Информационная суета вокруг Гагаузской автономии Молдавии, спровоцированная внезапной дипломатической активностью России на этом направлении, продолжается. Более того, в то время как российско-молдавское взаимодействие в данный момент находится буквально на нуле, сотрудничество Москвы и Комрата (столицы Гагаузии) выходит на новый уровень.

На днях глава автономного территориального образования Евгения Гуцул в сопровождении председателя народного собрания АТО Дмитрия Константинова вновь побывала в Москве, где провела встречу с главой российского банка ПСБ Петром Фрадковым. Результатом переговоров стало подписание соглашения о сотрудничестве.

В рамках достигнутых договорённостей, российский банк откроет счета для гуманитарных выплат гагаузским пенсионерам и работникам бюджетной сферы.

«У нас около 25 тысяч пенсионеров, плюс бюджетная сфера около 6—7 тысяч. Мы рассчитываем на 30—35 тысяч человек, открытий платёжной системы», — заявила Гуцул журналистам после встречи с руководством ПСБ.

С 1 мая участникам программы помощи от российского правительства будет доступна льготная программа с повышенными ставками по вкладам и накопительным счетам. Финансовым оператором процесса станет ПСБ, который, по словам Фрадкова, ещё и выступит удобной платформой для платежей и переводов между друзьями и близкими, что в конечном итоге ещё больше сблизит жителей России и Гагаузии.

«Все услуги окажут с неукоснительным соблюдением норм международного и иностранного права… Нам важно обеспечить трансграничные расчёты и возможность использования других банковских продуктов, и для расширения рамок гуманитарной поддержки мы также договорились о том, что родственники, представители Гагаузии, которые живут в России, будут получать в ПСБ дополнительные специальные услуги по отдельному тарифу. Всё это соединит наши государства, укрепит связи и придаст дополнительный импульс экономическим взаимоотношениям и культурным связям между гражданами», — отмечает председатель совета директоров банка.

Кроме того, как сказано в официальном пресс-релизе ПСБ, российский банк и АТО Гагаузия будут развивать сотрудничество в финансово-кредитной сфере, включающее взаимодействие по вопросам предоставления банковских услуг, обеспечивающих реализацию гуманитарных целей, обмен информацией для подготовки проектов по направлениям гуманитарного сотрудничества, и реализацию мероприятий по повышению финансовой грамотности.

Важно отметить, что в подписанных документах и комментариях участников соглашения не упоминается Молдавия. Более того, создаётся впечатление, что Гагаузия — это вовсе не автономия, а суверенное государство, независимость которой признаёт Россия, решившая оказать гагаузскому народу гуманитарную поддержку.

Но не банком единым ограничивались контакты гагаузского руководства в Москве. Евгения Гуцул встретилась здесь с земляками из числа молдавских политиков, представляющих оппозицию прозападному курсу нынешнего руководства Молдавии.

По итогам встречи известный молдавский оппозиционный политик Илан Шор объявил о создании предвыборного блока «Победа-Виктория», целью которого является успех на ближайших выборах.

По словам башкана Гагаузии (так официально звучит титул главы автономии) Евгении Гуцул, блок «Победа» намерен выдвинуть на пост президента Молдавии своего кандидата, который, по её оценке, будет иметь высокие шансы на победу.

Что из всего этого следует? Соглашение с ПСБ и объединительный съезд молдавской оппозиции, состоявшийся в Москве, несомненно, являются звеньями одной цепи и дают понять, что Россия затеяла в Молдавии (или против неё) свою игру. Причём, возможно, впервые столь открыто и никого не стесняясь. Это вызов!

Судите сами, молдавские оппозиционеры, собравшиеся в российской столице, называют своей целью смещение режима Санду, российский банк, обслуживающий, на минуточку, счета Министерства обороны РФ, начинает работать со счетами гагаузских пенсионеров и бюджетников, выплачивая им специальное пособие, фактически, переведя под свой контроль всю финансовую сферу автономии. Проще и циничнее говоря, РФ взяла Гагаузию на содержание. Интересно, зачем? С чем связаны эти явные намёки на желание России привязать к себе автономию? И как далеко простираются планы Москвы?

Если речь идёт всего лишь о попытке усадить в Кишинёве лояльный нам режим — то мы опять наблюдаем явное отставание во времени. На целую эпоху, я бы сказал. Влиять на ход избирательной кампании можно было лет 10—15 тому назад, но тогда мы не решались этого делать или, если делали, то весьма топорно (впрочем, и нынешние действия далеки от изящества).

Сегодня же соблюдение демократических процедур — вещь выборочная. Это наглядно продемонстрировала Украина, где де-факто произошла узурпация власти, что не помешало Западу закрыть на это глаза и даже опять начать накачивать страну деньгами и оружием.

А что ещё хуже — буквально сразу после возвращения молдавских оппозиционных политиков в Кишинёв, участников съезда начали задерживать прямо в аэропорту. Об этом РИА Новости сообщила депутат Марина Таубер.

Сейчас молдавские правоохранители проводят обыски у представителей оппозиции, засветившихся на съезде в Москве. Некоторых после обысков увозят на допрос. А генпрокуратура Молдавии уже заявила, что рассматривает создание блока «Победа» в Москве как «государственную измену».

И если завтра Санду под этим предлогом посадит всех своих политических противников, никто на Западе даже не подумает назвать её диктатором, как это происходит, скажем, с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, известным своим пристрастием к криминализации любой политической конкуренции.

Скажу больше, Майя Санду по примеру своего украинского коллеги, может вообще отменить выборы, развязав войну с Приднестровьем. И тогда все наши хитроумные манипуляции окончательно пойдут прахом.

Но есть и другой сценарий, при котором нынешние заигрывания с Комратом — это подготовка к будущей битве за Одессу, когда станет важно, чтобы соседняя с Бессарабией Гагаузия была за нас. С ПМР в этом смысле всё понятно. Выступая заодно, обе республики, как минимум могли бы затруднить переброску военных из соседней Румынии, в случае начала нашего наступления. А в том, что страны НАТО готовятся к силовой борьбе за этот наиважнейший участок украинской территории, нет, увы, никаких сомнений.

Так что, если это действительно реализация плана с прицелом на будущее освобождение Бессарабии — то это неплохо. Хотя затея всё ещё выглядит крайне сомнительной. Та же Гуцул открыто говорит о том, что не видит поводов для военного конфликта с Кишинёвом и надеется, что его не произойдёт.

Но как бы там ни было, в любом случае прикармливать очередной анклав, с которым у нас нет общей границы, не имея при этом никаких далекоидущих планов, было бы верхом глупости. Так что, видимо, план такую границу получить всё же существует. По крайней мере, в это хочется верить…

Алексей Белов