ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

«Король эстрады» Филипп Киркоров посетил Донбасс. Певец привёз гуманитарную помощь для местных жителей, а некоторым помог с протезированием. Но есть некое чувство, будто из Новороссии делают «прачечную» для гостей «голой вечеринки». А как на самом деле? Обсудим с политологом Андреем Перлой.

По словам политического обозревателя «Первого русского» Андрея Перлы, этот вопрос на самом деле очень серьёзный. Поскольку эта тема касается всего русского общества и структур элит разного рода — политической, артистической, экономической и так далее. Для того чтобы показать, как это выглядит на практике, собеседник Царьграда привёл сцену из фильма «Вертинский», снятого режиссёром Авдотьей Смирновой.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Не так давно по нашим экранам прошёл биографический сериал об артисте Александре Вертинском. В тот момент уже шла СВО. И там есть эпизод. Вертинский, вернувшийся в Россию во время Великой Отечественной войны, сначала выступает перед офицерами по дороге в Москву, в каком-то там ДК. А уже в Москве он общается со своими коллегами, с артистами советскими, которые постоянно ездят с фронтовыми бригадами на фронт, и просит их взять его с собой. А ему говорят, что не надо. И хотя в фильме это прямо не сказано, но каждый человек, который хоть немножко понимает, о чём идёт речь, понимает почему. При всей огромной, невероятной популярности Вертинского всё-таки он бывший эмигрант. И хотя он снимается в том числе и в пропагандистских фильмах ещё времён войны, но в роли врагов. И хотя его страшно любят, на фронте ему делать нечего,

– сказал Перла в эфире программы «Скрытые смыслы».

Почему Советский Союз мог позволить себе держать в запасе такого артиста, как Вертинский? Потому что в Советском Союзе не было таких русских людей, которые бы не считали своим долгом участвовать во фронтовых бригадах, работать для бойцов в госпиталях и делать всё для фронта, для Победы. Но война на Украине, которая продолжается с 2014 года, показала несколько иную картину.

С кем вы, мастера культуры?

На протяжении последних двух лет люди задавались вопросом, а где же была наша элита, наши знаменитости, когда начались боевые действия в Донбассе? Или когда случился госпереворот на Украине? Или во время Русской весны в Крыму и Севастополе? Где они были, когда произошла трагедия в Одессе? И ответ на этот вопрос был далеко не у всех. Более того, как сказал политолог, именно в тот момент наметился некий общественный договор, согласно которому существенная часть наших элит, вроде бы оставаясь лояльными по отношению к государственной власти, смогла выбить себе право не говорить о происходящем на Украине или о борьбе Донбасса. И не участвовать, не помогать своему народу. Но и не вставать, разумеется, на сторону противника.

ФОТО: SEMEN LIKHODEEV/GLOBALLOOKPRESS

До последнего момента, до этой печально знаменитой «голой вечеринки», этот общественный договор не был нигде зафиксирован. Хотя почти два года шла СВО и почти десять лет шла, собственно, война на Украине. И всё это время он продолжал действовать. Никому не приходило в голову спрашивать, отнюдь не только Филиппа Бедросовича Киркорова, самого знаменитого из них всех, но и ту же Лолиту Милявскую, Геннадия Хазанова, артистов совершенно разных жанров, писателей, поэтов, юмористов и так далее. Что касается поэтов, то есть, к примеру, поэты Русской весны, есть сборники, конкурсы и так далее. А есть знаменитые поэтические конкурсы, в которых не участвует ни одно стихотворение, посвящённое боевым действиям. Ни одно! И ни один поэт. И эти люди живут так, как будто ничего не происходит,

– отметил Перла.

С кино такая же история. Как заметил эксперт, представители культуры делают вид, будто бы ничего не происходит. Так, например, в новом сериале «Золотое дно» Ильи Ермолова, который вышел в январе, зрителям назойливо подчёркивается, что события происходят в 2013 году. Ни войны, ни санкций, ничего. И в этом весь он, артистический мир, мир искусства.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Это позиция мира артистического, мира искусства, которая, до недавнего времени, оставалась лоялистской, по отношению к государству. И государство Российское как бы молчаливо соглашалось с тем, что эта линия поведения – она правильная. Уехать из страны и ругать страну – неправильно, преступники, вопросов нет. Уехать из страны и подчёркивать, что ты «против войны», встаёшь на сторону врага – нет, это неправильно. А быть «испуганным патриотом» как бы нормально,

– отметил Перла.

Кстати, автором этого крылатого выражения про «испуганных патриотов» был спикер Кремля Дмитрий Песков. Ещё в самом начале военной спецоперации он просил не выбрасывать из общества людей, которые, может быть, не разобрались в чём-то, но всё равно они наши. По словам Перлы, потребовалось около двух лет СВО, сотни тысяч смертей, без преувеличения, и сотни тысяч добровольцев и волонтёров, поддерживающих линию президента Владимира Путина, чтобы наконец-то культурной элите задали этот вопрос: а с кем вы, собственно, мастера культуры? Но даже когда он был задан, ответ на него сумели дать далеко не сразу.

Это очень характерная штука, как именно они начинали меняться. Первые извинения. Сама по себе «голая вечеринка» меня, честно говоря, мало интересовала с самого начала. Но очень интересно, как это было социологически. Как сначала эти люди говорят: ну что, собственно, произошло, в чём мы провинились? И пытаются занять покровительственную позицию. А потом рыдают,

– сказал Перла.

Киркоров поздно спохватился

После того скандала Филипп Киркоров записал обращение к русскому народу с извинениями. Мол, простите, зашёл «не в ту дверь». Но потом всё-таки вышел в нужную – и поехал в Донбасс. То есть предпринял попытку поступить правильно, как сказал Перла. И, может быть, он кому-то не очень приятен, как и его песни, но суть не в этом. А в том, почему этого не было сделано раньше? Почему только сейчас, спустя два года СВО?

ФОТО: ЦАРЬГРАД

У меня есть два примера артистов, которых лично я не люблю, на концерты которых не хожу. Первый – Евгений Петросян. Как Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст, написал: простите, мы никогда больше не скажем «Петросянец». Этого слова больше нет в русском языке. В тот момент, когда он бесплатно поехал в госпиталь, по собственной инициативе, в самом начале, выступить перед бойцами – всё, ребята, этот человек достоин уважения. О вкусах потом поспорим, после войны. То же самое и Ольга Бузова, певица. Она свою позицию проявила в первые дни. Ответ – да, вопросов нет, ребята,

– сказал политолог.

И действительно, в нашей стране есть героические люди, которые с первых дней, даже не СВО, а героического Донбасса, были там с концертами, привозили гуманитарную помощь, всячески поддерживая Донецк и Луганск, их многострадальное население. Это Юлия Чичерина, Джанго, Вадим Самойлов, «Зверобой», Иван Демьян, Григорий Лепс и другие. Люди, которые в трудное время для своего народа взяли и проявили свою гражданскую позицию.

Но в случае с Киркоровым возникает вопрос: зачислит ли его в свои наше русское общество постфактум или же откажет? И до конца его дней ему будут вспоминать, что он был не с первых дней, а только под давлением сделал это. Причём это касается не только самого Киркорова как личности, но вообще людей подобных ему. И ответа на эти вопросы у эксперта, к сожалению, нет…

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА