ФОТО: GLOBALLOOKPRESS/SHUTTERSTOCK

Можно ли в 2024 году снять качественный фильм, в котором действие происходит в наши дни, но ни разу – ни словом, ни картинкой – не упомянута СВО? «Творцы» считают, что только так и можно.

Вы смотрите сериалы? Можете не отвечать, я и так знаю, что смотрите. Не все подряд, конечно, не на любых платформах, выбираете, вы же умные люди, но есть у вас и любимые режиссеры, и актеры, и сценаристы. И любимые жанры. И громкие премьеры вы, конечно, обсуждаете, как без этого?

Вот, пожалуйста, громкая премьера. «Золотое дно» называется. Восемь серий. Сценарий связан с именем известнейшего современного писателя Сергея Минаева.  Да-да, который «Духлесс». Главная женская роль – у моднейшей Юлии Снегирь. Одна из главных мужских  у опытнейшего и популярного Алексея Гуськова, другая главная  у тоже опытного и популярного Игоря Гордина.

СЮЖЕТ СЕРИАЛА  ПАЛЬЧИКИ ОБЛИЖЕШЬ, СКАНДАЛЫ-ИНТРИГИ-РАССЛЕДОВАНИЯ, БОРЬБА ЗА НАСЛЕДСТВО УМЕРШЕГО ОЛИГАРХА, ГЛАВЫ МОЩНЕЙШЕЙ В МОСКВЕ КОРПОРАЦИИ «ГАЛАКТИКА». СКРИНШОТ ПОСТЕРА IVI.COM

Сюжет – пальчики оближешь, скандалы-интриги-расследования, борьба за наследство умершего олигарха, главы мощнейшей в Москве корпорации «Галактика». И сделан этот сюжет прочно, сшит жёстко, нигде не расползается, нигде ниток не заметно, персонажи циничные, жестокие, беспринципные, подлые, хитрые… Иногда даже умные и мотивированные не только любовью к деньгам, но и местью. Просто песня, а не сюжет, интересно следить. И играют актеры на высшем доступном им уровне. То есть просто хорошо. Школа чувствуется, порода.

И даже нельзя сказать, что автор сочувствует подлецам и негодяям, любуется ими – нет, он как раз показывает, что любить только деньги, предавать ради них семью и самого себя нельзя. В конечном итоге разрушительно для себя же. Показывает, что предавший всех не выигрывает, разве что на краткий миг ощущает себя царем горы, чтобы тут же с горы скатиться. Показывает, что любовь к деньгам до такой степени противоположна просто любви, что практически ее исключает.

И ДАЖЕ НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, ЧТО АВТОР СОЧУВСТВУЕТ ПОДЛЕЦАМ И НЕГОДЯЯМ, ЛЮБУЕТСЯ ИМИ – НЕТ, ОН КАК РАЗ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЛЮБИТЬ ТОЛЬКО ДЕНЬГИ, ПРЕДАВАТЬ РАДИ НИХ СЕМЬЮ И САМОГО СЕБЯ НЕЛЬЗЯ. СКРИНШОТ ТРЕЛЕРА СЕРИАЛА «ЗОЛОТОЕ ДНО» КИНОПОИСК.РУ

Хвалить сериал можно было бы долго, если бы не одна вещь, которая совершенно его, как теперь модно говорить, обесценивает. И даже хуже того.

Действие «Золотого дна» разворачивается «в наши дни». Нигде ни на секунду нельзя заподозрить, что действие происходит до 2022 года. Да и по внутреннему времени действия заподозрить, что дело происходит когда-то в прошлом, никак не выходит: там по сюжету в дело вступает уже третье поколение владельцев компании, созданной в самом начале 1990-х. Про преступление, совершённое в 1993-м, чётко проговаривается: это было 30 лет назад, срок давности истёк. То есть 2023-й на дворе, без вариантов.

В ЭТОМ ХОРОШО СДЕЛАННОМ ФИЛЬМЕ СОВСЕМ НЕТ ВОЙНЫ. О НЕЙ НЕ ГОВОРЯТ. ЕЁ НИКАК НИ В КАКОЙ ТОЧКЕ НЕ ЗАМЕЧАЮТ.. СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО IVI.RU

Без вариантов, но в этом хорошо сделанном фильме совсем нет войны. О ней не говорят. Её никак ни в какой точке не замечают. Даже в ситуации, в которой заметил бы самый циничный и абсолютно лишённый патриотизма циник.

