ИНФОГРАФИКА/КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Где русские патриотические фильмы и почему их сегодня снимают меньше, чем в условиях Великой Отечественной? Неудобные вопросы к чиновникам и воротилам кинобизнеса вот уже два года остаются без ответа – а тем временем сотни миллионов из бюджета на своё «творчество» получают откровенные русофобы.

На днях Царьград опубликовал беглый обзор творений отечественной киноиндустрии, где сложилась парадоксальная ситуация – зрителю предлагают антирусские фильмы, снятые за его же (то есть за бюджетные) деньги.

Нет нужды вдаваться в истерические вздохи «всё пропало…» – но необходимо разобраться, какова реальная ситуация на противоположном, патриотическом полюсе нашего кино. Особенно актуален этот вопрос в дни второй годовщины начала спецоперации.

Как отражается одна из судьбоносных, драматичных и героических эпох русской истории, современниками и участниками которой нам довелось быть, в отечественном кино?

«Должно пройти время» против «Снимать нужно сейчас»

Для обозначения главной проблемы дадим слово профессионалам.

Летом 2023 года народный артист России, режиссёр, гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров заявил, что для появления значительного числа фильмов об СВО должно пройти определённое время. Главный фактор «задержки по времени», согласно Шахназарову, это технические сложности кинопроцесса:

Кино долго делается. Поэтому рассчитывать на то, что в период боевых действий появится много картин, довольно наивно. На это всё-таки нужно много времени. …Наверняка много хороших картин появится, но должно пройти время.

РЕЖИССЁР И ГЕНДИРЕКТОР «МОСФИЛЬМА» КАРЕН ШАХНАЗАРОВ ИМЕЕТ В СВОЕЙ ФИЛЬМОГРАФИИ И ЛЕНТУ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ – КАРТИНУ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «БЕЛЫЙ ТИГР». ФОТО: PAVEL KASHAEV/GLOBALLOOKPRESS

В свою очередь актёр, депутат Государственной думы, народный артист России Дмитрий Певцов также указал на неоправданность ожидания быстрого появления фильмов о спецоперации. При этом в сентябре 2023-го Певцов акцентировал внимание не столько на технических сложностях, сколько на необходимости сценаристов и режиссёров творчески осмыслить разворачивающиеся события:

Фильмы о специальной военной операции необходимы, но появятся они только тогда, когда в обществе произойдёт осмысление происходящего сейчас. …Как появились великие фильмы о Великой Отечественной войне, но они появились через 10–15 лет, самые лучшие фильмы. Нужно осмысление. Нужно время. Нужны люди, которые увидят это с высоты птичьего полёта, так сказать. И эти фильмы обязательно будут.

Итак, люди, которых сложно обвинить в отсутствии патриотизма и знании реалий кинопромышленности, сходятся во мнении, что ждать массового появления «кино на злобу дня» пока рановато по ряду объективных причин.

КАДР ИЗ КОРОТКОМЕТРАЖКИ ВЛАДИМИРА АГРАНОВИЧА «ДОНБАСС. ДОРОГА ДОМОЙ» (2019). СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «ВЛАДИМИР АГРАНОВИЧ»

Однако есть и другое мнение на этот счёт. Донбасский режиссёр Владимир Агранович в июне 2023 года призвал коллег вплотную заняться темой СВО, как принято выражаться, «ещё вчера»:

Меня, наоборот, удивляет, почему российские киношники всячески игнорируют тему спецоперации, словно вообще ничего не происходит. Все русские фильмы и сериалы происходят в мире до 24 февраля [2022 года]. А спецоперация – это то, что меня лично волнует, о чём хочется говорить. Кино сейчас – культурный фронт. Это сильнейший инструмент влияния на человека. Если не снимать патриотические фильмы, люди будут смотреть то, что снимет враг. А что он снимет, мы понимаем. Снимать нужно сейчас, а не ждать и рефлексировать. Мир изменился, скорость жизни тоже.

Война шедеврам не помеха?

Итак, две не противоположные, но разные позиции по одному вопросу. В таких случаях для поиска решения полезно вспомнить исторический опыт.

Дмитрий Певцов не зря упомянул суровые годы Великой Отечественной войны – та героическая эпоха дала нам первый пример отражения военных будней в отечественном кинематографе.

ГРАЖДАНЕ СССР СЛУШАЮТ СООБЩЕНИЕ О НАПАДЕНИИ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА. ФОТО: RUSSIAN LOOK//GLOBALLOOKPRESS

Советская киноиндустрия отреагировала на начало войны мгновенно – первый из так называемых боевых киносборников (БКС) вышел на экраны кинотеатров 2 августа 1941 года, спустя несколько недель после нападения фашистской Германии. Киносборники представляли собой короткометражки сатирического и музыкального содержания, призванные поднять боевой дух бойцов и мирного населения. Не менее важным был и девиз, под которым выходили эти произведения «малой киноформы», – каждый раз зритель видел на экране слова: «Враг будет разбит, победа будет за нами!»

Через 14 месяцев после начала войны, в августе 1942 года выходит полнометражная картина «Парень из нашего города«. Правда, производство фильма началось ещё в мирное время, однако сюжет был изменён, и зритель увидел на экране актуальные события Великой Отечественной.

30 ноября 1942-го (через год и пять месяцев после роковой даты) состоялась премьера первого полнометражного фильма, полностью созданного в военных условиях – «Секретарь райкома«. А 1943 год ознаменовался выходом на экраны таких кинолент, как «Она защищает Родину» (20 мая), «Два бойца» (6 октября) и «Жди меня» (1 ноября).

СЖАТЫЕ СРОКИ СЪЁМОК (ЧУТЬ БОЛЕЕ ДВУХ ЛЕТ С МОМЕНТА НАЧАЛА ВОЙНЫ), ЭВАКУАЦИЯ В СРЕДНЮЮ АЗИЮ, СУРОВЫЕ БЫТОВЫЕ И ТРУДОВЫЕ УСЛОВИЯ НЕ ПОМЕШАЛИ СЪЁМОЧНОЙ ГРУППЕ КАРТИНЫ «ДВА БОЙЦА» СОЗДАТЬ ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ФИЛЬМОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «КИНОСТУДИЯ ГОРЬКОГО»

При этом нет нужды напоминать, что «Два бойца» с Марком Бернесом и Борисом Андреевым в главных ролях, с песней «Тёмная ночь», одной из величайших композиций XX века, – это безусловный киношедевр, один из эталонных военных фильмов всех времён. Шедевр, созданный менее чем через 30 месяцев после начала Великой Отечественной.

Когда кино – это подвиг

На первый взгляд, статистические показатели не впечатляющие – «всего» пять полнометражных фильмов за 2,5 года войны. Не слишком-то поражает воображение, не так ли?

Нет, не так.

Потому что кинопромышленность в СССР приходилось фактически создавать заново. Не с нуля, но заново. Крупнейшие киностудии страны, «Мосфильм» и «Ленфильм», осенью 1941 года были эвакуированы в Алма-Ату. За скучным словом «эвакуация» стоит настоящий подвиг – перевезти в боевых условиях на несколько тысяч километров огромное количество техники, декораций, костюмов, запасов киноплёнки и т.д.

Уже развернувшись в Средней Азии, то есть построив новую гигантскую Центральную объединённую киностудию художественных фильмов, кинематографистам приходилось трудиться в крайне стеснённых условиях. Ведь слова «Всё для фронта, всё для победы!» были в то время не формальным лозунгом, а принципом жизни.

ПОМИМО ВОЕННЫХ ФИЛЬМОВ ЭВАКУИРОВАННЫЕ КИНОСТУДИИ СНИМАЛИ В АЛМА-АТЕ И РАНЕЕ НАЧАТЫЕ ПРОЕКТЫ – В ЧАСТНОСТИ, ЗДЕСЬ ЗАВЕРШАЛИ ШЕДЕВР СЕРГЕЯ ЭЙЗЕНШТЕЙНА «ИВАН ГРОЗНЫЙ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ». СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ «ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В конце концов, нужно было ещё найти технику для работы – из охваченных войной районов удалось привезти не все кинокамеры. По оценкам специалистов, число кинокамер в СССР к 1942 году сократилось более чем в 2,5 раза. А ведь изрядную часть из спасённой кинотехники нужно было отдать операторам-документалистам, в значительном количестве отправившимся на фронт.

Так что пять фильмов, созданных в СССР к концу 1943 года (дальше дело пошло ещё бодрее), это без преувеличения подвиг – профессиональный, творческий и вполне боевой.

Двух фильмов за два года хватит?

С какими же показателями подходит нынешняя кинопромышленность к отметке «24 месяца с начала СВО»?

На текущий момент со зрителем уже встретились два тематических художественных проекта, запущенных в производство за последние два года.

Первый – лента «Лучшие в аду» Андрея Щербинина (премьера 5 октября), рассказывающая о боевой работе ЧВК «Вагнер» и созданная при непосредственном участии Евгения Пригожина.

МЕНЕЕ ВОСЬМИ МЕСЯЦЕВ ПРОДОЛЖАЛАСЬ СПЕЦОПЕРАЦИЯ, А КОМАНДА ПРОЕКТА «ЛУЧШИЕ В АДУ» УЖЕ ПРЕДСТАВИЛА СВОЁ ДЕТИЩЕ ЗРИТЕЛЮ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ KINOMAN

Второй – драма «Свидетель» Давида Дадунашвили, вышедшая в прокат в августе 2023-го. Рекламное продвижение фильма, пытающегося творчески осмыслить причины перерастания конфликта в вооружённое противостояние, явно оставляло желать лучшего. Результатом стали более чем скромные кассовые показатели, послужившие поводом для злорадства либеральной прессы и эмигрантской публики.

