Долгое время плавания в северных широтах (особенно по Северному Ледовитому океану) были для кораблей русского флота большой проблемой. Даже Балтийское море зимой в некоторых местах замерзало, что создавало трудности для навигации и затрудняло доставку грузов в Санкт-Петербург. Попадание в ледяной плен сулило гибель или длительную задержку плавания, помощь в подобных случаях никто оказать не мог.

В конце XIX века в русском морском министерстве начались разговоры о создании ледоколов – кораблей, которые могли пробивать лёд и спасать терпящие бедствия суда. Адмирал Степан Осипович Макаров, позже трагически погибший во время русско-японской войны, настоятельно требовал от правительства финансирования для строительства первого отечественного ледокола. При этом адмирал произвёл тщательные расчёты, которые существенно повышали работоспособность корабля, усиливали его мощь и повышали скорость до 12 узлов.

Идея о постройке ледокола непосредственно в России была с ходу отброшена – сказывалась техническая отсталость отечественного производства. Чертежи Макарова были отправлены в Великобританию, где частная фирма Armstrong Whitworth в декабре 1897 года приступила к сборке корабля. Местом рождения «Ермака» стал город Ньюкасл, лежавший не северо-восточном побережье Англии.

Новое судно было названо в честь пресловутого атамана Ермака Тимофеевича, который в годы правления Ивана Грозного начал покорение Сибирского ханства. Это было сделано по просьбе сибирского купечества, вложившего большие средства в строительство корабля.

Новый ледокол был уникален не только для России, но и для всего мира. Расчёты Макарова позволяли «Ермаку» наклонным форштевнем пробивать двухметровый лёд и ходить в прежде недоступных широтах. 10 ноября 1898 года корабль был торжественно спущен на воду и начал подготовку к возвращению на Родину.

21 февраля 1899 года «Ермак» вышел из Нюкасла и двинулся в сторону России. По пути он успешно пробовал силы и успешно завершил плавание в Кронштадте при огромном стечении народа. Приход «Ермака» позволил полностью изменить время навигации в Финском заливе – она началась не в мае, как в прежние годы, а в середине апреле.

В том же году ледокол под непосредственным командованием адмирала Макаров отправился к острову Шпицберген для дальнейших испытаний прочности. Этот экзамен «Ермак» сдал на «отлично».

С тех пор ледокол стал верно служить русскому флоту. В апреле 1900 года он спас броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», который застрял возле острова Готланд. При этом использовалось открытие русского учёного Попова – радиосвязь.

В годы Первой мировой войны «Ермаку» опять довелось прославиться – именно благодаря его усилиям Балтийский флот смог совершить свой легендарный «Ледяной поход». Во время Великой Отечественной войны он защищал своими орудиями подступы к Ленинграду и пробивал льды в Финском заливе. За свои заслуги корабль в 1949 году был награждён орденом Ленина.

Ледокол «Ермак» продолжал служить Родине до 1963 года, когда был списан из-за своей технической отсталости. К сожалению, многочисленные предложения общественности о превращении корабля в музей были оставлены без внимания. В 1974 году на службу Отечеству заступил новый мощный ледокол, получивший название «Ермак». Как и тёзка, он оказался достоин имени великого атамана, отдавшего свою жизнь за Россию.

Заглавное фото: ледокол «Ермак» на дореволюционной фотографии

Нил КОЛЬЦОВ