ФОТО: MOD RUSSIA/GLOBALLOOKPRESS

Воздушно-космические силы России понесли очередную тяжёлую потерю: в небе над Азовским морем сбит самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Официально потеря борта не подтверждена. О потере летающего радара в понедельник, 15 января, сообщили ряд крупных Telegram-каналов и блогеров-военкоров, имеющих доступ к неофициальным каналам информации.

В числе первых сообщивших печальную новость был известный военно-политический обозреватель Юрий Подоляка:

По А-50… К, сожалению, это правда.

Информацию о гибели борта подтвердил также военкор Владимир Романов. И тут, наверное, надо сделать небольшую ремарку, потому что на второй год спецоперации находятся люди, которые кривятся при слове «военкор» и негодуют, увидев сообщение от «блогера». Такие люди систематически приходят в комментарии к статьям и требуют дождаться официальной информации.

Пожалуй, таким критикам стоило бы вспомнить, что Владимир Путин регулярно встречается с военкорами и блогерами и в неформальной обстановке обсуждает накопившиеся на фронте проблемы. Уже не раз отмечалось, что для Верховного главнокомандующего «пишущая братия» превратилась в альтернативный канал получения достоверной информации о том, как обстоят дела на местах.

К слову, по инциденту с А-50 наше военное ведомство пока ситуацию никак не комментирует. В свою очередь, официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что в Администрации президента данными на этот счёт не располагают.

ОФИЦИАЛЬНО ГИБЕЛЬ А-50 НЕ ПОДТВЕРЖДАЮТ. ФОТО: VADIM SAVITSKY/GLOBAL LOOK PRESS

По неофициальным же данным, самолёт ДРЛО А-50 и летающий командный пункт Ил-22 были поражены в северо-западной части Азовского моря. А-50 погиб, а командир «Ила» смог довести повреждённую машину до аэропорта Анапы.

Хвастунишки из ВСУ

Главнокомандующий ВСУ Валерий «у меня кончились солдаты» Залужный радостно поспешил заявить, что это его подчинённые якобы сбили русские самолёты. Правда, ни сам Залужный, ни его подручные не удосужились уточнить, каким образом они сумели это сделать.

Понять «застенчивость» противника не сложно: дело в том, что расстояние между предполагаемым районом крушения самолётов и линией фронта превышает 150 км. Это больше дистанции, на которую могут стрелять имеющиеся у Киева С-300.

Украина располагает тремя батареями американских ЗРК Patriot, однако поставленные к ним ракеты PAC-3 имеют дальность 40 км. Более старые PAC-2 могут поражать цели на дистанции 160 км. Для них дистанция является предельной, и чтобы провернуть такую операцию, ВСУ должны были поставить комплекс на берегу Днепра, что крайне маловероятно.

ЧТОБЫ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОРАЗИТЬ НАШИ САМОЛЁТЫ ИЗ АМЕРИКАНСКОЙ PATRIOT, ВСУ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПОСТАВИТЬ ЗРК НА БЕРЕГУ ДНЕПРА, ЧТО КРАЙНЕ МАЛОВЕРОЯТНО. ФОТО: AXEL HEIMKEN/DPA/GLOBAL LOOK PRESS

Украинские истребители МиГ-29 и Су-27 не имеют достаточно дальнобойных ракет класса «воздух-воздух», а применить западные ракеты до получения F-16 они вряд ли могли бы, хотя гипотетически возможность поставить западную ракету на советский самолёт существует. То есть со средствами поражения у ВСУ явно просматривается проблема.

Дружественный огонь?

В свете вполне очевидных даже минимально компетентным людям обстоятельств сразу же было высказано предположение, что самолёты стали жертвами «дружественного огня».

Ночью над Азовским морем был подбит наш воздушный командный пункт Ил-22М, борт сел, несколько членов экипажа ранены. В том же районе сообщают о сбитом самолёте дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. Предварительной причиной стал дружественный огонь. Причины возможной несработки системы «свой-чужой» не известны,

— сообщает Telegram-канал «Два майора«.

