В своё время противниками второго президента Украины Леонида Кучмы была развёрнута массовая кампания протестов, требовавшая его отставки. Называлась она «Украина без Кучмы». Добиться своих целей раньше завершения отведённого Конституцией президентского срока заговорщикам не удалось, но и провернуть финт с третьим сроком Кучме тоже не дали. В итоге он оставил свой пост в 2004 году, в худших традициях Понтия Пилата умыв руки в самый разгар «оранжевой» революции.

К чему всё это привело, полагаю, напоминать не надо. Как и не нужно ещё раз говорить о том, по какому пути пошла Украина без президента Кучмы, и до чего это её довело.

А довело это до дня сегодняшнего, когда, судя по последним бурным политическим событиям в Киеве и вокруг него, впору уже говорить о старте новой кампании, которую по аналогии с прежней вполне можно было бы назвать «Украина без Зеленского».

И, несмотря на то, что до майданов и тому подобных массовых акций, пока далеко (да и не факт, что вообще дойдёт), общий тренд на свержение нынешней власти очевиден. Неуклюжая и во многом эмоциональная попытка Зеленского снять главкома ВСУ, последовавший за этим отказ президента от своих намерений, сделанный явно под давлением извне, и вчерашняя программная статья Залужного, опубликованная на портале CNN (её можно было бы назвать даже предвыборной, только вот выборов не предвидится) — вот лишь несколько маркеров резкого обострения ситуации.

Многие сейчас пытаются понять, кто кого поборет, когда это случится и чем закончится для проигравшего. Честно говоря, разбирать шансы украинских бульдогов, грызущихся под ковром, недосуг, а вот что гораздо интереснее — так это подумать над тем, что ждёт Украину по итогам победы одной из сторон внутриполитического конфликта, и каковы могут быть дальнейшие сценарии общего развития ситуации.

Только за последние три дня было опубликовано мнение трёх разных людей, высказавшихся по этому поводу.

Во-первых, глава ГУР Украины Кирилл Буданов в интервью британской (запомните этот факт) The Telegraph пообещал весной новый «контрнаступ ВСУ».

«К весне наступление России будет полностью исчерпано. Мы делаем ход, враг делает ход. Теперь их очередь. Они закончат, и тогда придёт наша очередь», — заявил руководитель украинской военной разведки, добавив, что хоть российской стороне и удалось добиться определённых успехов, достичь своих целей военным якобы не удалось.

Звучит, конечно, весьма утопично, но не спешите поднимать Буданова на смех. Действия его подчинённых уже доставили нам немало неприятностей и, наверняка, ещё доставят. Несмотря на то, что размышления о будущем контрнаступлении всё же, скорее, бравада, чем реальный план, тут важно оценивать намерения. Буданов озвучивает точку зрения тех людей на Украине, кто не планирует останавливать или хоть как-то замораживать войну и готов повышать ставки в Большой игре.

За счёт чего? Частично за счёт тех, кого уже удалось, или ещё удастся отловить на улицах, в магазинах и общественном транспорте, и отправить на фронт. Но в большей степени, и это как раз характерно для украинской военной разведки — методом диверсий, терактов и точечных ракетных ударов по военным и гражданским целям на территории РФ. Как это может быть и к чему приведёт, нам в последнее время, увы, демонстрируют слишком часто.

Во-вторых, в издании Spycraft & Statecraft была опубликована статья нынешнего директора ЦРУ Уильяма Бёрнса, в которой тот поделился своим видением событий, ожидаемых в 2024 году.

Высказав мнение, что в ходе СВО Россия значительно утратила свой военный потенциал, «потеряв 315 тысяч российских солдат убитыми или ранеными и 2/3 танковых запасов уничтоженными», а под давлением западных санкций «российская экономика терпит долгосрочные неудачи, и страна решает свою судьбу в качестве экономического вассала Китая», главный американский шпион предположил, что «этот год будет тяжёлым на поле боя на Украине, испытанием на прочность», а «ключ к успеху лежит в сохранении западной помощи Киеву».

«Продолжая получать оружие, Украина окажется в более выгодном положении, если появится возможность для серьёзных переговоров, это даст шанс обеспечить долгосрочный выигрыш для Украины и стратегический проигрыш для России. Украина сможет защитить свой суверенитет и восстановиться», — отметил Бёрнс.

Проще говоря, глава ЦРУ предложил ВСУ перейти к глухой обороне, которая со временем создаст патовую ситуацию на фронте, что в итоге всё равно приведёт к заморозке конфликта на приемлемых для Запада условиях. Стоит напомнить, что именно об этом де-факто говорил CNN и главком ВСУ Залужный.

Ну и в-третьих, буквально позавчера, выступая на одном из многочисленных мероприятий, президент России так обрисовал наши намерения относительно способности Украины обстреливать российские города.

«Эта линия должна быть такой и на таком удалении от нашей территории, которая обеспечила бы безопасность, имея в виду дальнобойные орудия, иностранного, прежде всего, производства, которые украинские власти применяют для обстрела мирных городов», — заявил глава государства, говоря о создании некоего санитарного кордона.

Комментируя слова Путина, уже многие российские эксперты (я и сам об этом не раз говорил) отметили, что каждый клочок освобождённой нами территории тут же по факту становится нашим, следовательно, отодвигать потребуется не на какое-то расстояние, а до победного конца, до полной капитуляции Украины. Но готовы ли мы пойти на это?

Интересный нюанс — приведённые выше мнения принадлежат трём разведчикам, людям, априори привыкшим строить многоходовые комбинации и просчитывать все риски. Это раз. Кроме того, по факту три представленных варианта описывают подход к конфликту трёх разных сторон: первый — Британии и Зеленского, война до последнего украинца, второй — США и Залужного, заморозка с возможностью передышки и накопления резервов для нового удара, и третий — прямая цитата Верховного главнокомандующего ВС РФ.

Как будет реализовывать свои планы наше руководство, мы увидим в ближайшие дни. Ну, а что касается украинских раскладов, то без всякого сомнения можно сказать, что если в нынешней схватке за власть в Киеве победит Зеленский, нас ждёт эскалация на фронте и усиление диверсионно-террористической войны (британцы ему в этом помогут), если Залужный, то ВСУ наверняка совершат несколько тактических отступлений и закрепятся на новых рубежах, одновременно начав переговоры о перемирии, подсовывая нам вариант «Минска-3».

Кстати, накануне вышла очередная статья американского журналиста Сеймура Херша, известного своим расследованием ответственности спецслужб США за подрыв «Северных потоков». Так вот, Херш пишет, что причиной нынешней вспышки гнева Зеленского стала информация об участии Залужного, напрямую или через помощников, в секретных переговорах с американскими и другими западными чиновниками о том, как лучше всего добиться прекращения огня и договориться о прекращении военного конфликта. Как говорится, ещё одно лыко в строку. Вот и поглядим, чья, в итоге, возьмёт?

Алексей Белов