ФОТО: КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА.

Что из себя сейчас представляет российский шоу-бизнес, и почему до сих пор на сцене есть место бойкотам? Об этом поговорим с нашим гостем, музыкальным продюсером и основателем группы «Земляне» Владимиром Киселёвым.

Российский бизнесмен, музыкант и создатель группы «Земляне» Владимир Киселёв в беседе с «Царьградом» рассказал, как изменился российский шоу-бизнес с началом СВО. По его словам, вместо консолидации общества и особого отношения к артистам, которые долгие годы служили своей стране, мы пришли к тому, что часть из них оказалась не у дел, по разным причинам. В итоге, одни были вынуждены уехать из страны и продолжать своё творчество уже за пределами России. А другие хоть и пытаются создавать что-то уже в рамках новой реальности, но с большими трудностями.

В конце 2022-го года Киселёв написал открытое письмо, где описал, как, на его взгляд, осуществляется работа властей с представителями так называемого шоу-бизнеса. Он объяснил, почему эта работа «абсолютно бесполезная». По словам Киселёва, на это указывает и отсутствие новой творческой элиты, и неумение «находить общий язык с, конечно, ершистыми, колючими, но самодостаточными звёздами, в отличие, от тех ручных «звездулек», которые за государственные деньги являются «патриотами», выступая вдали от СВО, но при этом не забывая выбивать и вытребовывать себе гонорары».

Так, Киселёв раскритиковал певца SHAMAN, которого называют «патриотом №1 страны» и который категорически отказался посетить Донбасс, пожелав «выступить в уюте и тепле на Поклонной горе» (впрочем, после это изменилось — артист выступил перед бойцами).

При этом другие артисты, такие как Юлия Чичерина, Лариса Долина, Юлия Барановская, Ольга Кормухина, Елена Север, заметил он, не раз выступали даже в самых горячих точках, на линии фронта. Некоторые даже успели побывать в Херсоне, когда народ готовился к проведению референдума. Что по нынешним меркам не просто линия фронта, а уже за ней.

Как экономика страны переходит на военные рельсы, точно так же должны перейти на военные рельсы идеология и культура для всесторонней поддержки решений президента В. В. Путина. Важно собрать все разрозненные движения в единый процесс, а не заниматься раздраем в культурных кругах,

 подчеркнул Киселёв.

Для этого, по мнению продюсера, необходимо создать чрезвычайный орган высшего управления в сфере культуры и идеологии, «по аналогии со Ставкой Верховного главнокомандующего». Он напомнил, что есть пример Великой Отечественной войны, когда артисты выступали перед красноармейцами, ездили в госпитали, давали концерты. И быть гражданином, быть патриотом, по его словам, «это совершенно не то, что орать на Красной площади и в тёплых зданиях о своём патриотизме».

Более подробно об этом он рассказал в эфире программы «Царьград. Главное» с ведущим Никитой Комаровым.

В России развернули анти-артистическую кампанию

Никита Комаров: Я рад приветствовать своего гостя. У меня в гостях музыкальный продюсер, основатель группы «Земляне» Владимир Владимирович Киселёв.

Владимир Киселев: Имя и отчество? С козырей зашли…

— У нас по-другому не бывает!

— Музыканты всегда остаются без отчества, слава Богу.

— Тема сегодня интересная. Я надеюсь, она будет полезна для наших зрителей. Потому что это касается не только культуры, но и всей нашей общественной сферы. Поводом для этой встречи послужило ваше открытое письмо. Мы хотели сначала небольшой сюжет сделать, но потом подумали, что лучше вы сами у нас в студии всё расскажете. Что стало его причиной?