На этом список исчерпан. К тому же будем откровенны – фильм «Лучшие в аду» добился серьёзного резонанса также благодаря качественным съёмкам современных боевых действий. Однако это в первую очередь частный проект, посвящённый деятельности отдельного подразделения со всеми соответствующими акцентами и особенностями. Да и появился этот фильм благодаря инициативе и возможностям руководства «музыкантов».

Не торопимся и не расходимся – ждём 2026-го?

А что же Фонд кино, в непосредственные обязанности которого входит стимулирование развития отечественного искусства? Тот самый, в недрах которого отыскиваются сотни миллионов рублей на проекты вроде скандального «Мастера и Маргариты»?

Фонд кино спустя 20 месяцев после 24 февраля 2022-го объявил о начале приёма заявок на отбор сценариев о спецоперации. Государственная структура, имеющая всё необходимое для непосредственной поддержки патриотического кино, лишь 28 декабря прошлого года начала принимать соответствующие заявки.

28 ДЕКАБРЯ 2023 ГОДА, В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, КОГДА ТОЛЬКО НАЧАЛИ ПРИНИМАТЬСЯ ЗАЯВКИ НА ОТБОР КИНОСЦЕНАРИЕВ О СПЕЦОПЕРАЦИИ, РУКОВОДСТВО ФОНДА КИНО (НА СНИМКЕ – В ЛИЦЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ФЁДОРА СОСНОВА) ОТЧИТАЛОСЬ ОБ УЛУЧШЕНИИ СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА. ФОТО: ЧИНГАЕВ ЯРОСЛАВ / АГЕНТСТВО «МОСКВА»

Обратим особое внимание: Фонд кино принимает не готовые сценарии, а лишь задокументированное намерение эти сценарии создать. Приём заявок закончился 29 января, затем из них будут отбирать лучшие, после чего их авторы засядут за написание самих сценариев. А теперь представьте, когда именно движущийся такими темпами процесс позволит нам увидеть фильмы, снятые по этим ещё не оперившимся сюжетам… Пожалуй, дата «2026» выглядит как буйство неоправданного оптимизма.

Работа, безусловно, ведётся и за рамками тех структур, которые призваны по долгу службы способствовать расцвету военно-патриотического кино.

Так, осенью 2023 года прошли съёмки восьмисерийного телефильма «Ополченский романс» по одноимённой книге Захара Прилепина. Сюжет литературного первоисточника охватывает боевые действия в Донбассе с 2014 по 2016 год, однако в телеверсии, несомненно, проведение спецоперации будет так или иначе отражено. Окончательная дата премьеры проекта пока не озвучена.

НА СЪЁМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ МНОГОСЕРИЙНОГО ТЕЛЕФИЛЬМА «ОПОЛЧЕНСКИЙ РОМАНС». СКРИНШОТ: ДЗЕН-КАНАЛ «ЗАХАР ПРИЛЕПИН»

В прошлом году также состоялись съёмки картины Андрея Симонова «20/22«, посвящённой непосредственно началу спецоперации. В данном случае с временем выхода в эфир имеется определённость – 23 и 24 февраля, на Первом канале.

Что с того

Ситуация с военно-патриотическим кино противоречивая.

С одной стороны, трудно не согласиться с профессионалами: кинопроизводство – это сложный, затратный и долгий процесс. Поэтому ожидать появления в считанные месяцы большого количества фильмов о спецоперации не приходится.

Но констатация объективных сложностей не отменяет устойчивого впечатления, что созданием фильмов об СВО поставленные государством на культурное направление структуры занимаются, мягко говоря, неспеша и неэффективно.

За два года создано три фильма (по большому счёту, два, один проект – это частная инициатива вагнеровцев) – и сравнение с кинопроизводством в первые годы Великой Отечественной войны явно не в пользу нынешних чиновников и продюсеров. Да, сухие цифры сопоставимы: сейчас речь идёт о нескольких фильмах – и 80 лет назад речь шла о нескольких кинолентах.

Однако сравнивать драматические обстоятельства работы кинематографистов в 1941–1943 годах с условиями в 2022–2024 годах категорически невозможно, даже преступно. В наши дни, к счастью, не приходится перевозить крупнейшие киностудии страны за Уральский хребет, попутно утратив две трети кинокамер. Напротив – наша киноиндустрия на подъёме. Согласно сведениям Ассоциации владельцев кинотеатров, по итогам 2023 года кассовые сборы отечественных фильмов составили около 25 млрд рублей (в 2022-м этот показатель равнялся 10 млрд), на которые пришлись 75% национального кинорынка.

Разумеется, возникает вопрос – почему с фильмами о спецоперации так получается? Точнее, почему не получается?

Найти бы ещё, кому этот вопрос задать, – и предметный, с цифрами и фамилиями, ответ на него получить.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