ПО ДАННЫМ РЯДА ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛОВ И ВОЕНКОРОВ, САМОЛЁТЫ БЫЛИ СБИТЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ «ДРУЖЕСТВЕННОГО ОГНЯ». ПРОЩЕ ГОВОРЯ, НАШЕЙ ПВО. ФОТО: SHURAVI07/SHUTTERSTOCK.COM

Военный обозреватель Алексей Суконкин в комментарии Царьграду также высказал мнение, что украинская сторона, скорее всего, не имеет отношения к поражению наших самолётов:

Исходя из понимания, какие средства поражения есть в распоряжении противника и какова их дальность, скажу, что та сторона отношения к этому не имеет. Органы контрразведки и прокуратура разберутся, в чём была причина инцидента.

Если попытаться анализировать ситуацию в рамках гипотезы «дружественного огня», то можно заметить, что предполагаемый район крушения наших самолётов лежит в пределах коридора, по которому ВСУ неоднократно пускали крылатые ракеты Storm Shadow и беспилотники с целью поразить цели в Бердянске, на севере Крыма и Крымский мост. То есть для нашего ПВО появление целей с этого направления было вполне ожидаемым.

Отнюдь не теоретически возможен вариант «дружественного огня»: к сожалению, за два года подобных случаев хватало, и тенденции к исправлению не наметилось,

— прокомментировал ситуацию Telegram-канал «Рыбарь«.

В свою очередь, канал «Военный Осведомитель» опубликовал подборку случаев, когда наши боевые самолёты могли быть поражены огнём своей ПВО.

Сколько военных было на борту?

Официальной информации нет. Экипаж А-50 состоит из пяти человек лётного состава и 10-11 операторов радиоэлектронного оборудования.

Что касается Ил-22, то на его борту могло находиться от 8 до 15 человек. Командир борта сумел посадить повреждённую машину, однако были ли погибшие и раненые в результате подрыва зенитной ракеты, доподлинно не известно.

ПО СЕТИ РАСХОДИТСЯ ФОТО ХВОСТОВОЙ ЧАСТИ ИЛ-22 ПОСЛЕ ПРИЗЕМЛЕНИЯ БОРТА. СКРИНШОТ ТГ-КАНАЛА «ПУТИН В TELEGRAM»

Люди и самолёты

По разным оценкам, у нас в строю находятся от 7 до 15 самолётов такого типа. Это исключительно ценные машины, позволяющие на огромном расстоянии обнаруживать цели и давать целеуказание на них дальнобойным комплексам ПВО вроде С-400 и истребителям с ракетами большой дальности. Согласно западным источникам, А-50 (который в НАТО обозначают как Mainstay, то есть «Оплот») видит воздушные объекты на дистанции до 650 км, а наземные — на 300 км.

Именно благодаря грамотному применению самолётов А-50 нашим военным удалось в сентябре-октябре прошлого года произвести массовый отстрел украинских «литаков». Министр обороны Сергей Шойгу сообщал тогда об уничтожении 24 самолётов противника за пять дней.

Также А-50 позволяет уверенно обнаруживать крадущиеся над поверхностью на минимальной высоте крылатые ракеты. Иными словами, это исключительно полезная машина, которая превращает разрозненные элементы военного механизма в единую боевую сеть.

Что с того?

О ЧП лучше всех высказался военкор Александр Коц:

Сегодня же у нас какая-то необъяснимая информационная бледность на фоне предков — будь то гибель флагмана флота или самолёта ДЛРО… А самолёты мы, в отличие от Украины, ещё построим. Нам их клянчить по заграницам не надо. И обязательно победим. Может быть, хотя бы тогда назовём всех павших поимённо. Не боясь, что об этом подумает противник.

Россия на войне, а войны без потерь не бывает. Это не оправдание чьих-то ошибок и не попытка осудить кого-то раньше следствия — это констатация факта. Русское общество давно приняло этот факт и также принимает всё, что с ним связано. Народ, пошедший на войну, заслуживает право знать правду, даже очень горькую и неприятную.

ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО