Украинское социологическое агентство Info Sapiens по поручению Центра им. Ю. Мерошевского (Польша) провело опрос «Польша и поляки глазами украинцев 2024».

Выяснилось, что с момента прошлого опроса в октябре 2023 г. количество украинских граждан, положительно относящихся к полякам, снизилось с 67 % до 44,5 %, а количество тех, кто относится плохо, увеличилось с 1 % до 9 %. Причём больше всего ухудшилось мнение о поляках у жителей восточной Украины (18 %), в то время как в других регионах этот показатель составляет 5,5 – 10 %.

31 % заявили, что их мнение о поляках после начала вооружённого конфликта на Украине в 2022 году улучшилось (в 2023 г. таких было 40 %). 13 % сказали, что их мнение ухудшилось (в 2023 г. таких было только  3 %).

Центр им. Ю. Мерошевского объясняет смену настроений раздражением украинцев из-за блокады польскими перевозчиками и фермерами польско-украинской границы (58 % опрошенных указали, что много слышали о блокаде, 38 % – немного, но слышали). 24 % полагают, что в блокаде виновато правительство Польши, 8 % возлагают вину на украинские власти, 10 % – на власти ЕС. Нашлись ещё 7 % очумевших от русофобии респондентов, уверенных, что блокаду организовала Россия.

Центр им. Ю. Мерошевского назван в честь близкого соратника Ежи Гедройца, соавтора его доктрины ULB (Украина – Литва – Белоруссия). Проживавший в Париже Гедройц и проживавший в Лондоне Мерошевский в 1960-х годах опубликовали в польском эмигрантском журнале «Культура» скандальную на то время для поляков идею, что Варшава и Москва должны взаимно отказаться от имперских амбиций и признать независимость Украины, Литвы и Белоруссии, некогда входивших в состав Польши и России.

Польские национал-патриоты мысль Гедройца и Мерошевского не поняли и обрушились на авторов с критикой. А зря. Хитрые Гедройц и Мерошевский верно просчитали, что отделение ULB выгодно Польше, но не России, потому что, во-первых, Польша отказывается от чужого, а Россия – от своего (Киев и Минск – общерусские города).

Во-вторых, самостийные Украину, Литву и Белоруссию можно втянуть в НАТО, и тогда Польша получит двойную выгоду, соорудив между собой и Россией русофобский «санитарный кордон», где можно разместить базы НАТО для потенциального удара по России.

Необходимым условием доктрины Гедройца-Мерошевского было правление на Украине, в Литве и Белоруссии не просто националистических, а неонацистских режимов. Только так можно гарантировать отказ этих республик от интеграции с Россией в будущем. Пока в Киеве, Вильнюсе и Минске правят неонацисты, Варшава может быть спокойна, на союз с антифашистской Москвой они не пойдут.

Вот почему Гедройц мило общался с идеологом дивизии СС «Галичина» Владимиром Кубийовичем и отказывал канадско-украинскому историку Виктору Полищуку в публикации его статей о зверствах ОУН-УПА* на страницах «Культуры». Гедройц и Мерошевский считали, что идеям бывших эсэсовцев – самое место на страницах журнала с таким названием.

Центр им. Ю. Мерошевского  промоутер доктрины ULB. О неонацизме как обязательном условии реализации данной доктрины центр умалчивает. Всё обрамляется в словесную мишуру о демократии и защите Украины от «российской агрессии». В самый раз задать вопрос: с каких пор неонацистские государства стали невинной жертвой вооружённой агрессии? Разве не являются они сами источником подобной агрессии?

Неужели вступление США и Канады в 1940-х в войну против Третьего рейха – это американо-канадская вооружённая агрессия против немецкого народа, ведь нацистская Германия на США и Канаду не нападала? Американцы, канадцы и весь цивилизованный мир так не считал.

Как в 1939-1940 гг. Москва нанесла поражение пронацистским силам в Польше, Румынии и Финляндии, так и в 2022 г. Москва вступила в войну, развязанную неонацистским киевским режимом против собственных граждан на Донбассе с дальнейшим намерением атаковать Россию. С моральной точки зрения никаких претензий к Москве быть не может.

Польша продвигает доктрину ULB, невзирая на её пронацистскую подоплёку. Поляки любят украинцев до тех пор, пока они готовы за эту доктрину умирать, т. е.готовы отдавать жизнь за пронацистские лозунги – «Україна понад усе!», «Одна країна,одна мова, одна нацiя!» и т. п. Как они похожи на гитлеровские Deutschland uber alles и Ein Reichein Volkein Fuhrer!.

44,5 % украинцев, возлюбивших Польшу именно в период торжества доктрины ULB, – это признание в собственной глупости и непонимании того, что польская любовь зависит от ненависти. Ненависти к проживающим в России ближайшим родственникам, к не разделяющему идеологию укронацизма соседу, к русскому языку, родному для большинства сограждан. Неслучайно первыми стали прозревать жители русскоязычных регионов на востоке Украины, где 18 % разочаровавшихся в Польше. Видимо, поняли, что поляки внушают им ненависть к самим себе и своим корням.

На заглавном фото: один из многочисленных неонацистских маршей на Украине

Валентин ЛЕСНИК