Премьер-министр Дании Метте Фредериксен и президент Украины Владимир Зеленский подписали в Львове сроком на десять лет так называемое соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности и долгосрочной поддержке между Украиной и Данией (те самые «гарантии безопасности»).

В документе зафиксированы обязательства Копенгагена оказать киевскому режиму финансовую помощь в размере не менее 1,8 млрд евро в 2024 г., способствовать передаче истребителей F-16 и обучению украинских пилотов, а также выделить Украине до 2028 года ещё 8,5 млрд евро.

Украинские лётчики уже обучаются в Дании на F-16. Фиксация в вышеупомянутом соглашении пункта про обучение пилотов с Украины придаст лишь дополнительный юридический вес этому процессу. Фредериксен обещала ранее, что летом F-16 уже будут летать над Украиной.

В целом, соглашение о гарантиях безопасности между Украиной и Данией носит такой же политико-символический характер, как и подобные соглашения с Великобританией, Германией и Францией. Датчане в случае ухудшения обстановки на фронте обещают проводить с Зеленским консультации, помогать ему оружием и снарядами и делать то, что они и так делают (Дания уже передала ВСУ почти всю свою артиллерию – около двадцати САУ «Цезарь» французского производства). Прямого вмешательства Дании в войну на стороне киевского режима соглашение не предусматривает.

У Копенгагена никогда не было неразрешимых противоречий с Москвой, Россия и Дания никогда напрямую не конфликтовали, и столь энергичная русофобия датских властей кажется несколько неожиданной. Причина её в нежелании датчан видеть русских на Балтике.

Некогда Дания была влиятельной имперской державой, включала в свой состав Исландию, Норвегию, часть нынешних германских земель. Причём политика Дании отличалась жёсткостью, а отношение к покорённым народам – расистким выскомерием.

В романе классика Халлдора Лакснесса «Исландский колокол» приводятся высказывания датчан об исландцах: исландца нельзя подпускать к лошади, иначе она наберётся от него блох; исландские девушки теряют девственность после семи родов; хуже дохлой рыбы может вонять только живой исландец… К слову, полную независимость от Дании Исландия получила только в 1944 году.

Лишившись Исландии и Норвегии, некогда влиятельная Дания превратилась в европейское государство средней руки. О господстве Копенгагена на Балтике не может быть и речи. Другие балтийские государства (Швеция, Германия) тоже не обладают потенциалом для полного контроля над Балтикой. Но им обладает Россия. Датчане, немцы, шведы видят шанс в объединении в единый антироссийский механизм для противостояния Москве в Балтийском регионе. Не имея шансов поодиночке сокрушить российское присутствие, они надеются это сделать сообща.

Украина для них играет роль второго фронта. Копенгаген, как и Стокгольм с Берлином, стараются отвлечь внимание России на Украину и заставить её на Украине увязнуть в позиционных боях на долгие годы.

Если Россию не отвлечь Украиной, тогда российское влияние на Балтике будет автоматически крепнуть, а влияние коллективного Запада, Дании в том числе, автоматически сокращаться. Для Копенгагена опасность такого поворота событий в том, что датское государство состоит из трёх географически удалённых частей – самой Дании, острова Гренландия и Фарерских островов.

Гренландия и Фареры обладают автономным статусом. В случае появления на Балтике влиятельного игрока гренландцы и фарерцы могут потребовать ещё большей автономии для развития экономических отношений с этим игроком. Так, Гренландия спорит с Копенгагеном о своих правах на сотрудничество с Китаем. Фареры отказались разрывать с Россией соглашение о добыче рыбы несмотря на присоединение Дании к антироссийским санкциям.

Как указывает доцент Центра арктических исследований Королевского датского оборонного университета Йон Рабек-Клеменсен, через воздушное пространство Гренландии пролегает путь для российских самолётов в Северную Атлантику, к берегам США и Канады, что потенциально ослабляет позиции НАТО на этом направлении. Вашингтон оказывает давление на Копенгаген, требуя более активного участия в противостоянии с Россией.

По объёмам военной помощи Зеленскому в процентном отношении от ВВП Дания находится в группе лидеров. Соглашением о гарантиях безопасности датчане привязывают Зеленского к себе, потому что в случае прямой опасности лично ему он побежит искать спасения у гарантов – Великобритании, Германии, Франции, Дании, Канады. И каждый из гарантов получит юридическую возможность участия в политическом урегулировании ситуации в поствоенной Украине. Иными словами, получит возможность влиять на ситуацию изнутри.

Украина как таковая Данию мало интересует. Для Дании это задний геополитический двор, игрой на котором можно выстроить выгодную Копенгагену систему безопасности на Балтике. Сколько при этом погибнет украинцев, датчан не волнует. Поэтому Дания готова воевать руками украинцев за датскую Балтику до тех пор, пока украинцы не закончатся.

Владимир ДРУЖИНИН