На Украине планируют ввести должность военного омбудсмена. И это несмотря на то, что в Офисе уполномоченного по правам человека Дмитрия Лубенца уже создансоответствующий департамент и имеется должность отдельного представителя по защите прав человека в секторе безопасности и обороны. По словам самого Лубенца, «юридически этот человек выполняет обязанности военного омбудсмена в Украине. У него такие же полномочия, как и у другого военного омбудсмена в разных других странах».

Зачем же понадобился дублер? Видимо, это связано с громким случаем силового задержания во Львове военкомами волонтера, который собирал деньги на ВСУ. Напомним, что там военкомы скрутили Кирилла Тарана, силой затолкали в микроавтобус, но повестку при этом не вручали. Волонтера доставили в Шевченковский районный ТЦК, где он отказался проходить военно-врачебную комиссию из-за проблем со здоровьем и отсутствия при себе медицинских документов, которые бы это подтвердили. Тем не менее, на следующее утро после задержания, хворый собиратель денег на армию уже служил в воинской части в Ровно.

По словам омбудсмена, его представитель во Львовской области Тарас Подворный прибыл в Шевченковский РТЦК, где получил беспрепятственный доступ к документам по Тарану.

«По этому делу состоялось совещание с областным ТЦК. Решили назначить повторное прохождение ВВК, по итогам которого областной военкомат будет принимать решение по Кириллу Тарану. В то же время начальник Львовского областного ТЦК Артур Ниязов согласился, что было нарушение. Он сообщил, что по факту инцидента с задержанием волонтера назначили служебное расследование, по результатам которого виновные будут привлечены к ответственности», – написал Лубинец.

Также омбудсмен заявил, что силовые задержания призывников, избиения, угрозы, запугивание – это недопустимо, так не должно быть в демократическом обществе. Называть концлагерь демократическим обществом, конечно, перебор. Но для зрителей единого телемарафона сойдет. Примечательно, что резонанс вызвал только случай с львовским волонтером – добровольных помощников ВСУ трогать нельзя.

Однако омбудсмен отмолчался в случае с доведением до самоубийства работниками ТЦК «уклониста» из Виноградово (Закарпатье). Парня схватили на улице и отвезли на пограничный пункт, заставляя признаться в попытке незаконного перехода границы. Потом притащили в местный военкомат и били так жестоко, что будущий водитель «Брэдли» попытался свести счеты с жизнью. Если бы его девушка не била во все колокола и не звонила во все инстанции, парня бы просто убили. Сейчас пострадавший от произвола демократов из ТЦК находится в реанимации. Но, повторим, омбудсмен не обратил на этот инцидент внимания. Как и на тысячи похожих случаев по всей стране. Хотя украинцы уже не стесняясь называют военкомов людоловами, а западные СМИ пишут, что «украинских мужчин отлавливают на улицах, как собак».

К слову, депутат Алексей Гончаренко уже возмущается тем, что СМИ слишком много времени уделяют уклонистам, пытавшимся сбежать с Украины, вместо того, чтобы прославлять добровольцев, служащих в ВСУ.

«Можно перестать постить видео с задержками на границе? У нас в армию мобилизовалось 1 миллион человек. А тех, кто пытается сбежать- ну, тысяч 20. И вот этот фантастический поступок миллиона людей мы принижаем, когда ежедневно рассказываем о 20 000 беглецов», — негодует одесский трупоед. Также представитель партии Порошенко считает, что материалы о жестокости военкомов «подрывают доверие граждан к ВСУ».

В общем, для укрепления доверия к ВСУ и будет создана новая «опция» — военный омбудсмен, который станет надзирать за неукоснительным соблюдением требований законодательства во время проведения мобилизационных мероприятий, военного учета граждан и прохождения ими медкомиссий.

Скорей всего, анонсирование института военного правозащитника для ВСУшников призвано отвлечь внимание от вопиющих случаев насилия работников ТЦК, и создать видимость гражданского контроля над военной организацией. Это для того, чтобы общественники не возмущались, а родня насильно мобилизованных бежала в заданном направлении – к военному омбудсмену, а не к блогерам и журналистам телеграм-каналов. Вероятно, подкинут этот «пряник» параллельно с принятием закона об ужесточении «могилизации».

Светлана Манекина