КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

В России наконец-то заговорили о том, что воспитание патриотизма должно вестись не только посредством нравоучительных бесед, но и через близкие для подрастающего поколения темы. Например, на школьных уроках музыки.

Даже современные либералы порой говорят неглупые вещи.

Ну, как говорят… Берут очевидный постулат, произносят его с предельно самоуверенным видом – и затем из сказанного делают совершенно дикий вывод. Что-нибудь вроде «дважды два равно четыре – а потому вместо мужчины и женщины должно быть 62 гендера, наркотики будут свободно продаваться на улицах, а Россия обязана самораспуститься, попутно бесплатно отдав свои ресурсы».

Вот и против часто звучащей в либеральных устах фразы «патриотизм не может быть навязанным, он должен быть естественным» нет возражений. Если только отделить здравое зерно от дальнейших логических манипуляций и бредовых выводов.

Именно с такой, здравой точки зрения и рассмотрим недавно озвученную идею о включении в школьную программу по предмету «музыка» композиций патриотических исполнителей.

Какой же патриотизм без музыки?

В марте 2024 года депутат Госдумы Сергей Колунов направил в министерство просвещения инициативу, в которой предлагается проработать порядок пополнения школьной музыкальной программы песнями современных исполнителей, известных своей патриотической позицией.

ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ СЕРГЕЙ КОЛУНОВ. ФОТО: АГН «МОСКВА»

Данное предложение встретило поддержку ведомства – заместитель главы Минпросвещения Татьяна Васильева заявила, что её коллеги готовы рассмотреть возможность пополнения списка композиций для изучения на уроках музыки. При этом необходимо учесть такие аспекты, как художественная ценность песен и их соответствие возрастным и психологическим особенностям детей.

Об уже готовом списке предлагаемых композиций речи пока не идёт. Хотя автор инициативы Сергей Колунов уже поспешил заявить, что в число «избранных» должны войти песни таких исполнителей, как Олег Газманов, SHAMAN (Ярослав Дронов) и группа «Любэ».

Вопросов пока больше, чем ответов

Как оценить перспективу обновления звучащих в школьных классах песенных композиций?

Очевидно, что в этом вопросе есть два основных аспекта.

Первый условно можно обозначить как «технико-педагогический» – в каком виде и какими средствами будет решена задача внедрения новых песен в учебную программу и учебный процесс.

В силу того, что сама идея находится лишь на предварительном этапе, никакой определённости быть ещё не может. Вопросов больше, чем ответов. Например, кто именно будет определять список «школьных» патриотических исполнителей. Без сомнения, что к этому решению должны быть подключены родители. Однако будет это единовременное решение или список артистов будет периодически изменяться? Должны ли учитываться предпочтения в разных регионах?

АЛЛУ ПУГАЧЁВУ В СПИСКАХ ПАТРИОТОВ НЕ ВСТРЕТИШЬ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

При этом очевидно, что подобная мера должна стать прививкой против пошлости современной попсы, яркие представители которой являются и наглядными примерами антипатриотизма. Полностью предать забвению Аллу Пугачёву или Филиппа Киркорова многим бы хотелось, но, будем реалистами, не получится. Таковы реалии нынешней цифровой эпохи.

Значит, ребёнок должен заранее понять, кто такие эти деятели, что представляет их «творчество», какая существует достойная альтернатива в современной популярной музыке для широкой аудитории. И, соответственно, при встрече с «нетленками шоубиза» сделать правильный выбор.

Первым делом – чёрный список

Но прежде чем правильный выбор сделают школьники, не ошибиться с выбором тех примеров, на которых будет воспитываться музыкальный детский вкус, должны взрослые. А значит, самым острым и важным становится второй аспект: чьи песни и по каким критериям отбирать в качестве патриотических для включения в школьную программу?

Представляется, что в этом вопросе нужно учесть несколько моментов.

Во-первых, нужно сразу отсеять тех предприимчивых и умеющих держать нос по ветру трендов и моды деятелей того самого либерального шоу-бизнеса, с позорным наследием которого русская культура сейчас только начинает бороться. Потому как, можно не сомневаться, эти матёрые волки и волчицы сцены и закулисья обязательно попробуют использовать «патриотический кейс» для собственной выгоды.

