КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Несмотря на скомканные обстоятельства празднования своего 75-летия, знаменитая певица попробовала, причём дважды, напомнить аудитории о себе. Однако оба повода получились весьма сомнительными, несмотря на то что в России постарались прорекламировать Аллу Борисовну.

Нет сомнений, что на свой юбилей (15 апреля 2024 года) у Аллы Пугачёвой были масштабные планы.

Во всяком случае, ещё в начале 2023 года, когда творческий семейный союз «примадонны» и комика Максима Галкина* уже несколько месяцев как скоропостижно перебрался в Израиль, сообщалось, что Алла Борисовна загодя готовится встретить круглую дату ни много ни мало концертом в Кремле. Но жизнь повернулась по-другому – и винить в этом певица-эмигрантка, на старости лет откровенно признавшаяся в презрении к русской аудитории, может только себя.

Впрочем, совсем уж без упоминания Пугачёвой в середине апреля 2024-го не обошлось: певица сделала «подарок» то ли себе, то ли своим оставшимся поклонникам и с разницей в сутки выпустила две песни. Композиции добрались до отечественного слушателя – в этом у «примадонны» нашлись помощники.

АЛЛА ПУГАЧЁВА И МАКСИМ ГАЛКИН*. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

«Последний концерт» можно продать несколько раз, а «новые песни» – записать заранее

Впрочем, с новинкой, как нынче выражаются, есть нюанс.

Вообще, как уже обращал внимание Царьград, понятие «новая песня» (равно как и «последний концерт», «последние гастроли») в одной фразе с именем Аллы Пугачёвой использовать нужно предельно аккуратно. Ещё с начала XXI века певица регулярно то ли пугала, то ли обнадёживала аудиторию заявлениями о своём «финальном туре», повторявшемся несколько раз.

Последний полноценный альбом с полностью новым музыкальным материалом артистка выпустила ещё в 2008 году. С тех пор отдельные новые песни то и дело появлялись, однако цельной «пластинки» из них составить так и не удалось. И разошедшийся по интернету 1 марта 2024 года якобы «новый» альбом Пугачёвой «P.S.» на самом деле представляет собой композиции, выпущенные ею к предыдущему, 70-летнему юбилею 2019 года.

«ТОТ САМЫЙ КОНЦЕРТ» АЛЛЫ ПУГАЧЁВОЙ, 2019. ФОТО: VADIM TARAKANOV/GLOBALLOOKPRESS

В этой связи вряд ли кого-то удивит тот факт, что из двух песен, «подаренных» Аллой Борисовной публике в апреле 2024-го, одна была записана почти шесть лет назад. Речь идёт о композиции «Я плачу» (от глагола «плакать», а не «платить»), появившейся в Сети накануне дня рождения, 14 апреля. Автором музыки и стихов этой песни является Леонид Агутин – и именно на концерте, посвящённом 50-летию музыканта (родился в июле 1968-го) «примадонна» и должна была дать премьеру нового творения.

В 2018-м премьера не состоялась – со ссылкой на проблемы со здоровьем Пугачёва не стала поздравлять Агутина песней. Впрочем, у опытного артиста ни одна композиция задаром не пропадёт: и вот сейчас блюз «Я плачу» выполнил роль «специальной новинки к юбилею» самой Аллы Борисовны. Что касается второй юбилейной песни под названием «Жизнь слишком хороша», по стилю лучше всего подходящая под определение «русский шансон», то она, скорее всего (но не факт), действительно является новинкой.

ЛЕОНИД АГУТИН ПОМОГ ПУГАЧЁВОЙ ХОТЬ КАК-ТО ОТМЕТИТЬ ЮБИЛЕЙ. ФОТО: ANATOLY LOMOKHOV/GLOBALLOOKPRESS

«Постараюсь дожить до победы света над тьмой»

Несмотря на стилистическую разность, являющуюся ещё одним свидетельством существенной разницы во времени записи композиций, обе песни романтические. Всевозможные признания в пылких чувствах к спутнику жизни, выражение вечной верности, готовности следовать за своим избранником куда угодно – нормальный набор любовной песенной лирики. Правда, сентенции в духе «Я плачу на твоём плече, почему ты так красив, иногда невыносим» более уместны для женщины бальзаковского возраста, нежели для 75-летней трижды бабушки, но это уже дело вкуса.

