Опытный «Титан» с пулеметной турелью

Российская оборонная промышленность активно развивает направление бронеавтомобилей и регулярно представляет новые образцы этого класса. Так, в прошлом году впервые показали многоцелевую машину ЗА-СпН «Титан» класса MRAP. За прошедшее время она прошла часть необходимых проверок и сейчас находится на стадии государственных испытаний. Их собираются завершить в ближайшее время, после чего предстоит определить дальнейшую судьбу нового броневика.

На выставке и на полигоне

Защищенный автомобиль специального назначения (ЗА-СпН) «Титан» разрабатывался в АО «Ремдизель» (г. Набережные Челны). Это предприятие имеет большой опыт в сфере колесной бронетехники – оно выпускает машины серии «Тайфун» и регулярно представляет новые образцы. Новый «Титан» создавался с учетом накопленного опыта разработки, производства и эксплуатации предыдущей бронетехники.

Готовый броневик новой модели впервые показали в прошлом году на международном военно-техническом форуме «Армия-2023». В рамках такой премьеры раскрыли основные характеристики и особенности машины. В частности, с целью демонстрации возможностей комплектации, броневик оснастили дистанционно управляемым боевым модулем с ракетным и ствольным вооружением. Также упоминалась совместимость с другими модулями и вооружениями.


Броневик с полноценным ДУБМ на «Армии-2023»

Недавно «Титан» впервые показали за рубежом. Броневик с ДУБМ вошел в состав российской экспозиции на выставке World Defense Show 2024 в Саудовской Аравии. Целью этого показа является привлечение внимание потенциальных иностранных заказчиков. По сути, «Рособоронэкспорт» и «Ремдизель» начинают продвижение броневика на рынке и рассчитывают на получение экспортных заказов.

Участие в выставках, теперь уже регулярное, не мешает проведению прочих мероприятий. По всей видимости, первый опытный броневик ЗА-СпН «Титан» был построен задолго до первого показа на «Армии-2023», и к тому времени успел выйти на испытания. В дальнейшем различные мероприятия продолжались, и техника подтверждала расчетные характеристики. Вероятно, при этом выявлялись и недочеты, которые затем исправлялись.

11 февраля поступила новая актуальная информация: агентство ТАСС опубликовало заявления генерального директора «Ремдизеля» Александра Захарова. Руководитель предприятия рассказал, что «Титан» сейчас находится на завершающей стадии государственных испытаний. При этом речь идет о базовом шасси в разных модификациях. Подробности проводимых испытаний не уточняются. В частности, не названо количество и конфигурации испытываемых модификаций броневика.

В ходе государственных испытаний изделие ЗА-СпН «Титан» должно подтвердить соответствие требованиям министерства обороны. Справившись с этой задачей, броневик сможет поступить на вооружение и пойти в серию. Впрочем, организация-разработчик и потенциальный заказчик в лице вооруженных сил пока не поднимали подобные темы. Вероятно, какие-либо новости о будущем «Титана» появятся позже, после проведения оставшихся испытаний.

Задача – импортозамещение

В десятых годах предприятие «Ремдизель» освоило производство бронеавтомобилей «Тайфун» разработки завода «КамАЗ», а также продолжило развитие этого семейства. «Тайфуны» всех типов отличаются высокими тактико-техническими характеристиками, удачной конструкцией и хорошим потенциалом для модернизации. При этом в них использовались некоторые агрегаты иностранного производства. Кроме того, в ходе эксплуатации были определены пути и возможности дальнейшего развития и совершенствования конструкции.

Новый проект ЗА-СпН «Титан» представляет собой вариант глубокой модернизации существующей платформы «Тайфун», граничащий с разработкой совершенно нового образца. При сохранении основных идей, конструкцию улучшили, а иностранные агрегаты заменили доступными отечественными аналогами. Получившийся броневик по своим параметрам и потенциалу, как минимум, не уступает предыдущим «Тайфунам».

Новый «Титан» представляет собой двухосный полноприводный бронеавтомобиль класса MRAP, предназначенный для перевозки людей и грузов, решения некоторых огневых задач и т.д. Внешне и по своей архитектуре он похож на некоторые другие отечественные машины своего класса. Снаряженная масса броневика – ок. 13,6 т, полная – 15 т.

Автомобиль построен на основе несущего броневого корпуса, на котором устанавливаются все прочие элементы. Корпус имеет капотную компоновку; в центре имеется двухрядная кабина, в корме – грузовая площадка. Для защиты от подрыва, днище машины выполнено V-образным. Доступ внутрь корпуса обеспечивается четырьмя дверями в бортах. Кузов оснащен откидными бортами.

Баллистическая защита обитаемого отсека корпуса соответствует 3 уровню стандарта STANAG 4569. Он выдерживает обстрел 7,62-мм бронебойными винтовочными пулями. Противоминная защита заявлена на уровне 2a/b и спасает экипаж от 6 кг тротила под колесом или днищем. Предусмотрена возможность установки накладного бронирования для повышения характеристик защиты.

Броневик оснащен дизельным двигателем мощностью 350 л.с. и трансмиссией с раздачей момента на все колеса. Используется независимая подвеска (тип не сообщается); предусмотрена централизованная система подкачки шин. Максимальная скорость на шоссе превышает 100 км/ч. Запас хода – 800 км.

Защищенная двухрядная кабина вмещает пять человек, включая водителя. Для них предназначены энергопоглощающие кресла, снижающие негативное влияние подрыва. На кормовой платформе перевозится груз до 1,45 т.

ЗА-СпН «Титан» может нести разное вооружение, и уже показаны два варианта его оснащения. В первом использована бронированная установка под пулемет, управляемая непосредственно стрелком. На выставках демонстрируется броневик с ДУБМ одной из серийных моделей. В этом случае броневик несет 30-мм пушку 2А42, пулемет ПКТ и ракеты «Конкурс». Модуль оснащен оптикой для поиска целей и управления огнем, а внутри броневика помещен операторский пульт. Такой комплекс вооружения позволяет уверенно поражать защищенные и «мягкие» цели на дистанциях до 2-2,5 км.

На основе опыта

Опыт конфликтов последних десятилетий показывает необходимость массового строительства и широкого внедрения бронеавтомобилей, способных защитить экипаж от основных угроз и поддержать его огнем. Российская армия давно учла эти тенденции и начала соответствующее переоснащение. Последовательно приняли на вооружение целый ряд броневиков разного рода с различающимися характеристиками.

Значительное место в парке такой техники занимают броневики семейства «Тайфун». Они хорошо показали себя в разных условиях и операциях, и теперь эта линейка получает развитие в виде нового проекта ЗА-СпН «Титан». Перспективный броневик уже прошел основную часть испытаний, и в ближайшее время будет решаться вопрос запуска серийного производства и принятия на вооружение.

Кроме того, «Титан» уже начали продвигать на международном рынке, и ожидаются первые экспортные заказы. Очевидно, что успешное завершение испытаний и принятие на вооружение страны-разработчика станет дополнительной рекламой и поспособствует скорейшему получению заказов.

Таким образом, проект ЗА-СпН «Титан» уже показал способность нашей промышленности создавать современные колесные бронемашины даже в текущих сложных условиях. В будущем он должен будет решить несколько других, не менее важных задач, связанных с переоснащением собственной армии и заработком на перевооружении чужих. И уже есть все поводы для оптимистичных прогнозов.