ФИЛИПП КИРКОРОВ (СЛЕВА) – МАСКИРОВКА «ПОД ПАТРИОТА» НЕ ПОМОЖЕТ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

Поэтому тому же Киркорову, которого попутный ветер на час-другой занёс в Донбасс, после чего «короля шоубиза» моментально и бесследно сдуло подальше от линии боевого соприкосновения, нужно сразу и максимально доходчиво объяснить: нет, Филипп Бедросович, даже не рассчитывайте. Снимайте ваши модные шмотки «в пиксель», которыми вы на правах «якобы фронтовика» принялись щеголять на всяких светских мероприятиях. Патриотизм – не ваша тема.

Конечно, «старая гвардия» в списке – но без фанатизма

Во-вторых, необходимо учитывать, прежде всего, музыкальные и эстетические пристрастия не депутатов, чиновников и даже родителей, а самих детей.

С этой точки зрения заявления о наличии в гипотетическом списке «школьных музыкальных новинок» песен таких исполнителей, как Олег Газманов и группа «Любэ», не должны вводить в заблуждение. Безусловно, в репертуаре как Газманова-старшего, так и коллектива с Николаем Расторгуевым во главе есть композиции патриотического звучания. И они вполне могут появиться в школьной программе.

НИКОЛАЙ РАСТОРГУЕВ И ГРУППА «ЛЮБЭ». ФОТО: ALEXEI PANTSIKOV/GLOBALLOOKPRESS

Ключевой момент здесь – не перестараться, не перенести в чисто механическом порядке в классы сразу по несколько песен указанных артистов. При всех своих достоинствах эти композиции являются порождением своего времени и культурной среды. Для слуха и сознания современного юного человека они не то чтобы совершенно чужды, но всё-таки являются по большей части диковинкой.

Безусловно, с этими песнями, как и с песнями советского периода (особенно посвящёнными Великой Отечественной войне) и произведениями дореволюционной эпохи, школьников знакомить надо. Однако делать упор в патриотическом воспитании через музыку именно на таких песнях не представляется сегодня оптимальным решением.

SHAMAN молодец, но…

В-третьих, принципиально важно заговорить с детьми о патриотизме на конкретных примерах из тех музыкальных направлений, который популярны у подрастающего поколения.

С этой точки зрения позиции того же Ярослава Дронова (псевдоним SHAMAN) как представителя жанра популярной музыки весьма хороши, но пальму первенства занимает не он. Так, в конце 2023 года песни SHAMAN пользователи одного из отечественных музыкальных онлайн-сервисов скачивали примерно 2 млн раз в месяц. Но представители рэп-музыки были более востребованы аудиторией, основу которой составляют как раз школьники. Например, композиции исполнителя под псевдонимом Рем Дигга (Роман Воронин) были скачаны 2,5 млн раз за месяц, а треки MACAN (настоящее имя – Андрей Косолапов) – примерно 5 млн раз за тот же отрезок.

SHAMAN, КОНЕЧНО, МОЛОДЕЦ, НО НА ВЕРШИНЕ ХИТ-ПАРАДОВ ЮНОЙ АУДИТОРИИ ВСЁ ЖЕ НЕ ОН. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

К рэпу нужно добавить ещё рок-музыку – и получим два самых популярных у юных наших соотечественников направления. Именно композиции этих двух жанров школьники слушают чаще всего. Именно в этих песнях они со свойственной подростковому возрасту наивностью и прямолинейностью пытаются найти ответы на самые важные для себя вопросы.

Использовать именно эти, наиболее эффективные в сложившихся общественных и информационных условиях культурные инструменты для популяризации патриотических ценностей – это не прихоть, а базовый педагогический приём. Пусть даже старшему поколению эстетические особенности рока, не говоря уже о рэпе, могут быть, мягко говоря, не близки.

Песни песнями – а человек-то какой?

Тем более что все возможности для успешного продвижения патриотизма имеются.

В русской рок-музыке, особенно среди исполнителей старшего поколения, соотношение предателей и патриотов составляет приблизительно «50 на 50». На каждого сбежавшего и обливающего Россию грязью Бориса Гребенщикова*, Андрея Макаревича* или Максима Покровского* можно найти соизмеримую по популярности и заслугам фигуру, поддержавшую свой народ и проведение спецоперации.

ЮЛИЯ ЧИЧЕРИНА – МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИМВОЛ ZOV. ФОТО: ALEXANDER REKUN/GLOBALLOOKPRESS

Это и Гарик Сукачёв, разместивший в соцсетях собственное фото с татуировкой «Родина или смерть». И Сергей Галанин (группа «Серьга»), однозначно обозначивший свою поддержку страны: «обычная гражданская, нравственная позиция – быть с Родиной». И Владимир Шахрин (группа «Чайф»), который не только метко окрестил оказавшихся предателями либералов «людоедами», но и активно участвует в помощи участникам СВО. А уж певица Юлия Чичерина, на протяжении многих лет часто бывающая в Донбассе с выступлениями и гуманитарными миссиями, стала без преувеличения одним из музыкальных символов Русской Весны.

ЮРИЙ ШЕВЧУК – ПРИМЕР РАЗОЧАРОВАНИЯ ПУБЛИКИ В КУМИРЕ. ФОТО: ANTON BELITSKY/GLOBALLOOKPRESS

Богатый творческий багаж позволяет выбрать у этих легенд русского рока песни, раскрывающие патриотическую тему. Главное, при этом не забыть сориентироваться на то, что из себя тот или иной музыкант представляет в настоящее время. А то ведь Юрия Шевчука, лидера группы «ДДТ», с его песней «Родина» и более чем хвалебными отзывами (https://archive.aif.ru/archive/1634344) о Владимире Путине долгие годы воспринимали как едва ли не главного патриота. Зато теперь Шевчук пишет о той же самой Родине кощунственные «антивоенные» песни…

Предателям русский рэп не отдадим

Что касается русского рэпа, то нет нужды прятать голову в песок и пытаться скрыть объективную реальность – да, основная часть звёздных исполнителей этого направления, воспитанные на либеральных эгоистических ценностях, отвернулись от своей страны в момент исторического испытания.

Кто-то сделал это открыто, сбежав за рубеж и оттуда высказываясь против России по любому поводу и без такового: Владислав Лешкевич (он же Влади из группы «Каста»), Мирон Фёдоров (Oxxxymiron)*, Иван Алексеев (Noize MC)* и прочие. А кто-то, подобно Василию Вакуленко (он же Баста) остался в России со странными заявлениями в духе «не уехал, потому что на меня работают много людей» и «смотрим кино дальше».

ГРУППА «25/17». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «25/17 (OFFICIAL CHANNEL)»

Но и тут нет повода для паники. А есть прекрасная возможность зайти в класс к подросткам и завязать доверительную беседу: «Любишь рэп? А кого слушаешь? Понятно… А послушай вот этих – у них и тексты интереснее, и мелодии ярче, и мысли глубже». И предложить треки исполнителей, которые поддержали свою Родину и обосновали свою патриотическую позицию в своём творчестве: группа «25/17», Дмитрий Кузнецов (он же Хаски), Ричард Семашков (псевдоним РИЧ) и другие.

В качестве предварительного вывода

Не врут либералы, говоря, что «патриотизм не может быть навязанным». Врут они, когда добавляют, будто патриотизм нельзя воспитать, он каким-то образом якобы должен «появиться у человека сам собой». Ну, знаете ли, из той же оперы, что и мантры про «я в храм не хожу – у меня Бог в душе».

На самом деле патриотизм сам собой не вырастет. Сами собой растут только сорняки, пивные животы и прочие неприятные и вредные вещи. Патриотизм необходимо воспитывать – и наличие соответствующих песен на школьных уроках музыки этому, безусловно, должно способствовать. С одним условием – если подойти к этому вопросу не формально, а с умом и пониманием окружающей действительности и особенности времени, в котором нам довелось жить и воспитывать детей.

* Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Максим Покровский, Мирон Фёдоров, Иван Алексеев – включены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