КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Спецоперация меняет реальность не только на фронте, но и в тылу. Вчерашние преступники записываются в добровольцы и, отвоевав по контракту, получают помилование. Именно так оказались на свободе двое из «банды цапков» – участники расправы с семьёй из 12 человек. Станица Кущёвская, где это произошло, вздрогнула. Что думают местные о помиловании бандитов, державших в страхе тысячи людей? Подробности читайте в материале Царьграда.

Кущёвка – небольшая, но богатая станица на юге России, живут здесь около 30 тысяч человек. Расстояние до Ростова-на-Дону 80 км, до Краснодара – 195 км. По пути к Черноморскому побережью это место ежегодно проезжают тысячи туристов и большегрузов, останавливаются пообедать и отдохнуть. В 2010 году название станицы стало известно даже тем, кто никогда не путешествовал по трассе «Дон». Оно стало синонимом беспредела.

Не пожалели грудного ребёнка

Это случилось в ночь на 5 ноября 2010 года. ОПГ «Цапковские» пришли отомстить местному фермеру Серверу Аметову, который мешал им вести «бизнес» и подрывал их авторитет. Лидер банды Сергей Цапок впоследствии подробно описывал в мемуарах(!), как происходила расправа.

В гостях у 51-летнего Аметова в тот день был директор агрофирмы из Ростова Владимир Мироненко с семьёй. Бандиты подождали, когда все выпьют и расслабятся. Следили из машины в бинокль. Аметов и Мироненко играли в бане в бильярд, женщины с детьми были в доме.

Во время нападения хозяин стал отбиваться кием. Его несколько раз ударили ножом. Сергей Цапок признавался:

Я хотел, чтобы он мучился сам и видел, как мучаются его близкие. Мы выволокли его в зал — он ещё дышал – и на его глазах расправились с остальными.

В ту ночь не стало 12 человек, из которых четверо были детьми, включая грудного ребёнка. Нападавшие связали мужчин, потом женщин. Кололи всех по очереди одним ножом, детей задушили. Тела свалили в кучу, а сверху положили девятимесячную внучку Аметова. Девочка была ещё жива и плакала. Тела облили бензином и подожгли. На всё ушло 10 минут.

Покидая дом, бандиты увидели убегающего мальчика. Это был 14-летний сын соседки, которая была здесь в гостях. Подростку выстрелили в спину и оттащили в дом. Потом поехали в местное кафе выпивать.

Смерть или инсценировка?

Через пять дней были задержаны первые подозреваемые. Ими оказались члены ОПГ «Цапковские», в том числе лидер Сергей Цапок, Вячеслав Цеповяз, Андрей Быков, Вячеслав Рябцев.

Расследование вскрыло серию преступлений, в которых были замешаны «цапки». ОПГ держала в страхе всю станицу. Бандиты занимались рэкетом, отжимали земли у местных фермеров, насиловали, убивали, забирали в рабство студенток местного колледжа.

Банда имела связи в полиции и администрации. Они всё знали иничего не предпринимали для защиты жителей станицы. Но закрывать глаза на грязные дела кущёвского спрута после массового убийства было уже невозможно. Расследование было на контроле на самом верху. За судом над «цапками» следила вся Россия.

ЦАПКА НЕТ УЖЕ 10 ЛЕТ, А ЕГО ПОДЕЛЬНИКИ ВЫШЛИ НА СВОБОДУ. СКРИН С ВК-ГРУППЫ «КУЩЁВСКАЯ»

В ноябре 2013 года Сергея Цапка приговорили к пожизненному заключению. Уже в июле 2014 года главарь был найден мёртвым в медсанчасти СИЗО Краснодара. Острая сердечная недостаточность. Некоторые жители станицы посчитали эту смерть инсценировкой и настаивали на генетической экспертизе останков. Но смерть признала официальная экспертиза.

В декабре 2011 года Краснодарский краевой суд отправил 32-летнего Андрея Быкова в тюрьму на 20 лет. Кроме того, он должен был выплатить всем потерпевшим более двух миллиардов рублей.

Рябцева осудили в 2012 году. Выйти из заключения они должны были не скоро. И тут как гром среди ясного неба – «цапки» на свободе.

Снова на свободе

Два бандита, осуждённых на длительные сроки, получили помилование за участие в СВО. На свободу вышли Андрей Быков (кличка Бык) и Вячеслав Рябцев (кличка Буба). Оба были приговорены к 20 годам.

По версии следствия, Бык никого не убивал. Якобы только бил и связывал. А во время самой резни стоял рядом и смотрел в окно. Осудили его за разбой и несколько других убийств, совершённых в начале нулевых. Процесс проходил в закрытом режиме в особом порядке без допросов и исследования других доказательств, так как подсудимый заключил соглашение со следствием.

Бубы в доме Аметовых не было, но он обеспечивал бандитов оружием и помогал прятать улики. Источник в силовых структурах рассказал, что сначала на фронт ушёл именно он. Сейчас Рябцев уже на свободе, женился, живёт в одном из городов Краснодарского края. Ведёт себя нормально, избегает злачных мест.

Пишут, что вагнеровцы не хотели его брать. Как и ещё одного участника банды — Владимира Алексеева по кличке Беспредел, осуждённого пожизненно. На фронт ему так и не удалось попасть.

БЫКОВА ОТПРАВИЛИ В КОЛОНИЮ НА 20 ЛЕТ, НО ОН ОКАЗАЛСЯ НА СВОБОДЕ. СКРИН С ВК-ГРУППЫ «КУЩЁВСКАЯ»

Что касается Быкова, он пошёл воевать вслед за Рябцевым, был ранен и проходит лечение в Луганске. Куда он отправится после выписки, неизвестно. В январе в Сети появилось фото, на котором он стоит с загипсованной ногой рядом с матерью Сергея Цапка возле таблички «Травмпункт».

Сообщалось, что лечиться ему предстоит около четырёх месяцев. Для Надежды Цапок он как сын – мальчики росли вместе. Неудивительно, что после смерти жестокого отпрыска женщина навестила вышедшего на свободу Быкова. Кстати, мать главаря банды и сама была осуждена на 6,5 года за хищение земель сельхозназначения. Яблочко от яблоньки…

БЫКОВ (НА КОСТЫЛЯХ) И РЯБЦЕВ ЗАРАБОТАЛИ ПОМИЛОВАНИЕ НА ФРОНТЕ. СКРИН С ТГ-КАНАЛА «БАЗА»

«Ходим и оглядываемся»

Новость о том, что бандиты оказались на свободе раньше срока, разлетелась по группам и потрясла Кущёвку. Станичник, с которым пообщался корреспондент Царьграда, в двух словах передал царящее сейчас настроение среди местных:

Как можно это забыть, если дом Аметовых видно из моего окна? Теперь ходим и оглядываемся.

Станица Кущёвская – это чистые улицы, ухоженные палисадники, крепкие дома и работящие люди, в памяти которых до сих пор живы воспоминания о той резне. В доме, где всё произошло, сейчас живут люди. Они тоже фермеры. На могилах жертв регулярно появляются свежие цветы и детские игрушки. Боль трагедии навсегда отпечаталась в истории станицы.

Народ до сих пор не может прийти в себя. А тут возвращаются её виновники. Местные паблики переполнены возмущёнными комментариями:

Сколько людей они убили, а теперь на свободе. Вот поэтому нужен расстрел… Участие таких товарищей в СВО палка о двух концах. Выжили, вернулись, опасны для общества… Наши парни второй год там, и семьи без них. А этих отпускают. Их тоже надо туда, как и мобилизованных, без срока туда.

В Кущёвке бандитов пока не видели. Но кто даст гарантию, что они не вернутся туда, где в своё время вольготно себя чувствовали и имели серьёзные связи?

В том, что «цапки» могут устроиться в любом месте, нет никаких сомнений. В 2018 году стало известно, что осуждённому на 20 лет члену банды Вячеславу Цеповязу ежемесячно привозили в колонию строгого режима деликатесы на 60 тысяч рублей.

ДАЖЕ В КОЛОНИИ «ЦАПКИ» ВЕЛИ СЕБЯ КАК ХОЗЯЕВА ЖИЗНИ. СКРИН С САЙТА GOVORITMOSKVA.RU

Роскошные передачи весом по 30 кг он получал регулярно. В сумках были икра, красная рыба, колбасы, сыры, конфеты, сигареты, мобильные телефоны и бытовая химия. Об этом стало известно после того, как в СМИ попали скандальные фотографии заключённого с шашлыком, икрой и крабами, сделанные в помещении рядом с пасекой, где он работал.

Их дети на свободе тоже себе ни в чём не отказывали. Пока папа питался в колонии деликатесами, несовершеннолетняя дочь Цеповяза ездила отдыхать в Куршевель.

ДЕТИ КУЩЁВСКИХ БАНДИТОВ ВЕЛИ РОСКОШНУЮ СВЕТСКУЮ ЖИЗНЬ ДАЖЕ ПОСЛЕ «ПОСАДОК» СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ. СКРИН С САЙТА LIVEKUBAN.RU

Что с того?

Заключённые, вернувшиеся после СВО, – это реальная проблема.  К сожалению, закон в ряде случаев на стороне отъявленных негодяев. Они получают сроки, записываются в добровольцы и выходят на свободу. Такой путь проделал, например, осуждённый на 20 лет насильник и убийца в Пермском крае, которого помиловали после участия в ZOV-операции.  Проблема в том, что преступники часто совершают тяжкие преступления повторно. Вот почему общественность не рада видеть их на свободе.

Имеют ли убийцы моральное право на помилование за военные заслуги? Общество в едином порыве набросилось на участников вечеринки Ивлеевой, которые устремились на ZOV-операцию, будто в прачечную, чтобы отмыться. Что же тогда говорить об отношении к отъявленным преступникам, которые готовы на всё, лишь бы оказаться на свободе? И каково это – встретить потом головореза на улице своего города? Правосудие и справедливость будто меряются силами. И кто в этой битве победит?

ЮЛИЯ БАНИШЕВСКАЯ