Вот так сегодня выглядит 6-я лингвистическая гимназия со стороны прилегающего к ней сквера. Зелени было немало в прошлом, много и сегодня – альпийские горки и цветы. Но сегодня все это под снегом…
…и познаете истину,
и истина сделает вас свободными.

Евангелие от Иоанна, 8:32

Люди и культура. Периодически на сайте ВО появляются статьи о недостатках современной школы. И это правильно, потому что школа готовит нашу смену, растит патриотов своей страны, будущих потенциальных защитников. Поэтому её недостатки нужно вскрывать и с ними бороться. Но… при этом мало кто из тех, кто про них пишет, сам посещает школы, разговаривает с их директорами и учащимися. То есть выдает информацию с чужих слов, а этого сегодня явно недостаточно.

Есть, конечно, еще и родители, которые высказывают своё мнение на основе слов своих детей. Но что учащийся может знать о работе его педагогов, их зарплате и прочем, когда здесь на ВО имеются даже люди, не знавшие, как оказалось, что отпуск у учителей два месяца. Был таким в СССР и таким же сегодня и остался. И в школе, и в вузе!

Поэтому, думается мне, будет полезно о современной школе рассказать человеку, работавшему в ней (хотя и периодически) многие годы и имевшему к тому же возможность наблюдать тех же «деток», приходящих в университет после школы, так сказать – видеть все результаты их работы.


А это отремонтированная школа № 47. Обычная во всех отношениях школа. Но зато теперь очень теплая

Начнем с сугубо… внешнего восприятия учащихся. С тех пор, как моя внучка закончила учебу в 9-м классе и поступила в колледж, я, понятное дело, в школу, где она училась, больше не заходил. Бегающие и орущие дети-малолетки, какие-то странные старшеклассники… Словом, все это меня не вдохновляло.

И тут пришлось по делам посетить одну из близлежащих школ, где перед этим все лето шел ремонт. Пришел и прежде всего не узнал детей, их словно подменили. Малыши бегают, но как-то по-человечески. А старшие школьники выглядят более серьезными, говорят о серьезных вещах, при мне целая группа прошла на какую-то творческую конференцию, и было видно, что она им явно интересна.


Недавняя встреча выпускников 6-й лингвистической гимназии. Из-за… распространения всяких недугов, она была очень краткой. И все-таки собравшимся и станцевали, и спели… А какой там паркет! Блеск, да и только!

Поговорил с учителем истории. Детям стали интересны самодельные модели и макеты – сказала мне она. Более того, посмотрев на то, что им показали на уроке, они пытаются что-то делать сами дома, вот даже как. Мобильные телефоны все чаще используют не только для того, чтобы «трындеть», но и получать из Интернета нужную им информацию, то есть начался процесс самообучения и самоменеджмента.

Пошел в другую школу – проверить свои наблюдения. Правда, эта школа скорее исключение, нежели правило. 6-я лингвистическая гимназия, куда детей отбирают, и попасть туда совсем не просто, как и учиться. Дети там состоятельных родителей, и весьма амбициозны по своему характеру, однако и там бросилась в глаза их серьезность и нацеленность на учебу.

Однако мне практически в это же время пришлось познакомиться с шестиклассниками из двух других школ. «Типичный пацан» из «школы моего времени» и «школы моей внучки» (2010–2019) оказался только один, и лишь в одном классе, и он начал было «возбухать», но я быстро поставил его на место. А все остальные, опять же, были для своего возраста достаточно серьезны, а главное – задавали очень умные вопросы, на которые было приятно отвечать. То есть дети у нас поумнели явно, и это не может не радовать.

Возможно, что наконец-то перестали действовать последствия ядерных испытаний, поскольку от радиации, попавшей в гипофиз, дети глупеют, или стали действовать какие-то иные социальные факторы, сказать не могу, но сам факт не могу не отметить.


Очень забавная девчушка пела про учительские проблемы. Что ж, дети из «шестой» всегда отличались своей раскованностью…

Правда, есть в этом и негатив.

В той же гимназии мне рассказали, что двух самых успешных их учащихся, занявших какие-то там суперместа на общероссийских конкурсах, тут же пригласили учиться в спецшколу в Москве. Там уровень подготовки запредельный, не все напряжение выдерживают, к тому же жить приходится вдали от дома.

Но зато и результат: девочка, учившая в гимназии английский и французский, стала заниматься ещё и немецким, и поступила МГИМО, а мальчик тоже уже учится в МГУ, причем взят был туда без экзаменов. «Москва, – рассказали мне, – как пылесосом высасывает всех наших лучших учеников из наших лучших пензенских школ!» И это мнение даже не рядового учителя, а директора, человека далеко не последнего в системе школьного образования и общающегося и с начальством, и с другими директорами.


Приятно, что многие кабинеты школы стали походить на музеи… Есть на что и на уроке посмотреть, и полюбоваться на красивый артефакт из прошлого века

А теперь так: если этот процесс идет повсеместно, а он именно таким и должен быть, то… Нам отсутствие талантов в стране не грозит, равно как и снижение уровня образования в целом.