Характерно, что юбилей Алла Борисовна сопровождает произведениями, в которых ни одного слова не сказано о Родине, доме, ностальгии по России. Нет, всё это в юбилейные дни Пугачёву не интересует – и своими творческими посланиями певица подтверждает сделанный два года назад выбор.

Впрочем, выбор не в пользу Родины и русского народа «примадонна», судя по всему, сделала уже давно – в 2022-м он лишь перестал быть тайной для всего мира. Не случайно в самом начале 1990-х Пугачёва признавалась, что задумалась о благах и преимуществах «цивилизованного мира» ещё в 1970-е годы. Достаточно было нескольких гастролей в Восточную Германию, ГДР (в страну соцлагеря, то есть даже не в совсем «полноценную» Европу), чтобы молодая ещё певица начала стремиться к идеалу роскошной западной жизни.

ПОСЛЕ БЕСЕДЫ В КГБ АЛЛА ПУГАЧЁВА ПРИЗНАВАЛАСЬ В ЛЮБВИ К РОДИНЕ И НЕЛЮБВИ К «ЗАГНИВАЮЩЕМУ ЗАПАДУ». СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ «НЕБОЖЕНА»

Кстати, как стало известно уже в наши дни, в 1983 году Пугачёва фактически согласилась на бегство во Францию: местные воротилы шоу-бизнеса убедили певицу, что западная музыкальная индустрия и публика с нетерпением ждут её, дождаться не могут. Фактически в условиях той «доперестроечной» эпохи отъезд в капиталистические страны означал измену Родине. О планах артистки стало известно в КГБ, её пригласили на обстоятельную беседу – и как минимум пару лет после этого Пугачёва в интервью без энтузиазма, но исправно рассказывала о том, как любит СССР и как не любит «заграницу».

Сегодня притворяться нет нужды – и вслед за ставшими уже легендарными фразами, что русские это «рабы и холопы», а в Россию «нормальные люди не возвращаются», Алла Борисовна непосредственно перед юбилеем написала в соцсетях следующее:

Свобода – это главное богатство. И я её в себе берегу, этим живу и постараюсь дожить до победы света над тьмой, победы добра над злом, победы правды над клеветой. Живём дальше!

Намёк, до какой победы – кого над кем – намеревается-таки дожить 75-летняя «примадонна», как говорится, более чем прозрачный.

Пугачёва – в «чёрных списках»?

Нужно сказать, что в отечественном радиоэфире наполовину новые песни Пугачёвой пока не слышны.

И дело тут, скорее всего, не в специальных «чёрных списках», что якобы распространяются по радиостанциям откуда-то «сверху», чуть ли не из самого Кремля. За последние два года подобные стоп-листы, включающие в себя песни артистов, наглядно показавших себя как враги России, как раз должны были бы появиться. Но, увы, сообщения о «чёрных списках» остаются на уровне громких заголовков новостных заметок. Не более того.

В действительности радио в современной России работает в значительной степени на консервативную аудиторию, а радиостанции в силу особенностей своей работы стараются в общем и целом следовать государственным информационным «трендам». К тому же появление новых песен Пугачёвой в эфире должно осуществляться коммерчески заинтересованными в этом структурами – а извлечь прибыль из творчества «примадонны» в современных условиях затруднительно.

«Примадонна» на «Яндексе» – ещё не худший вариант

А вот в Сети ситуация совершенно другая. Русскоязычный сегмент интернета до сих пор, на третьем году ZOV остаётся информационным пространством, живущим вроде бы по тем же законам, что и остальная Россия. Но всё-таки не совсем.

СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «АЛЛА ПУГАЧЁВА»

Разумеется, нет ничего странного, что новые композиции Пугачёвой появились в «Ютубе». Главный медиаспонсор глобализма транснациональная корпорация Google остаётся верна себе – если существует хоть какой-нибудь контент, способный раздражить русских патриотов, можно не сомневаться: на самом популярном видеохостинге он рано или поздно появится. И скорее рано, нежели поздно.

То же самое, пусть и в несколько меньших масштабах, относится и к платформе Apple Music: «демократические» медиакорпорации долларом не корми, дай предложить отечественным пользователям творчество тех, кто этих же русских, не скрываясь, презирает.

А вот активное участие вроде как наших интернет-ресурсов, таких как «VK Музыка» и «Яндекс. Музыка», в раскрутке живого символа и знамени «испуганных патриотов» на первый взгляд вызывает удивление.

СКРИНШОТ: ИНТЕРНЕТ-САЙТ MUSIC.YANDEX.RU

Но удивление это именно что «на первый взгляд».

На второй, третий и последующие, более внимательные и вдумчивые взгляды, в демарше музыкальных подразделений «Яндекса» и VK ничего удивительного нет. Эти платформы уже неоднократно показали, что патриотические, нравственные, духовные и какие угодно ещё соображения для их менеджеров находятся на второстепенных ролях по сравнению с экономическими мотивами.

Ярким примером стал свежий скандал с откровенно порнографической и педофильской так называемой песней «Заставлял», которая более года находится в свободном доступе на этих площадках. И не просто находится – но уже отравила сознание и души множества детей, устраивающих на основе этого «творчества» развратные флешмобы.

Впрочем, тут нужна оговорка – совсем уж идеологии указанные сервисы не чураются. Например, стоит обратить внимание на свободную публикацию на платформе «Яндекс. Музыка» серии подкастов «Радио Свобода»** под названием «Гуманитарный коридор. Гонимые войной».

СКРИНШОТ: ИНТЕРНЕТ-САЙТ MUSIC.YANDEX.RU

Посвящена эта подборка радиоэфиров проблеме украинских беженцев, вынужденных оставить свои дома после начала спецоперации в 2022 году. О том, насколько антирусский характер имеет это повествование, свидетельствуют лишь несколько заголовков отдельных сюжетов: «Сине-жёлтый цвет стал всем понятен и известен», «Всякий честный человек сейчас за Украину», «Вернулась в Америку с татуировкой трезубца».

На фоне такой не просто откровенной, а воинствующей русофобии, распространяемой одним из главных русскоязычных музыкальных сервисов, публикации любовно-престарелой лирики Пугачёвой кажется незначительным проступком, мелкопакостной шалостью.

Что с того?

Одним из факторов восхождения Аллы Пугачёвой на вершину советской эстрады зачастую называют то, что певица была не похожа на своих коллег. Мол, зрители почувствовали в Алле Борисовне неповторимую творческую личность – и потому она стала «звездой № 1».

Что ж, утверждение из разряда недоказуемых и неопровергаемых – дело вкуса, художественных и личностных предпочтений.

Неоспорим факт, что 75-летний юбилей Пугачёва встречает в банальном статусе – оставшейся без Родины и публики артистки на пенсии. И две рядовые как по форме, так и по содержанию песни, опубликованные ею по этому случаю, лишь оттеняют печальный итог карьеры «примадонны».

Ведь в самом факте появления композиций наиболее примечательным оказался вопрос, кто же согласился поспособствовать мимолётному «творческому возвращению» Пугачёвой. Да и тут мы не узнали ничего нового, лишь подтвердив уже известное: чтобы русскоязычный интернет стал по-настоящему русским, работы ещё много. Конь на непочатом крае не валялся.

* Максим Галкин включён Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.

** «Радио Свобода» внесено Минюстом России в список СМИ-иноагентов.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