— Знаете, вместо консолидации общества и поддержки артистической среды своей страны, из-за тех недорослей, которые побывали на той знаменитой «вечеринке», у нас стали громить культуру и всё, что называется шоу-бизнесом. Я не защитник всех обделённых. Но, тем не менее, я считал себя вправе встать на защиту. Тем более что всё-таки я в том возрасте, когда могу себе позволить говорить правду. И что я делал многие годы. И, надеюсь, люди, которые меня знают, со мной согласны.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Я хотел заостроить внимание не на артистах, я их не оправдываю. Артисты кино остаются в кинопроизводстве. Во время новогодних дней фигурировали фильмы артистов, которые выехали. И во время новогодних вечеров выступали люди, которые весьма нелицеприятно отзываются о своей стране. И вот такая огульная кампания, против-артистическая. Но кто организовывал эти мероприятия? Хозяева «Дзена» и «ВКонтакте», хозяева вот этих информационных ресурсов…

— МТС также.

— МТС, да. Они схватились за это, пользуясь своим монопольным правом. Я надеюсь, что этой организацией под названием «Дзен», которая кичится своей абсолютной негосударственной подотчётностью и говорит о том, что это абсолютно свободный носитель информации, рано или поздно заинтересуются органы надзора. Какая свобода, если прижимается сама возможность граждан получать информацию? И пользуясь своим монопольным, так называемым юридическим злоупотреблением, они стали переворачивать весь акцент на артистов. Причём, на тех, кто верой и правдой служили нашей стране многие годы. Это Дима БиланЛеонид АгутинФилипп Киркоров, как бы к нему ни относились… Все, кого я назвал, не единожды поддерживали мои мероприятия. Вы знаете, наверное, что мы выступаем в цехах, на заводах…

— Вы на новые территории ездите.

— На новые территории. То есть разные мероприятия. Мы даже выступали в Херсоне.

— В Херсоне, вы имеете в виду, именно в городе? Когда он был ещё под нашим контролем?

— Именно в городе. Это не секрет Полишинеля: выезжая оттуда, мы подверглись ракетной атаке. Пока мы выступали, украинским спецслужбам слили информацию о том, что мы там находимся, и на трассе, по которой мы двигались, был ракетный обстрел. К счастью, наш водитель ушёл от этого столкновения лобового.

Когда я объявил о награждении наших воинов за подбитую технику, за «Леопарды» и многое другое, сколько артистов меня поддержало!.. Николай Басков, Григорий Лепс, Денис Майданов, Дмитрий Певцов. «Земляне», понятно, и члены моей семьи. Что для меня, конечно, предмет гордости. И как это можно забывать? Как можно организовывать эти мероприятия и этих же артистов потом гнобить?

Битва за культуру проиграна?

— А с чем, на ваш взгляд, связана такая избирательность? Ведь многие представители шоу-бизнеса так называемого уехали. Но одни постоянно допускают самые нелицеприятные выражения в адрес руководства нашей страны, в адрес нашего государства. И при этом остаются и в эфирах телевидения, в эфирах радио. А другие, которые много чего наговорили, их вырезают. И, может быть, совершенно оправданно, по многим персоналиям. Но, кажется, что это какая-то рука невидимая или видимая. Потому что у одних есть «крыша», защитники, а другие подвергаются различным справедливым действиям.

— Всё просто. Я не казуист, не бюрократ, но вот документы, чтобы не быть голословным. В 2014-2015-м году я обращался к руководству нашей страны с тем, чтобы создать новую генерацию и опекать молодых артистов. Я видел, как это происходит на Украине. Им надо отдать должное. Они, безусловно, с огромной поддержкой западного капитала, создали лучшие студии звукозаписи и телепрограммы, у них была огромная качественная техническая аргументация того, что «приезжайте к нам, у нас лучшая техника». И таким путём они, чего греха таить, обыграли нас, артистическую касту. При этом были артисты, которые, выступая в России, получая деньги здесь, платили на АТО. То есть, объективно говоря, мы этому проиграли.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

— Причём, извиняюсь, об этом все знали, и никакие меры не предпринимались. И, по-моему, не предпринимаются и до сих пор.

