Западные СМИ продолжают обсуждать потерю Киевом Авдеевки. При этом большинство изданий склоняются к мысли, что Авдеевка может стать для Украины только первым городом в череде крупных поражений. Об этом, в частности, пишет The Washington Post, видя причину провалов ВСУ в обострившейся с осени нехватке вооружений, которая не только лишает украинцев возможности регулярно наносить удары вглубь российской территории, но и не обеспечивает достаточный уровень обороны на существующих рубежах по ЛБС.

«По словам украинских военных, в самых интенсивных зонах боевых действий, некоторые артиллерийские батареи воюют лишь с 10% необходимого им запаса. Как рассказал командир подразделения, использующего 155-миллиметровые снаряды стандарта НАТО, для отражения российской атаки им требовалось 100-120 снарядов на подразделение в день — сегодня у них есть лишь десятая часть этого количества. Нам нечем воевать, нам нечем прикрыть наши линии фронта, признаются бойцы ВСУ», – говорится в публикации WP.

В то же время, не всё можно объяснить одной лишь нехваткой боеприпасов. Провал в Авдеевке – некогда лучшем из существующих укрепрайонов ВСУ – стал итогом, в первую очередь, нежелания украинских военнослужащих умирать за Зеленского, что, по сути, является первым сигналом начавшегося развала украинской армии.

О том, как «прославленная» 3-я штурмовая бригада ВСУ (бывший полк «Азов») отказалась выполнять приказы командования и самовольно вышла из Авдеевки, на Украине сегодня вслух говорить не принято. Ещё бы – всё это явно выходит за рамки виртуальной реальности всеобщего единства, созданной единым телемарафоном под контролем Офиса президента.

Но информация о том, что на самом деле произошло, докатилась даже до Запада. Так, эксперт немецкого издания BILD Юлиан Рёпке, проводя очередной анализ событий на украинском фронте отметил, что причина, по которой ВСУ в спешном порядке оставили (читай – бежали) Авдеевский коксохимический комбинат, состоит в самовольном оставлении позиций боевиками той самой 3-я штурмовой, которые не стали ожидать окружения завода и предпочли оттуда сбежать.

«Украинская армия сдала Авдеевский коксохимический завод российским войскам. Поскольку она планировала «вывести подразделения из города и перейти к обороне на более выгодных рубежах», я слегка потрясён, так как этот завод, пожалуй, самая укреплённая позиция в этом районе», – отмечает Рёпке, уточняя, что в ночь на субботу командование ВСУ объявило об отступлении из Авдеевки на «заранее подготовленные позиции», так как город оказался под угрозой окружения.

Немного хронологии. По сообщениям украинских тг-каналов, новый главком ВСУ Сырский пообещал Зеленскому удержать Авдеевку по крайней мере до тех пор, пока тот будет совершать своё европейское турне. Именно ради этих двух-трёх дней бывших «азовцев» и направили в город для нанесения деблокирующего удара по наступающим войскам Армии России. Реально оценив ситуацию, командование бригады приняло решение в город не входить и закрепилось в подвалах того самого Коксохима.

Любопытно, что аргументируя свой отказ выполнять прямой приказ Сырского, «азовцы» заявили, что нельзя было просто так бросать лучшее бригадное подразделение под российские бомбы. Мол, «не царское это дело» гибнуть так глупо.

О том же, что их фактическое предательство могло стоить (и стоило) жизни бойцам других подразделений ВСУ, националисты, привыкшие трястись только за собственные шкуры, думать не пожелали. Как позже в комментарии «Украинской правде» рассказал один из них, «настоящие побратимы, это не мобики, это не юниты как бывает иногда в армии, это всё близкие друзья», и им будет проще «отсидеться в подвалах». Вот он как оказывается.

Как только стало понятно, что основные силы бригады в город не войдут, а оборона разваливается, превращаясь в очаги некоординированного сопротивления, украинское командование начало собирать хоть кого-то, кто бы обеспечил коридор для выхода из города. При этом командирам «неэлитых» украинских подразделений было приказано бросать тяжелораненых и уходить из города своим ходом.

Как позже выяснилось, часть командиров связалась по открытым каналам связи с наступающими российскими войсками и передала координаты нахождения своих раненных бойцов в надежде, что наши их найдут и спасут.

О том, что мобилизованных, отлов которых поставлен на Украине на поток, ВСУ используют как пушечное мясо – известно довольно давно, но ещё никогда до сих пор свидетельства подобного скотского отношения не были столь цинично откровенны.

При этом, по информации украинских СМИ, Банковая уже дала указание СБУ жёстко разобраться с командирами из Авдеевки, которые договорились с противником, чтобы безопасно сдались военные и раненые. В ОП это справедливо считают плохим сигналом, который негативно влияет на боевой дух ВСУ и может стать примером для подражания в будущем, когда командиры вместо сражения на смерть, будут договариваться о плене.

Также планируется провести и расследование дезертирства 3-й бригады. Впрочем, шансов на то, что Зеленский рискнёт покарать тех, кто весной 2020 года писал на фасаде его офиса неприличные оскорбления и угрожал президенту Украины расправой, после чего тот окончательно решил отказаться от обещания выполнить Минские соглашения и взял курс на войну, практически нет.

А между тем, де-факто мы имеем дело с тем самым бунтом военных, из-за страха перед которым Зеленский провёл недавно чистку высшего командного состава, сместив, в том числе, и главкома ВСУ Залужного.

Только бунт этот весьма специфический, я бы даже сказал чисто украинский, больше похожий на саботаж – «каждый сам за себя» и «моя хата с краю» во всей красе. Саботаж, который, судя по всему, и станет формой протеста украинского населения против власти.

Согласно недавнему опросу КМИС, количество доверяющих новостям из телемарафона (читай – Зеленскому) рухнуло до 36%, а тех, кто больше не доверяет, уже почти половина – 47%.

В этой ситуации Авдеевка действительно станет лишь первым камушком, за падением которого начнётся настоящий обвал. И никакого Майдана для этого не потребуется. Пресловутый украинский «индивидуализм» сначала расколет, а потом и окончательно прикончит Украину. Впрочем, по-другому и быть не могло.

Алексей Белов