много других подробностей, о которых мало кто знает или не хочет знать.

— Мы собирали данные о пропавших людях. Каждое обращение — это история жизни и история смерти. Смотрю на фото в своих папках и вижу глаза пропавших людей. Вот Константин Озеров, пропавший в Ждановке. К нему в дом вломились украинские боевики, надели мешок на голову, забрали его и сына с племянником и увезли. Сына и племянника потом отпустили, а Константин исчез бесследно. Удалось узнать, что порядка 30 человек тогда были похищены украинцами, их везли в автобусе с мешками на головах в поселок Коммунар, там избивали, пытали и убивали. Именно в Коммунаре нашли первое большое массовое захоронение жертв украинской агрессии. Вот фото семидесятилетнего пенсионера Юрия Галушко, который шел через п. Пески навестить родных, а украинские вояки замучили его и убили. Погибали и пропадали женщины, а выжившие, оказавшись в лапах нацбатов и солдат ВСУ, наотрез отказывались рассказывать, что там с ними происходило. Очень много людей, которые вообще уже никогда ничего не расскажут.

Отдельная страшная история – как украинцы поступают с пленными. Но об этом и много написано, и без прикрас показано в фильме «Позывной Пассажир». Одного из танкистов вешают на дуле танка после пыток. Было ли такое? Осенью 2014 года в аэропорту Донецка бойцы ДНР нашли тела трех убитых танкистов, которых пытали украинские военные. У ополченцев, еще живых, были вырваны зубы, потом украинские боевики обвязали ноги наших бойцов проволокой, прицепили к танку и несколько часов волочили по площадке перед аэропортом. Об этом случае рассказал российский журналист и блогер Максим Шевченко, который наблюдал, как уносили тела запытанных танкистов. По словам Шевченко, все трое погибших раньше были донбасскими шахтерами. А я вспоминаю, как разговаривала с комендантом Дебальцево о гибели ополченца, которого запытали насмерть украинские вояки, срезая со спины полоски кожи. По заключению судмедэксперта, это делали с живым человеком. Я читала заключение и видела эти фото…

В фильме украинцы запытали командира ополчения, и это сделал его однокурсник по военному училищу, который ненавидит Россию и служит Украине. «Россия вас предала и бросила. Вы никому не нужны!», — заявляет садист и принуждает ополченца к предательству. Командир гибнет под пытками, но не предает. Эту сцену можно назвать ключевой и метафорической. Как писатель, Александр Проханов любит использовать метафоры, и она понятна: несмотря на тысячи смертей, Донбасс не предал и стойко стоял за Россию. А главный герой фильма, Николай Рябинин, выжил. По дороге домой, в Москву, он осмысливает события, останавливает автобус и уходит в поля. «Куда ты?», — спрашивают героя. «К своим», — отвечает он.

Из несоответствий показанного происходящему лишь несколько моментов. Зачем-то действие перенесено в 2015 год, хотя показаны события 2014-го года. Зачем-то отряд ополченцев держит оборону какой-то шахты и охраняет ее. Полуправда подается так, будто ополченцы все погибли за эту шахту, а не защищая родную землю и своих земляков. И вот это в фильме бесит больше всего. Мотив подвига ополченцев оказывается смазанным и замыленным, как будто он с потолка взялся. Открытая концовка фильма, при всей очевидности, зрителей расстроила или разочаровала. А вот самая точная или типичная реакция рецензентов.

— «Я так и не понял. Наши погибли все! Победа осталась за ВСУ? То есть, все «сепаратисты» перебиты, ВСУшник-танкист выходит победителем в дуэли со своим однокашником по танковому училищу, тем самым командиром отряда ополченцев. Мирных, кто пошел за Россию, погибло — без счету. Кого может замотивировать подобное кино?».

— «Наверно, пока это сюжет не про победу, а про жизнь и смерть, которую мало кто видит. И я не вижу. Но чувствую, и где-то благодаря фильму, что сладко живётся в наших городах благодаря тому, что там бандеровцы найдут свою смерть от ружья ополченца и нашего солдата. Потому как нежить на той стороне захватила исконно русские города и села».

— «По фильму и по книге все наши погибли, и бандеровская мразота торжествует, но главное – в другом. Позывной Пассажир, он же Николай Рябинин, обретает смысл жизни. И посыл фильма прост: настоящий человек должен стать на защиту своей Родины, если он хочет быть настоящим человеком».

— «Жаль, что пока нас водили за нос Минскими соглашениями, правда о ДНР и ЛНР игнорировалась экранами по всей России. Молодцы люди, снявшие фильм, как русский мир без должной поддержки стоял насмерть. Может показаться, что много жести, но в действительности жестокости, к несчастью, гораздо больше. Более того, ещё целых восемь лет Донбасс принимал на себя страдания. На примере Белгорода медленно «доходит» до сытого общества».

— «Поскольку я сам из Донбасса, скажу: в этом фильме всё настоящее. Именно так и было в донбасской глубинке в те страшные восемь лет, когда Донбасс оставался один на один с регулярной украинской армией. И очень хорошо, что сейчас хохлотвари получают по полной программе».

— «Смотреть страшно, но «ИДИ и СМОТРИ». Тут уже не пожелаешь приятного просмотра».

Фильм, несмотря ни на что, стоит времени и сил на просмотр. Пожалуй, он пока единственный, который отражает события без прикрас. Жаль, что его создание и прокат опоздали. На долгие десять лет.

Марина Харькова