О важности космического пространства для грядущих войн мы говорили уже неоднократно, например, в материалах «Критические системы, обеспечивающие нанесение ударов высокоточными боеприпасами большой дальности» и «Заглянуть за горизонт: орбитальный разведывательно-ударный эшелон».

Сложно сказать, что из вышеуказанного реализовано или планируется к реализации в России – у нас всё окутано завесой секретности, а вот в США работы в этом направлении ведутся очень активно, возможно, что часть прогнозов относительно развертывания некоторых сегментов орбитального разведывательно-ударного эшелона сбудется значительно раньше, чем предполагалось.

HBTSS и PWSA

4 февраля 2024 года Агентство космических разработок США (Space Development Agency – SDA) и Агентство противоракетной обороны США (Missile Defense Agency – MDA) вывели на орбиту Земли шесть искусственных спутников, включая два спутника HBTSS (Hypersonic and Ballistic Tracking Space Sensor – «космических датчика гиперзвукового и баллистического слежения»), предназначенных для отслеживания гиперзвуковых и баллистических ракет, а также других сложных воздушных целей, и четыре спутника PWSA (Proliferated Warfighter Space Architecture – «космической архитектуры распределённого истребителя»).


Спутник HBTSS Изображение L3Harris

Казалось бы, ничего нового – «расширенная и дополненная» версия орбитального эшелона системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН)? Однако на самом деле всё гораздо сложнее.

Агентство противоракетной обороны США инициировало разработку спутников HBTSS в 2018 году, в качестве разработчиков и создателей спутника были выбраны компании L3Harris Technologies Inc. и Northrop Grumman Corporation. Предполагается, что полная группировка спутников HBTSS, которую должны развернуть до конца 2026 года, позволит обеспечить отслеживание гиперзвуковых и баллистических ракет на всём протяжении их полёта, начиная от запуска и заканчивая уничтожением с помощью противоракет. Такие возможности позволят средствам противоракетной обороны (ПРО) запускать противоракеты ещё до того, как цель попадёт в зону действия радиолокационной станции (РЛС).

В свою очередь спутники PWSA являются частью крупномасштабной орбитальной системы, включающей так называемые «слои» – транспортный (связь), сенсорный (разведка), предположительно, будет ещё навигационный слой. В 2023 году на орбиту было выведено 23 спутника PWSA, с учётом вновь выведенных их количество составит 27 спутников, до конца 2024 года планируется вывести на орбиту ещё 160 спутников, а в перспективе группировка будет включать порядка тысячи спутников, соединённых между собой высокоскоростными лазерными каналами передачи данных, как на новейших спутниках сети связи Starlink.

В принципе, спутники PWSA сами способны осуществлять обнаружение гиперзвуковых ракет, однако их инфракрасные (ИК) сенсоры с широким полем зрения WFOV (Wide-field of View), судя по всему, не обеспечивают точность, необходимую для перехвата высокоскоростных целей, для чего и запущены спутники HBTSS, оснащённые ИК-сенсорами со средним полем обзора MFOV (Medium Field of View).


Экспериментальный спутник с ИК-сенсором с широким полем зрения. Изображение Boeing

По словам технического директора Агентства космического развития Фрэнка Тернера, спутники HBTSS и PWSA станут первыми, имеющими возможность прямого управления наземными и надводными (а возможно, что и авиационными) комплексами вооружений.

Вопрос в том, какие типы целей могут обнаруживать и сопровождать спутники HBTSS и PWSA?

Типы целей

В рамках программы создания спутников HBTSS и PWSA они должны осуществлять обнаружение гиперзвуковых и баллистических ракет, а также иных типов целей. Что же скрывается под словом «иных»?

Обнаружение и сопровождение целей ведётся спутниками HBTSS и PWSA с помощью ИК-сенсоров, соответственно именно их чувствительность и определяет возможности спутников по обнаружению целей. Понятно, что и у гиперзвуковых, и у баллистических ракет на начальном этапе полёта имеется мощный ИК-выброс от факела ракетного двигателя, здесь нет ничего нового, подобным образом их обнаруживают и наши спутники СПРН.

Для HBTSS и PWSA заявлена возможность сопровождения гиперзвуковых и баллистических ракет на всём протяжении траектории полёта, включая отслеживание планирующих гиперзвуковых боевых блоков, у которых после отделения от носителя работают только слабенькие маневровые двигатели (если они вообще есть, а не используются аэродинамические органы управления).

Правда, планирующие гиперзвуковые боевые блоки сильно разогреваются при снижении в атмосфере Земли, по открытым данным, температура их обшивки может достигать полутора-двух тысяч градусов, но лишь на отдельных, узких участках корпуса, что уже значительно меньше, нежели факел реактивного двигателя стартующей ракеты.