— Я говорил об этом в 2015-м году. Что наши идеологи провалили работу с творческой интеллигенцией. Провалили, не создали новые имена.  Вот, сегодня идёт тиражирование артистов. Выбрали Шамана, которого представляют как «патриота № 1 страны». Нет Баскова, нет Газманова, нет Киркорова, нет Лепса. Но появился «патриот № 1». Почему? Потому что невольно пытаются запрятать свою недоработку, вытащить этого человека, супротив всей индустрии. Я к этому парню хочу обратиться: рано или поздно люди, которые сидят в этих кабинетах, а я, в силу возраста, помню там и Владислава Суркова, и Игоря Шабдурасулова, и других. В этих кабинетах нельзя сидеть вечно. Эти люди уйдут. И вот так противопоставляться индустрии, коллегам …

— Там было противопоставление?

— Более чем. Артисты не хотят выступать с ним на одной сцене. Не потому что кремлёвский продукт. У нас кремлей много. У нас и в Казани Кремль, и в Нижнем Новгороде. А я говорю о проекте. Нельзя не уважать артистов, у которых такая многолетняя история. И когда закончится каденция этих руководителей, он останется один-на-один с теми артистами, которых противопоставили сегодня. Мол, они не патриоты. И если мы не будем тех артистов, которые есть, лелеять и держать на плаву, то… Нам же всё равно с ними идти дальше.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

— Хорошо. Тогда, где та грань? Вот вы говорите, что артистов необходимо холить, лелеять, по-человечески к ним относиться. Я совершенно это поддерживаю. Но если взять 2014-й год и 2022-й год. Те артисты, которые, в том числе, имели хорошие отношения с властью, получали деньги и поддержку, либо переобулись, либо уехали на Запад, либо заняли антироссийскую позицию. Что тогда, что сейчас. Как таких рисков избежать?

— Смотрите, наши руководители, которые занимаются идеологией и культурой… Ведь кто-то из них награждал и актрису Чулпан Хаматову, и олимпийскую чемпионку Елену Исинбаеву, и рок-музыканта Андрея Макаревича*, и других. Там целый ряд фамилий людей, которые признаны в России иноагентами. Вот, Михаил Ефремов не является иноагентом, но совершил уголовное преступление. Есть огромное количество артистов, которые не подвергали себя такому остракизму общества, но на них стали катить бочку люди, которые не смогли с ними найти общий язык.

Народные заслуженные артисты — это не люди, которые по щелчку пальца: идите сюда, идите туда! Это люди, у которых есть гордость, есть репутация, есть биография. Конечно, с ними труднее говорить. Таких людей, как Алла Пугачёва, нельзя было выталкивать из страны. Надо было находить с ней точки соприкосновения.

— А вы считаете, это реально? Всё-таки человек немолодой…

— Безусловно. Я с Аллой прожил 50 лет на этой Земле. Иосиф Давыдович Кобзон, Лев Валерианович Лещенко, Юра Антонов. Это гордость нашей культуры. А она, как мать-наседка, поехала со своими детьми. Я убежден, что если бы с ней говорили правильно до того, как это произошло… Надо было переступить через гордыню, забыть о том, что ты креслонаследник, пойти к народному артисту и с ним народно говорить. Я не говорю про Лайму Вайкуле или Софию Ротару. Я говорю про тех артистов, которые, я убеждён…

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Повторяю, я лично не сделал ни одного поступка, за который мне стыдно. Поэтому имею право давать оценки, которые, может, не очень лицеприятные. Что такое правда? Правда — это очищение от скверны. А если мы будем забанивать за любое честное слово, то будет ещё хуже.

То, что происходит, закончится не сегодня. Мы победим, мы все в это верим. Я делаю всё для этого. И наши воины делают. Мы в любой ситуации эту войну должны закончить Победой. Как бы она ни называлась: СВО, война, и так далее. И если завтра будет ещё тяжелее, с кем мы пойдём?

