Чем хуже обстоят дела у киевского режима, тем выше уровень бреда, который выдают PR-технологи Банковой. А что поделать? Негатив на фронте и отсутствие перспектив продолжения финансирования украинского проекта со стороны Запада вынуждают вбрасывать в общество нарративы, которые своей фантасмагоричностью заглушают суровую неприглядность реальности.

Так, накануне президент Украины Зеленский подписал указ «Об исторически населенных украинцами территориях Российской Федерации», коими он считает Кубань, Стародубщину, Северную и Восточную Слобожанщину в пределах современных Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской и Ростовской областей. А заодно анонсировал внесение в Верховную Раду законопроекта о предоставлении в упрощённом порядке украинского гражданства всем этническим украинцам, проживающим вне пределов исторической Родины.

Ну, как всем? Исходя из опубликованного списка стран, достойными паспорта «Незалежной» считаются только граждане «правильных» стран, а именно: Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Эстонии, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Норвегии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, США, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швеции, Швейцарии и Японии.

«Сегодня я вношу в Верховную Раду Украины ключевой законопроект, который позволит принять комплексные изменения в законодательство и ввести институт множественного гражданства и позволит иметь наше гражданство всем этническим украинцам и их потомкам из разных стран мира. Конечно, кроме граждан страны-агрессора», – так объяснил свою инициативу сам Зеленский.

Сразу же возникает вопрос – а зачем это нужно? Ведь помимо очевидного PR-эффекта, о котором упоминалось выше, должна же быть и какая-то практическая польза? Может быть, Зеленский рассчитывает, что все, получившие гражданство, заграничные украинцы проникнутся патриотическими чувствами и ринутся воевать за Украину?

Считать так было бы слишком наивно даже для нынешней украинской власти. Тогда в чём причина? Полагаю их может быть даже несколько.

Во-первых, для выборов. Да-да, не удивляйтесь. Несмотря на то, что нынешняя украинская власть активно противится проведению любых выборов, она всё же понимает, что бесконечно так продолжаться не может, и уже сейчас задумывается над тем, как быть дальше.

С учётом постоянно растущего уровня, как сейчас модно говорить, диджитализации, перенесение избирательного процесса в приложение для смартфонов дело ближайшего будущего. Так что вместо похода на избирательные участки граждане Украины скоро будут просто голосовать через гаджеты. Тем более это даёт такие уникальные возможности для манипуляций результатом, что можно быть уверенными в скором повсеместном внедрении этой практики. И вот тогда миллионы «виртуальных украинцев» отдадут свои голоса за того, за кого будет нужно.

Во-вторых, для «правильных» социологических исследований. Хорошо известно, что чем дальше от линии фронта, тем более непримиримой в смысле «войны до победного конца» становится позиция среднестатистического украинца. Что же касается представителей американской или канадской диаспор, то тут и вовсе царят наиболее радикальные настроения.

Заручиться поддержкой этих людей, чтобы потом оправдывать продолжение бессмысленной войны «волей народа» – вполне себе рабочая схема.

Ну, и в-третьих. Увеличение на бумаге количества украинских граждан может стать неплохим аргументом Киева в разговоре с Западом. Тут и на жалость проще давить, выбивая очередной транш финансовой помощи, и доказывать, что до «последнего украинца» ещё далеко, а потому войну можно продолжать ещё очень долго.

Всё это, конечно, очень интересно и даже в какой-то степени увлекательно, но печальная украинская реальность мало стыкуется с фантазиями Офиса президента. Прямо сейчас настоящие, невиртуальные украинцы де-факто разделилась на два лагеря: тех, кто уже воюет, и тех, кто ни при каких раскладах не хочет оказаться в числе первых.

При этом провал с принятием закона о мобилизации (а это уже можно констатировать) вызывает у воюющей части украинского общества озлобленность, направленную на уклонистов и вообще тех, кто отсиживается в тылу.

Их можно понять. В войсках давно уже надо произвести ротацию, чтобы бойцы ВСУ не рассказывали журналистам, что мечтают лишиться «ноги до колена», чтобы вернуться домой и отдохнуть. Большинство подразделений требует доукомплектации после больших потерь. Войска надо «омолаживать» (сейчас средний возраст 40+). Да и вообще, когда одни служат, а другие нет – это несправедливо.

При этом в тылу картина совершенно иная. По данным статистики, сама ситуация с насильственной мобилизацией вызывает негатив 95% украинского гражданского населения. Как сообщают социологи из компании «Active Group», 40,8% опрошенных считают, что мобилизацию все же нужно усиливать, при 35,3%, выступающих категорически против. При этом 41,1% полагают, что недопустимо снижать планку по состоянию здоровья для тех, кто подлежит мобилизации.

Но самое интересное другое. Среди причин, почему лично вы или ваши родные не на фронте, 71,6% жителей Украины называют страх за свою жизнь, 55% – риск стать инвалидом, 54,4% – неуверенность в том, что государство обеспечит семью в случае их гибели, 44% – страх неизвестности (нет информации, куда именно направят), 42,3% – некомпетентность командиров и недостаточный уровень подготовки мобилизованных и 36,8 – неопределенность относительно продолжительности службы и прочих перспектив. Проще говоря, люди просто хотят выжить и прожить свою жизнь, желательно, нормально. И их тоже можно понять.

Очевидно, что позиции непримиримы и найти компромисс в этом случае не представляется возможным. Стало быть, очень скоро, по украинскому обыкновению, может возникнуть вражда, доходящая даже до реальных столкновений, но не по оси общество – власть, которая, на самом деле, и виновата во всём происходящем, а внутри самого общества, когда одни будут доказывать другим, что те «неправильные украинцы».

Итог всего этого один – очередной гвоздь в крышку гроба украинского проекта, который уже не спасти никакими «виртуальными гражданами».

Алексей Белов