Планирующие гиперзвуковые боевые блоки должны светиться в ИК-диапазоне значительно слабее, чем факел ракетного двигателя. Изображение DARPA

Вопрос в том, что для спутников HBTSS и PWSA заявлена возможность отслеживания гиперзвуковых и баллистических ракет именно на всём протяжении траектории полёта, а те же планирующие гиперзвуковые боевые блоки сразу после отделения от носителя должны иметь достаточно небольшую ИК-сигнатуру, то же самое относится и к баллистическим ракетам на среднем участке траектории, когда они движутся в максимально разреженной атмосфере.

Можно предположить, что ИК-сенсоры спутников HBTSS и PWSA обладают достаточно высокой чувствительностью, что обеспечивает им возможность обнаружения даже достаточно холодных целей. Кроме того, спутники HBTSS и PWSA расположены на орбитах высотой порядка 1 000 километров, что значительно ниже, чем 35 000 километров у старых спутников СПРН, находящихся на геостационарной орбите и предназначенных только для обнаружения старта межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

Судя по всему, сеть спутников HBTSS и PWSA изначально затачивается не только под стратегические комплексы, такие как МБР или планирующие гиперзвуковые боевые блоки типа «Авангард», но и под оперативно-тактические ракеты, такие как «Циркон», «Кинжал» и им подобные. Но если так, то сеть спутников HBTSS и PWSA наверняка будет видеть и ракеты комплексов «Искандер», аэробаллистические ракеты Х-22 и Х-32, противокорабельные ракеты (ПКР) типа «Оникс», «Гранит», «Базальт» и «Вулкан».


Презентация сети спутников HBTSS и PWSA от компании Northrop Grumman

Взаимодействуя между собой, спутники HBTSS и PWSA обеспечат отслеживание целей на всей траектории их полёта, вплоть до момента поражения. Изображение Northrop Grumman

Скорее всего, избежать обнаружения из космоса смогут (пока смогут) низколетящие крылатые ракеты комплекса «Калибр», равно как и аналогичные авиационные стратегические крылатые ракеты типа Х-101/102 с их экономичными малогабаритными турбореактивными двигателями (ТРД). Впрочем, вопрос их обнаружения или необнаружения также лежит в области догадок и предположений, поскольку характеристики спутников HBTSS и PWSA засекречены.

Исходя из вышеизложенного, можно с высокой вероятностью предположить, что сеть спутников HBTSS и PWSA способна осуществлять обнаружение из космоса и реактивных самолётов. Вопрос только в том, каких типов и на каких высотах.

К примеру, у реактивного самолёта температура в камере сгорания достигает 1 500–2 000 градусов Цельсия, температура истекающих газов двухконтурного ТРД приближается к 750 градусам Цельсия, разумеется, будет иметь значение и объём выбрасываемой реактивной массы, кроме того, греется корпус самолёта в районе двигателя, светятся сопла ТРД.

В первую очередь в зону риска попадают такие самолёты, как тяжёлые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160/Ту-160М, дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3/Ту-22М3М с их мощными ТРД. Следом за ними идут самолёты транспортной авиации, такие как Ан-124 и Ил-76, а также машины на их базе – самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), самолёты-топливозаправщики и другие.


Можно предположить, что на форсаже Ту-160 могли засекать и старые спутники СПРН. Изображение МО РФ

Что дальше?

А дальше идут истребители-перехватчики МиГ-31, многофункциональные истребители Су-35C, фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34 и другие боевые машины, тоже оснащённые достаточно мощными и горячими ТРД. Под вопросом самолёты с турбовинтовыми двигателями, например, стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС/МСМ, транспортные и боевые вертолёты, то есть мы постепенно приближаемся к нижнему уровню – низколетящим крылатым ракетам.

Разумеется, во многом все приведённые выше предположения являются гаданиями на кофейной гуще, поскольку данных о чувствительности ИК-сенсоров у автора нет, но, учитывая прогресс в развитии ИК-технологий, а также то, что США являются безусловным лидером в этом направлении, можно с большой уверенностью утверждать, что сеть спутников HBTSS и PWSA обеспечивает обнаружение не только гиперзвуковых и баллистических ракет, но и сверхзвуковых оперативно-тактических ракет, а также самолётов с мощными ТРД.

Если это не реализовано в текущем пакете спутников, то наверняка появится в следующих итерациях. Также можно уверенно предполагать, что США не смогут засекать из космоса такие летательные аппараты, как беспилотные летательные аппараты (БПЛА) — камикадзе типа «Герань-2», а также летательные аппараты с электрическим двигателем, всё остальное, чуть более горячее – в зоне риска.

Угрозы и перспективы

В настоящее время США являются явным лидером в освоении космического пространства, в том числе в части его использования в военных целях, в затылок им дышит Китай. Что касается России, пока рано говорить – вроде в последнее время есть какое-то движение, но куда оно нас приведёт, неизвестно…

На наших глазах происходит революция в освоении космического пространства и влиянии, которое оно оказывает на жизнь, а теперь и на смерть на планете Земля. Дальше процессы будут только ускоряться – ракеты-носители уже стали частично многоразовыми, что позволило значительно сократить стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту, а создание полностью многоразовых сверхтяжёлых ракет-носителей произведёт революцию в освоении космического пространства.

Рассмотренная программа развёртывания сети спутников HBTSS и PWSA у США далеко не единственная, ранее мы уже говорили о развёртывании группировки спутников Silent Barker, предназначенных для контроля космического пространства. А уничтожением спутников и других космических аппаратов противника должны заняться тысячи спутников-инспекторов «Шакал» с использованием комплексной системы Mosaic («Мозаика»), разрабатываемых частной американской компанией True Anomaly.


Спутник-инспектор «Шакал». Изображение True Anomaly

Уже существует и активно используется против нас огромная сеть космической связи Starlink, чьи возможности потенциально могут выходить за рамки официально декларируемых , компания Capella Space развернула частную сеть спутников дистанционного зондирования Земли – читай, радиолокационной разведки.

Спутники HBTSS и PWSA уже введены в опытную эксплуатацию, не исключено, что противник уже их применяет или готовится применить в ближайшее время против нашей авиации в ходе боевых действий на Украине.

Понять, что это уже происходит, будет достаточно сложно. Косвенным признаком может стать резкое повышение эффективности средств противовоздушной обороны (ПВО) Украины в части поражения таких целей, как ракеты гиперзвукового комплекса «Кинжал», ракеты оперативно-тактического комплекса (ОТРК) «Искандер», аэробаллистических ракет Х-22/Х-32, применяемых по наземным целям противокорабельных ракет (ПКР) «Оникс». Также звоночком может стать появление на Украине комплексов ПРО THAD или наземных подвижных пусковых установок (ПУ) зенитных управляемых ракет (ЗУР) SM-6 Standard – высока вероятность того, что США захотят испытать их в связке со спутниками HBTSS и PWSA в условиях реальных боевых действий.


ПУ комплекса ПРО THAD (вверху) и ПУ ЗУР SM-6 Standard (внизу). Изображение U. S. Army, U. S. Navy

Ну и наконец, наиболее характерным признаком может стать поражение российских самолётов и вертолётов в глубине нашей территории, на максимально возможной дальности стрельбы ЗУР, применяемых зенитным ракетным комплексом (ЗРК) Patriot, а возможно, что и ЗУР SM-6 Standard, имеющими максимальную дальность до 240 километров.

Выводы

Сеть спутников HBTSS и PWSA представляет собой крайне серьёзную угрозу, потенциально «распределенный истребитель» может произвести революцию в ведении боевых действий в воздухе, для нас это прямая и явная угроза.

Как ей противодействовать?

Для начала необходимо хотя бы понять, что атаки на наши самолёты и ракеты с использованием сети спутников HBTSS и PWSA уже осуществляются. Даже если мы точно будем в этом уверены, то доказать факт применения будет крайне затруднительно.

Что-то в последнее время в США громко верещат по поводу возможного применения Россией ядерного оружия в космосе, заранее готовятся к каким-то обвинениям с нашей стороны?

Наверняка опять начнутся рассуждения о том, что мы, дескать, все их спутники посбиваем, «ведро гаек на орбите» и так далее и тому подобное. Конечно, в реальности ничего такого не произойдёт, прямого конфликта с США у нас пока нет, и трогать их орбитальную инфраструктуру мы не будем, что там говорить – жалкий беспилотник над Чёрным морем не трогаем, хотя практически достоверно известно, что он используется для ударов по кораблям Черноморского флота ВМФ РФ, мы же ведь не хуситы какие-то…

Да и не факт, что мы физически сможем сбивать американские спутники быстрее, чем они смогут выводить новые, для этого нужны «Жнецы», а их, судя по всему, пока ещё не существует.


Концепт противоспутникового перехватчика «Жнец»

В общем, мы находимся на новом этапе противостояния в воздухе, с пока ещё не до конца понятными перспективами.

Несомненно одно – развертывание сети спутников HBTSS и PWSA значительно повлияет на облик перспективных боевых и вспомогательных летательных аппаратов, приведёт к появлению новых стратегий и тактик ведения боевых действий.