Время объединять усилия

— Вот, вы ситуацию осветили с точки зрения власти и тех, кто эти властные рычаги держит. А если посмотреть с точки зрения последствий для артистов? Может быть, кто-то не совсем справедливо относится, не пытается найти общий язык. Но есть принципиальные моменты — такие, как любовь к своей стране, к государству, поддержка нашего народа. И люди взрослые. Не один десяток лет, как вы сказали, ходят по этой земле. И, несмотря на все обиды, неужели сложно переступить через себя в решающий момент для страны? 2022 год и 2014 год — это, действительно, решающие. Можно ли взять и забыть все эти обиды, поддержать действия власти, действия нашего государства в этой священной войне?

— Не суди, да не судим будешь… Я не имею права говорить за человеческие качества других. Но, согласитесь, есть огромное количество людей, огромное количество артистов, которые поддерживают всю вашу тираду, и всё, что вы сказали. Но это же не значит, что у нас огульно все артисты стали предателями?

— Ну, мы так не говорили.

— Да. Мы же помним «философский пароход»? Но и поэт Иван Бунин, композитор Сергей Рахманинов, писатель Максим Горький вернулись в страну, и стали более чем патриотами.

Артисты, как бы мы к этому ни относились, — это некие повелители душ, некие душеприказчики, штучный товар. Их надо лелеять. Потому что нам с ними дальше жить. Да, появилось какое-то количество отщепенцев, к великому сожалению. И есть огромные промашки с этой «вечеринкой». Но если артистов начнут вот так гнобить… Ну, лишите их компота, отберите «13-ю премию», не дайте зарплату. Но нельзя же всё это огульно делать. А люди из управления внутренней политики, из Минкульта перекрыли свою недоработку, вывели.

Вот один немаловажный момент. Во время Великой Отечественной войны в Ленинграде Сергеем Шостаковичем писалась симфония, снимались фильмы «Иван Грозный» и масса других. В самой Москве всё равно были некоторые гостиницы, рестораны «Националь», «Метрополь». Более того, к великому сожалению, но констатировать надо, существовали продавцы антиквара в блокадном Ленинграде. Поэтому это всё равно жизнь. Нельзя головой падать под стол, всем прятаться, депрессия на всю страну.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Когда я призвал награждать и ездить на заводы, я же ничего нового не придумал. Артисты Лидия Русланова, Константин Райкин, Леонид Утёсов во время Великой Отечественной войны ездили, собирали деньги, ездили на концерты. Ведь величайшие произведения Константина Симонова, Михаила Твардовского, Сергея Михалкова были написаны на войне. Поэтому деятели культуры, конечно, должны помогать. Вы правы в том, что какая-то категория людей — слева, какая-то  справа. И с той, и с той стороны. Так держите тех, кто остался. А вы из-за этого дурачка с носком вывели… Зачем было давать такую информационную бомбу вокруг такой глупости?

— А где эта грань? Вы призвали ездить на заводы, на фронт. Кто-то ездит по зову сердца, кто-то, может быть, для того, чтобы к ним отношение изменилось, как-то выслужиться. На мой взгляд, все, кто хотел ездить, они либо в первые дни поехали, либо в первые год-полтора. А сейчас, после вот этой «вечеринки» многие из её участников начали рваться на фронт, чтобы показать, какие они патриоты. Ну, я знаю, по крайней мере, троих.

—Ну, согласитесь, хотя бы это. Тоже неплохо. Значит, заблудшую душу надо вывести на свет.

— Ну, если искренне…

— Смотрите, мы говорили про певца SHAMANа. Я первую акцию сделал 3 марта 2022 года на Поклонной горе, а 7 марта на телеканале мы запустили…

— 2022 года?

— Да. И за год до этого мы вместе с сыном Юрием Киселёвым, с друзьями собрали два трейлера благотворительной помощи, чтобы отвезти солдатам Росгвардии, которые охраняли все эти митинги на Тверской и на Манежной площади. И что вы думаете? Им не дали это сделать! Сказали, что они дискредитируют своим поступком власть. Мол, неужели у государства нет возможности содержать бойцов Росгвардии?