Например, один из героев запросто летит к отцу во Францию. А тот без малейших проблем затем летит в Москву. Нет, понятно, большие деньги, проблем заплатить за частный рейс нет, тем более билеты бизнес-класса купить. Но почему не упомянуть, что теперь летать приходится через Стамбул?

Мелочь? Нет, принцип, по которому сделано это кино. По сюжету корпорация «Галактика» что-то строит в целом ряде регионов России. Огромные контракты. В реальном строительном бизнесе сейчас только и разговоров, что о влиянии СВО на рынок. Если уж мы о циничных бизнесменах. В реальном мире – да, в мире фильма – нет. Ни по какому поводу.

В целом фильм снят так, как будто на дворе был не 2023-й, а, скажем, 2007-й. И это не может быть случайностью. Это может быть только позицией. Заключается эта позиция в том, что для отдельно взятых представителей элит (о, далеко не только в бизнесе) продолжаются счастливые довоенные времена. В реальности не получается? Ни за какие деньги не получается? Ну, пусть хоть в сериале.

Фэнтези – вот что это такое. Воображаемый мир. Россия нигде и никогда. Страна, которая не ведёт национально-освободительную битву. В которой богатые живут, под собою не чуя страны, и не видят в этом ничего плохого, кроме хорошего.

Это эскапизм, конечно. Бегство от реальности. Но эскапизм совсем не безобидный. По сути, он находится на расстоянии вытянутой руки от политической декларации: не трогайте нас. С нашими пентхаусами, виллами, лимузинами и виноградниками. Мы даже согласны, раз теперь это необходимо, показать, что виноградники в Краснодарском крае (об этом речь в фильме есть), только не спрашивайте нас, чей Крым и тем более что происходит на линии боевого соприкосновения. В нашем мире большие деньги есть, наслаждение есть, а боевого соприкосновения нет.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ЖИВУТ В СТРАНЕ, КОТОРАЯ НЕ ВЕДЁТ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНУЮ БИТВУ. ДЛЯ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЭЛИТ  ПРОДОЛЖАЮТСЯ СЧАСТЛИВЫЕ ДОВОЕННЫЕ ВРЕМЕНА. СКРИНШОТ ТРЕЙЛЕРА «ЗОЛОТОЕ ДНО»/КИНОПОИСК

Эта декларация не проговаривается. Но это та же самая декларация, которой была и печально/случайно знаменитая «голая вечеринка». Есть такие специальные люди, для которых реальности нет.

Эта та же самая декларация, только страшнее. Потому что сериал  модный, массовый, качественный продукт. И не единственный – скорее типичный. Назовите мне сопоставимый по бюджету и актерскому составу, по качеству созданного продукта сериал, в котором СВО есть. Ну фоном – хотя бы для обозначения, что дело происходит здесь и сейчас, а не в вымышленном мире? Не получается? У меня не получается.

И это значит, что вопрос приходится задавать даже не в форме «с кем вы, мастера культуры», а в форме «в каком мире вы живёте, мастера культуры? Вы с нами или в Москве, которая не присоединяла Крым, не сбивала беспилотники, не собирала людей на фронт?

Не дают ответа.

С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ? РОССИЯ НЕ ДОСТИГНЕТ ЦЕЛЕЙ СВО, ПОКА СВО НЕ ВЫЙДЕТ ИЗ НОВОСТЕЙ И ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛОВ В КАЖДЫЙ ФИЛЬМ И НА КАЖДУЮ СЦЕНУ. ФОТО: MOD RUSSIA/GLOBALLOOKPRES/SHUTTERSTOCK

Что с того?

Россия не достигнет целей СВО, пока СВО не выйдет из новостей и телеграм-каналов в каждый фильм и на каждую сцену. Это так просто понять, но как же сложно сделать! Но сделать нужно.

То, что совершается ныне, это не блажь начальства и не маленькая операция где-то на окраине, как хотелось бы «нормализаторам». Это новая Отечественная война. Её нельзя выиграть без мобилизации. Без того, чтобы не впустить её в каждое сердце и в каждое кино, создаваемое сегодня  и до самой Победы.

АНДРЕЙ ПЕРЛА