Адрес известен – Гайана, провинция Эссекибо

В последние дни Бразилия нарастающими темпами стягивает войска на север, где проходят её границы с Гайаной и Венесуэлой. Несмотря на то, что неожиданно жёсткое противостояние этих стран из-за гайанского нефтеносного региона Эссекибо привело пока только к пяти погибшим и двум раненым, конфликт не затихает.

В Бразилиа постоянно твердят о миротворческой миссии её войск, напоминая, что вторжение из Венесуэлы было возможно только через бразильскую территорию. Солдатам Бразилии в Венесуэлу заходить не придётся, но действовать им предстоит в сложном регионе чуть ли не вслепую.

А значит, существует реальная опасность нарушить очень и очень хрупкое тамошнее равновесие, которое едва удалось восстановить после того, как в Венесуэле заговорили о возвращении «незаконно утраченной провинции».

Утраченной когда-то не без помощи Великобритании и с тех пор ставшей только ещё более притягательной из-за колоссальных запасов чёрного золота. Тут буквально напрашивается, а так ли бескорыстна и альтруистична позиция Бразилии по вопросу недопущения применения силы между двумя государствами северной части Южной Америки?

Колонна бразильских военных грузовиков и бронетехники подошла к границам с Гайаной и Венесуэлой на севере страны, чтобы усилить присутствие бразильской армии в проблемном регионе. Очевидно, Бразилия готовится провести в случае необходимости миротворческую операцию. Основной регион концентрации войск – Боа-Виста, где сходятся три границы: Бразилии, Гайаны и Венесуэлы.

Усиление вполне ощутимое. Личный состав эскадрильи 4-й механизированной кавалерийской бригады в Боа-Виста увеличен на 600 солдат и офицеров. В перечень бронетехники входят шесть шестиколёсных бразильских разведывательных бронеавтомобилей с 37-мм пушкой Cascavel, восемь БТР 6×6 Guarani и 14 полноприводных многоцелевых легких бронеавтомобилей 4×4 Iveco LMV-BR Guaicuru, а также четыре грузовика.

Подразделения выдвинулись 13 января из Regimiento de Caballería Armorada № 20, базирующегося в Кампо-Гранде, в сопровождении 9-го армейского полицейского батальона. Возможно, что часть бронетехники будет переброшена в Пакарайму на границе с Венесуэлой.

Если нужно причину, то это – причина

Одна из утилитарных причин того, что Бразилия решила усилить и вооружить до зубов бронетехникой гарнизоны на границе, которые потенциально можно задействовать в миротворческой операции, коренится в географии. Неслучайно ранее Бразилия открыто и без купюр заявила, что не позволит Венесуэле использовать бразильскую территорию в Рорайме для вторжения в Эссекибо.

Нельзя забывать, что другого сухопутного пути через джунгли просто не существует. Таковы реалии амазонских дождевых лесов. В отчёте Объединенного комитета начальников штабов Бразилии говорится, что армия Венесуэлы не имеет логистических возможностей для прямого вторжения в Эссекибо, минуя бразильскую территорию.

Но есть и вторая весьма вероятная и правдоподобная причина.

Бразилия давно уже поддерживала дружественные отношения с Гайаной, проводила совместные учения и направляла туда военных инструкторов. И всё это на фоне того, что Венесуэла неоднократно намекала на свои территориальные претензии, а теперь от стадии намеков дело перешло уже в активную фазу.

Не смущало даже то, что Гайана продолжала сотрудничество, в том числе и в военной сфере, с США и другими странами коллективного Запада, с которыми у управляемой Партией трудящихся Бразилии далеко не безоблачные отношения. В текущей ситуации Бразилия и США выступили с единой позицией поддержки Гайаны.

Но впечатление, что они вдруг решили стать союзниками, крайне обманчиво. Они скорее конкуренты в почти неизбежной грядущей схватке за гайанскую нефть, причём явные. Тем более что Бразилия по итогам 2023 года напрямую конкурировала с США по добыче нефти среди стран, не входящих в ОПЕК+.

Гайана тоже там засветилась, но больше в контексте добычи на ее территории нефти транснациональной корпорацией Exxon и обнаружения все новых и новых неразработанных месторождений нефти в Эссекибо. Вопрос только в том, что, в отличие от Бразилии, Гайана при своих запасах нефти не подавала заявку о вступлении в ОПЕК+. Вероятнее всего, из-за давления США, у которых в отношениях с ОПЕК+ не все гладко.

ОПЕК подкрался незаметно

30 ноября 2023 года министр горнодобывающей промышленности и энергетики Бразилии Александр Сильвейра подтвердил, что Бразилия приняла приглашение присоединиться к ОПЕК+, и её членство вступает в силу с 2024 года.

Этот шаг застал многих врасплох как внутри страны, так и за рубежом, учитывая как правительство президента Лулы да Силвы позиционирует себя в отношении амазонских лесов и глобального изменения климата. Время включения Бразилии в ОПЕК+ совпадает с подтверждением Саудовской Аравии в качестве одного из недавних членов БРИКС.

Из всего этого, принимая во внимание степень влияния Саудовской Аравии в ОПЕК, а Бразилии – в БРИКС, несложно сделать вывод, что имел место принцип «ты мне – я тебе». Однако Бразилия явно не стремится подвергать свою собственную экологическую обстановку опасности, поскольку рвется получить международный статус зеленой экономики.

Зато под боком есть Гайана с несметными запасами нефти. Ей не надо ни в ОПЕК+, ни в БРИКС, ни статуса зеленой экономики. Ни одна из рек Гайаны не впадает в Амазонку. Все они впадают в Атлантический океан, а по его экологической защите Лула да Силва международным организациям обязательств не давал.

Таким образом, Гайана выглядит для нового члена ОПЕК+ удобным вариантом для того, чтобы занять на нефтяном рынке мира заметное место.