КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Сто лет тому вперед в прекрасной соевой Москве будущего снесены Андреевский и Новодевичий монастыри.

Когда Коля Герасимов и Алиса Селезнёва смотрят на панораму Москвы-реки с точки, примерно соответствующей Нескучному саду, то в расчищенной от большинства строений перспективе на главное здание МГУ не оказывается ни одной из древних обителей. Если Новодевичий монастырь как бы закрывает огромное зеркало солнечной батареи (но она расположена как раз на его месте, так что всё-таки снесли), то на месте Андреевского — незамысловатая пустота.

ФИЛЬМ «СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЁД» СТАРТОВАЛ ТРУДНО, НО СЕЙЧАС НАБИРАЕТ ОЧЕНЬ ПРИЛИЧНУЮ КАССУ. СКРИНШОТ ПОСТЕРА К ФИЛЬМУ

Проделки инопланетян

Возможно, прибывшие инопланетяне сообщили, что купола и кресты создают нехорошие энергетические потоки и мешают приземлиться, а потому открытые ко всему новому земляне просто-напросто снесли это старье. А может, что другое приключилось за эти сто лет. Гадать не будем.

Фильм «Сто лет тому вперёд» стартовал трудно, но сейчас набирает очень приличную кассу. Если старшее поколение приходит посмотреть, что там сделали с нашей родной Алисой и иногда одобрительно кивает, а иногда возмущённо плюется, то подросткам фильм нравится незамысловатым школьным юмором, актёром под Тимоти Шаламе, узнаваемыми отсылками на «Стражей Галактики» (пожалуй, лучшее ответвление комикс-вселенной «Марвел») и атмосферой лёгкого подросткового бунтарства.

БУДУЩЕЕ БЕЗ РУССКИХ, БЕЗ ВЕРЫ, БЕЗ СУВЕРЕНИТЕТА, ЗАТО С РОЗОВЫМИ ВОЛОСАМИ. СКРИНШОТ С ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЁД»/KONOPOISK.RU

Александр Петров в роли весёлого пирата разбавляет атмосферу ленты дубоватым юмором и поединками на мечах. Я всё жду: когда же он пошутит про Боширова? И даже навязчивая реклама Сбербанка фильм не особо портит.

К тому же у фильма отличный дизайн — прекрасно получились и комната Коли, и атмосфера института, в котором работает Селезнёв-старший, и тайное убежище Весельчака. Как режиссёра, разыгравшего в фильме «1812. Первая Отечественная» Бородинское сражение на солдатиках, меня не мог не порадовать разбор на солдатиках сложившейся во второй части фильма тактической ситуации.

Хитрая упаковка

В общем, получился вполне добротный кинокомикс в марвеловском духе, пусть и на «минималках». Но зато своё, родное, и с торжеством семейных ценностей в конце.

Однако та идеология, тот миф, который скармливают нашим подросткам в этом кино, совсем не безопасны, хотя упакованы довольно тонко, сразу не разглядишь.

В фильме «Гостья из будущего» формула будущего, в котором и оказался Коля Герасимов (как из специфичного позднесоветского тихого антисемитизма переименовали булычёвского Колю Наумова) была довольно проста.

«ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ» И «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» ПРОХОДЯТ РЕФРЕНОМ ЧЕРЕЗ ВЕСЬ ФИЛЬМ. СКРИНШОТ С ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЁД»/KONOPOISK.RU

Сто лет тому вперёд самостоятельное научно-техническое развитие коммунистического общества стало настолько совершенным, что мы долетели до других планет, наземный транспорт заменили воздушным, стали доступны мгновенные перемещения в пространстве и времени. Институт Времени занимается тем, что спасает рукописи из пожара Александрийской библиотеки.

Культурный стиль будущего вообще ориентирован на Античность, как её представляли себе в эпоху Олимпиады-1980, по улицам города будущего разъезжают всадники и всадницы в античных туниках. А развязка в нашем времени происходит в подвале, украшенном почему-то колоннами Микенской эпохи. Логика ясна: наша эпоха, 1970-1980-е, — это «микенское» время по отношению к прекрасной классической Античности, которая наступит в будущем. Пираты — это лишь лёгкая рябь на периферии этого прекрасного мира, каковой они были и в древности (киликийцы), пока их не победили Помпей и император Август.

ГЛОТ ВСЁ ВРЕМЯ ОБРАЩАЕТСЯ К ЧЁРНОМУ СОЛНЦУ, ЛЮБИМОЙ ЭМБЛЕМЕ ПРЕСЛОВУТОГО «АЗОВА»*. СКРИНШОТ С ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЁД»/KONOPOISK.RU

Гаджеты от пришельцев

Картина будущего из нового фильма совершенно иная.

Есть будущее — прекрасное и светлое. После контакта мальчика-игромана Фимы Королёва с каким-то заблудившимся космическим доставщиком пиццы, Россию принимают в НАТО и ЕС (простите, Землю в Галактическую Федерацию), после чего в результате еврогалаинтеграциии и наступает светлое завтра и полная толерантность в классах московских школ, где дружно учатся дети разных галактик. Никакое самостоятельное технологическое развитие Землю не ждёт — все штучки и гаджеты подогнали пришельцы.

Обитатели будущего развивают зелёную энергетику, питаются соевым мясом и выращивают динозавров для поставки на другие планеты. Никаких признаков сохранения русской культуры в этом будущем нет, напротив — то всё время подчеркиваются «новиопские» мотивы у мамы Алисы — Киры (отчество с нажимом — Людвиговна), то эта мама отправляет Алисе письмо красивым почерком на каком-то латиноалфавитном языке. «Политкорректность» и «толерантность» проходят рефреном через весь фильм.

«В СОЕВОЙ МОСКВЕ БУДУЩЕГО КУДА-ТО ИСЧЕЗЛИ АНДРЕЕВСКИЙ И НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРИ». СКРИНШОТ С ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЁД»/KONOPOISK.RU

Грусть по Булычёву

В общем, это то самое «будущее», о «краже» которого у молодых поколений непрерывно причитают наши релоканты не то что с начала СВО — уже десять лет с начала Русской весны.

Альтернатива — захват Земли пиратами во главе с лысым молчаливым Глотом. Здесь тоже всё прозрачно и узнаваемо — зачистка «несогласных», абсолютное господство военно-промышленного-комплекса, «зато с безопасностью всё в порядке». То есть это ровно те характеристики, которые даются современной России на каждом первом иноагентском ютуб-канале.

Мол, выбирай. Борись за то прекрасное прошлое, которое ведёт к прекрасному соевому будущему, против жестокого и злодейского милитаризма.

Можно было бы, конечно, сказать, что это всё не про нас, а про их ужасный милитаристский фашизм. Не случайно ведь Глот всё время обращается к Чёрному Солнцу, любимой эмблеме пресловутого «Азова»*.  Но вот нюанс: в конце фильма Коля Герасимов сам вполне по-доброму с этой чёрной дырой общается и явно получает какие-то наставления. Не она ли, кстати, потребовала от землян посносить монастыри, дабы не мешать «контакту»?

Одна из последних сцен фильма: большой инопланетный звездолёт, приземляющийся над Чертановым, отсылает к двум предыдущим работам создателей фильма — «Притяжение» и «Вторжение», памятным и восторгом перед инопланетщиной/иностранщиной, и нескрываемыми русофобией и ненавистью к Православию.

GIF ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЁД»

Будущее без русских, без веры, без суверенитета, зато с розовыми волосами и толерантностью в масштабе тринадцати галактик, тринадцати сестёр. Такую вот конфетку в симпатичной комиксно-комедийной обёртке поднесли нашим детям, и они от неё, как правило, в восторге — снято ведь весело. И не дети должны распознавать растлевающие смыслы, а взрослые дяди и тёти, причём не на стадии постпродакшена, когда давит мотив «а как же деньги вложенные — неужели пропадут?», а на стадии написания сценария и планирования съёмок.

Но до такой продуманной стратегии в кинематографе нам по-прежнему далеко. Поэтому нас и дальше будут угощать сожалениями и мечтами героев Верхнего Ларса.

И отдельно жаль замечательного русского писателя-фантаста Кира Булычёва. Вместо очередного «перетрясания» и приспособления под текущие фиги в кармане его Алисы я бы лучше посмотрел добротную экранизацию его серии романов об альтернативном прошлом «Река Хронос». Например, «Штурм Дюльбера». Напомню сюжет.

Узнав о перевороте в Петрограде и отречении императора Николая II, командующий Черноморским флотом адмирал Колчак понимает, что единственный шанс спасти страну и монархию — это срочно, прямо сейчас взять Константинополь и водрузить Крест на Святую Софию. В апреле 1917 года русские линкоры входят в Босфор и по сигналу вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны открывают огонь по султанскому дворцу, а затем занимают древний Царьград. Первая мировая заканчивается в пользу союзников, монархия в России восстанавливается, министры-масоны во главе с Керенским высылаются за границу.

Вот это прошлое будущее, которое я, и не только я, хотел бы увидеть.

*Националистическая организация «Азов» — признана террористической и запрещена на территории России.

ЕГОР ХОЛМОГОРОВ