Кстати говоря, он всем высокий и не нужен. Знаю мальчика, у которого «отец сидел», мать… «шалава», два раза в школу его приводили физрук с военруком пьяным «до изумления». Ну и какое ему образование? Даже на курсы шоферов его после школы не взяли (!), и сейчас «дитё» служит в армии, и все надеются (на мой взгляд, совершенно напрасно), что она его перевоспитает. И такие «дети» есть и в городских школах, и в сельских. Вот пусть и идут из-под коров выгребать. Кто-то же ведь должен?

Современная школа – это ещё и современное научно-техническое обеспечение. В обеих школах оно на высоте. Электронные доски, компьютеры, телевизоры – все это есть и используется. Может быть, не во всех классах пока ещё. Но к этому дело идет, да к тому же все время пялиться в телеэкран вредно. Пусть интереса ради и на коричневую доску с линолеумом изредка посмотрят.


А вот это письменный прибор из моего детства!

Но вот в школе, где училась моя внучка, было холодно. Плохо работала отопительная система, окна были старые. А ещё «классуха» требовала дресс-код. Ну не дура ли? Но зато в этом году в этой школе все изменилось.

Более чем десятку пензенских школ на ремонт были выделены суммы в пределах 104 млн рублей. 47-я получила 94 миллиона, 6-я гимназия – 24. У первой утеплили все стены стекловатой и заново их покрасили. Новое отопительное оборудование поставили и перекрыли крышу. И стала не школа, а конфетка! И почему-то в ней сразу перестало пахнуть вчерашними щами… Спортивную площадку ровно к 1 сентября им в подарок построил «Газпром».

Ну а в 6-й гимназии переделали крышу и обновили фасад. Но там другие проблемы. Построили-то её ведь в 1920 году! В два этажа. И лишь потом надстроили третий. А строил её для себя трубочный завод, впоследствии ЗИФ и возводил из самодельных кирпичей, вот они сегодня и рассыпаются. Причем капитальный ремонт школы проводили 17 лет назад, но и он не помог. Нужно новое здание, и над этим сегодня думают…


Таким аппаратом нам в 1962–1972 гг. показывали в школе кино!

А вот теперь о проблемах.

Низкая зарплата начинающего учителя – вот главная. Всего 12 тыс. рублей. Причем в Москве она много больше, а учитель со стажем, не напрягаясь, получает 150 тыс. Поэтому, например, в 6-й гимназии вот уже два года не могут найти ещё одного математика и двое работающих ведут по… 40 часов в неделю. Для зарплаты это вроде бы хорошо. Но… уровень нагрузки это дает запредельный. А ведь у них же еще и свои есть семьи.

Раньше школе оставляли все деньги, которые она зарабатывала на дополнительных занятиях иностранным и экзаменах по TOEFL. И на них доплачивали уборщицам, покупали телевизоры и электронное оборудование. Теперь все до копейки сдается в бюджет. Понятно, что учителя-иностранцы добавляют себе репетиторством, но… это, опять же, тяжело. Учитель должен учиться сам, и всю жизнь. Читать книги, ходить в театр и консерваторию, иметь возможность вязать на досуге, заниматься спортом.

А при таком режиме какой спорт? Третирует современного учителя ещё и масса всяких бумаг. Зачем так много? И ведь все это понимают, но только меньше их почему-то не становится…

Но больше всего добивает требование… писать ученикам и их родителям эсэмэски. Сообщать, как учатся их чада, «держать руку на пульсе». А оно надо?

Те родители, которым «надо», они и так все узнают, позвонят в школу и лично туда придут. А тем, которым «не надо», которым до детей по-настоящему и дела нет, такая «забота» бесполезна. И опять же – выросло чадо – «ни туда, ни сюда» – пусть идет в «черную работу землю копать».

Печалиться из-за этого совсем не нужно. Не люди, а сам Господь Бог делит деток на агнцев и козлищ. И так было, и так будет, и никакими эсэмэсками этого не исправить. Митрофанушку Д. И. Фонвизина сразу два домашних учителя учили, и что толку?

В этом смысле никакая электроника ничего не решит. Нужно поставить железное правило: родители воспитывают, школа обучает. Ребенок узнает о жизни до пяти лет больше, чем за всю оставшуюся ему взрослую жизнь до гробовой доски, и этим все сказано. Так что школа получает уже личность, и заниматься еще и её исправлением ей физически не под силу.

И только от родителей зависит, конечно, куда пойдут учиться их дети: в колледж после девятилетки, или в вуз после одиннадцати классов!

P. S.

У нас очень многие любят вспоминать, как много было всяких кружков в эпоху СССР, и «все бесплатные». Ну что ж, поскольку сам автор целых три года работал на Пензенской областной станции юных техников, есть смысл вспомнить о том, как на ней было тогда (1980–1983 гг.), и какова она сейчас, и что там сегодня. Статья про неё уже готовится.


Бывшая пензенская Областная станция юных техников. Перекресток улиц Лермонтова и Кирова