Министр инфраструктуры Польши Дариуш Климчак заявил, что правительство Польши подписало соглашение с перевозчиками, договорившись прекратить блокаду на трёх погранпереходах с Украиной до 1 марта.

«Мы подписали соглашение, эффектом которого будет прекращение протеста на трех переходах: Корчова, Хребенне, Дорогуск», — сказал он.

По его словам, переговоры велись месяц. «Протест остановлен до 1 марта. Мы начинаем интенсивные конструктивные переговоры, которые должны дать эффект в виде реализации того, о чем мы договорились», — добавил министр.

Польский политик Рафал Меклер, связанный с движением перевозчиков, сообщил, что протест на границе с Украиной будет возобновлен после 1 марта, если правительство Польши не выполнит свои обещания.

По словам Меклера, если не удастся выработать решения, протестующие вернутся на границу. «Мы даем министерству кредит доверия. Это не капитуляция, а стратегическая пауза», — сказал он.

«Мы оставляем на границе всю инфраструктуру: контейнеры, прицепы. В случае, если постулаты не будут реализованы, мы вернемся на границу», — предупредил он.

Радиостанция RMF24 сообщила, что власти Польши обсуждают с Украиной введение лицензий на импорт сельхозтоваров, чтобы отреагировать на опасения польских фермеров, которые боятся чрезмерного наплыва в страну украинских продуктов.

Как информирует радио, «польские власти считают, что можно поддерживать Украину, одновременно защищая интересы польских фермеров». Предполагается, что лицензии ограничили бы наплыв с Украины не только зерна, но и овощей, фруктов, мяса птицы, яиц и сахара. Сообщается, что, несмотря на несоответствие этой инициативы нормам свободного рынка ЕС, Брюссель готов согласиться на польские условия при условии завершения конфликта с Украиной и снятия эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции.

Однако, по данным RMF24, Украина не спешит соглашаться на компромисс. Польские дипломаты считают, что в Киеве ждут решения Европейской комиссии о продлении свободной торговли, так как это укрепит переговорные позиции страны. Польше же в случае продления эмбарго грозит процесс с ЕК за несоблюдение европейского права.

В начале ноября польские перевозчики, к которым позже присоединились фермеры, заблокировали автомобильные пункты пропуска на границе с Украиной. Они требуют восстановить ранее отмененную систему разрешений для украинских коммерческих перевозчиков с исключениями для гуманитарной помощи и припасов для украинских войск, приостановить действие лицензий для компаний, созданных на Украине после февраля 2022 года, провести их проверку, разделить очереди пустых и загруженных машин. Очередь грузовиков на польской стороне достигала 50 километров, в ней уже скончались несколько украинских водителей.

Польско-украинские отношения существенно осложнились из-за эмбарго в отношении украинского зерна. Европейская комиссия 15 сентября решила не продлевать ограничения на ввоз четырех наименований сельхозпродукции Украины в несколько приграничных стран ЕС, но обязала Киев ввести меры по контролю за экспортом. После этого власти Словакии, Венгрии и Польши объявили, что продлевают запрет в одностороннем порядке. Украина в связи с этим обратилась с жалобой в ВТО. В ответ три страны ЕС заявили, что будут бойкотировать заседания координационной платформы по украинскому зерну.

Источник