— Это напоминает мне некоторые события 2022 года, когда многим волонтёрам…

— Да. Но когда начались государственные деньги, то объявилось огромное количество фондов. Оказывается, это не дискредитация, а зов души. Когда это делали молодые ребята, они, тем самым, нивелировали возможность распространять государственные деньги, потому что собрали свои.

А что касается людей, которые поехали или хотели поехать после «вечеринки». Так, Дима Билан и до этого ездил неоднократно. Он был с нами на заводах. Поэтому давайте не осуждать, не клеймить… Моё поколение, как бы там ни было, возраст не щадит никого. Дай Бог им всем здоровья! И, кроме того, нам нужно новое поколение, нужны новые артисты.

Мы в этой сфере проиграли украинцам потому, что я могу на двух руках перечислить артистов украинских, которые не на фронте, не финансируют, не остались со своей страной, уехав. Это как пример. А если мы будем продолжать наши распри, то у нас не будет никого.

Артистам нужна поддержка государства

— А какой, на ваш взгляд, должен быть подход, чтобы воспитать это молодое поколение артистов? Потому что из молодых на ум приходит только уже упомянутый SHAMAN, больше никого. Точнее, их много, как грибы. Но они неизвестные. И, действительно, складывается впечатление, что большинство из них пришли в шоу-бизнес исключительно за деньгами. Скорее всего, так и есть. Не по зову сердца, не для того, чтобы формировать смысл нашей культуры.

— В России говорят, что у нас шоу-бизнес, а в Америке — рок-н-ролл. Бон Джови, Rolling Stones и так далее.

— Это раньше было.

— Хорошо, я могу перечислить ещё кучу таких же имен. Но в Америке не эта музыка популярна. И самые большие продажи имеют не артисты, а Карл Брукс, Боб Дилан, люди, которые играют кантри и национальную музыку. Потому что её понимают. А у нас Надежда Бабкина да Пелагея. Почему в киноиндустрии существуют государственные гранты на производство кино? И почему у нас нет поддержки?

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Поэтому когда артисты выходят на рынок сами, то, конечно, наши государственные идеологи не могут ими управлять. И у них от этого бешенство. Потому что это люди, у которых сразу во главе угла: а вы что сделали нам, чем вы нам помогали? И они имеют право. Вы говорите: они пришли за деньги. К великому сожалению, пока другой квинтэссенции труда…

— Ну, исключительно, скажем так.

— Все пришли за деньги. И я выступал за деньги. И мы начинали. Единственное, мы не хотели петь то, что пелось тогда на советской эстраде. И я сумел сделать группу, которая отличалась от всего того, что было. Поэтому люди 50 лет поют наши песни. Если вы знаете, наш концерт на «Газпром-арене» собрал 70 тысяч человек. За 16 дней были проданы все билеты. Понимаете, я не ущемлен, я не обижен ничем. Но нам надо задуматься о том, какое движение сделает государство навстречу артистам? Тем более, есть очень хороший пример — поддержка киноиндустрии.

— Я помню, ещё лет пять-семь назад такой поддержки киноиндустрии не было. А ведь сейчас, действительно, отличные картины появляются.

— Так она окупается. Она стала самоокупаемой.

— Да, буквально каждый год мы слышим, что несколько рекордов побито по сборам.

— Вся «пятёрка» лучших сборов — это русское кино. И знаете, что самое удивительное? Вот, Англия. Её футболисты вообще не выступают в Европе. Но это самая дорогая лига. У нас 150 миллионов человек. Неужели нельзя футбол сконсолидировать, сорганизовать так, чтобы люди шли? Тем более, такие отличные стадионы! Англия, 60-миллионная Англия — два с лишним миллиарда стоимость лиги. А у нас?


* Андрей Макаревич — внесён Минюстом РФ в список иноагентов

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА