На одном из недавних телеэфиров, где я присутствовал, обсуждалась тема разгорающегося конфликта между Израилем и Ираном. Мои коллеги-эксперты с жаром и энтузиазмом спорили на тему, хватит ли у Тель-Авива смелости нанести по территории Ирана удар ядерным оружием — которое, как кот Шрёдингера, у Израиля то ли есть, то ли нет — и достанет ли, в случае чего, Тегерану решимости ответить Израилю той же монетой, поскольку Исламская республика также числится криптообладателем ЯО.

В итоге все сошлись во мнении, что ничего подобного не случится, поскольку существует масса вполне рациональных причин, по которым применение ядерного оружия — просто немыслимо. Мол, и ракет у израильской армии не хватит, и гарантированный иранский ответ превратит довольно маленький Израиль (площадь всего-то в полтора Крыма) в радиоактивный пепел, и много чего ещё.

Вспомнили всё, но забыли, как мне кажется, только об одном: само по себе решение нажать пресловутую «красную кнопку» лежит уже где-то в области иррационального. Грубо говоря, для того, чтобы решиться отдать подобный приказ, человек должен на какое-то время оказаться во власти безумия, ибо никаких разумных доводов для применения ЯО действительно не существует.

А раз так, то и рассуждать о вероятности обмена ядерными ударами между странами, обладающими ЯО, с точки зрения здравого смысла — крайне ошибочно.

В связи с этим необходимо исключительно внимательно относиться к сообщениям, вроде недавней публикации в американской версии британского издания The Sun, где не только сказано, что «Израиль планирует удар по иранским ядерным объектам на фоне напряжённого ожидания атаки возмездия и растущих опасений по поводу Третьей мировой войны», но также представлена карта планов израильской атаки по территории Ирана.

«Израиль готовится нанести удар по иранским атомным станциям, если столкнётся с нападением из мести за смерть высокопоставленного командира Тегерана на прошлой неделе, — пишет газета. — Военный кабинет Нетаньяху был занят срочными заседаниями из-за опасений, что Иран начнёт наступление, и напряжённость на Ближнем Востоке угрожает перерасти в полномасштабную войну. Теперь представитель западных служб безопасности сообщил, что Израиль ответит на любые атаки прямым ударом по ядерным объектам Ирана».

Как напомнила The Sun, в Иране находится несколько ядерных объектов, включая электростанции, урановые рудники и исследовательские реакторы, и целенаправленная атака на любой из них может ознаменовать беспрецедентную эскалацию ближневосточного конфликта.

«Невозможно точно сказать, как Иран отреагирует на атаку на свои ядерные объекты, и прибегнет ли какая-либо из стран к фактическому применению ядерного оружия», — подчёркивается в публикации.

Как бы ни тревожно было это осознавать, но подобные рассуждения применимы и к ситуации между, скажем, США и Россией.

Да, я по-прежнему считаю, что ЯО — это оружие судного дня и больше страшилка, чем реальная угроза. И вряд ли кто-то в здравом уме решится его применить. Но проблема в том, что за последние десятилетия уровень ответственности в политике значительно упал. На вершинах власти на Западе оказываются совершенно случайные люди.

Какова, скажите мне, гарантия, что условный Зеленский, обладай он ядерной бомбой, не применил бы её ради сохранения собственной власти, не думая о возможных последствиях? А ведь президент Украины — это не столько досадное исключение, сколько типичный пример современного западного политика. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить министра иностранных дел Германии Анналену Бербок или президента Франции Эмманюэля Макрона.

Но что самое неприятное, с некоторых пор на Западе вполне предметно говорят о войне с Россией, а ведь ещё недавно эта «форточка Овертона» была наглухо закрыта.

На днях на портале Atlantic Council появилась статья, объясняющая, что помощь Украине в сопротивлении «российской агрессии» (проще говоря, войне с Россией) — это не благотворительность, а стратегическая инвестиция для США, которая может укрепить их экономическую и национальную безопасность.

«Американский экспорт оружия на Украину стимулирует экономику США и укрепляет их мировое лидерство в области вооружений. Военно-промышленный комплекс вливает значительный капитал в местную экономику, создавая рабочие места, — говорится в публикации, отмечая, что тот факт, что 31 сенатор и член Палаты представителей, чьи штаты или округа получают выгоду от этого финансирования, проголосовали против помощи Украине — это чисто политическое решение, не обоснованное экономически. — Трудно определить округ Конгресса, который не получил бы выгоду от пакетов помощи США для Украины».

Казалось бы, эти аргументы мы слышали уже не раз. Что нового в том, что Штаты наживаются на украинской войне? Слышали, но не всё.

Во-первых, эксперты Atlantic Council прямым текстом пишут, что благодаря ВСУ американцы лучше узнают сильные и слабые стороны русских, что позволяет им лучше подготовиться к прямому противостоянию: «разведданные о российской тактике помогают усовершенствовать оборонные стратегии США и НАТО».

А во-вторых, поражение России (коим на самом деле станет даже наше согласие заморозить ситуацию по ЛБС) — будет, по мнению западных аналитиков, «двойным ударом, который усилил бы сдерживание Китая и предотвратил эскалацию вокруг Тайваня».

То есть, в отличие от регулярных заявлений о борьбе за ценности демократии или намёков на выгоды американского ВПК — здесь речь прямым текстом идёт о подготовке к Большой войне, прелюдией к которой и должен стать украинский конфликт.

Стоит отметить, что в своих милитаристских планах НАТО также исходит из установки, что Москва-де не осмелится применить ЯО. На их месте я бы не стал говорить об этом с такой убеждённостью. В наше время никто не может быть до конца уверен в здравомыслии оппонента. И на любой неадекватный выпад в его сторону может последовать ещё более неадекватный ответ.

Алексей Белов