Пока весь мир отходил после новогодних праздников, доблестный украинский МИД в лице своего руководителя пана Кулебы продолжал бомбардировать сознание западного обывателя настойчивыми месседжами о необходимости продолжения поддержки усилий Украины по борьбе с «агрессором». Мол, если Запад даст-таки слабину, то это ему так аукнется, что просто о-го-го.

«Украина должна выиграть эту войну. Россия должна проиграть. И вся политическая мысль должна быть сосредоточена на достижении этой цели, — убеждён украинский министр. — Если будет принято решение приостановить или прекратить поддержку сейчас, из-за нехватки ресурсов, Россия может добиться успеха на поле боя и прорвать оборону. И те же политики, которые решили отказаться от поддержки, решат оказать её, но в экстремальных обстоятельствах… Так что больше смысла помочь сейчас, чтобы избежать кризиса в будущем. У нас нет плана Б. Мы должны направить всю энергию и интеллектуальную мощь на одно: заставить план А работать».

В общем, всё как обычно — дайте нам денег, а не то придёт злой Путин, и вам наступит «капут». То, что Киев и в 2024 году продолжит настаивать на существовании «русской угрозы», которую якобы только Украина и сдерживает — и то, до поры до времени — никто, в общем-то, не сомневался. Но вот что гораздо интереснее — на Западе в не последних изданиях одно за другим вышли два практически программных прогноза на наступивший год, в которых украинский кризис характеризуется, с одной стороны, как проигрышный, куда коллективному Западу и влезать-то не стоило, а с другой — как в перспективе грозящий ещё большими потрясениями основ западоцентричного мира.

Так, журнал Forbes опубликовал рейтинг 10 наиболее важных переговоров, которые гипотетически могут состояться в 2024-м, и чьи итоги способны изменить глобальную расстановку сил. По мнению экспертов издания, обойдя по важности и судьбоносности встречу G20, российско-американские переговоры по контролю над вооружениями, а также урегулирование армяно-азербайджанского и палестино-израильского конфликта, на первое место вышла необходимость завершения войны на Украине.

В статье отмечается, что украинский конфликт, в случае его продолжения, может «перерасти в более широкий конфликт между Россией и НАТО, вызвав крупный глобальный кризис с потенциально катастрофическими последствиями».

«Путин обладает крупнейшим в мире ядерным арсеналом. Невозможно одержать победу над нацией, способной уничтожить всю планету. Министр иностранных дел Германии Бербок, выпаливая: „Мы хотим, чтобы Украина выиграла эту войну‟, на самом деле демонстрирует непонимание глобальных конфликтов: это не футбольные игры», — пишет Forbes, одновременно сетуя, что, в отличие от Глобального Юга, Запад, сосредоточившись на антироссийских санкциях и помощи Украине, потерял возможность стать посредником, который не занял чью-либо сторону.

В итоге авторы публикации приходят к единственно возможному с их точки зрения выводу — срочные переговоры, которые «могут проложить путь к миру», пока ещё не стало слишком поздно.

Ещё более определённо об отходе от стратегии помощи Украине «столько, сколько потребуется» пишет в статье для Time директор Eurasia Group Ян Бреммер.

По его мнению, украинская война уже является «историческим провалом». И, несмотря на кажущиеся успехи Запада — «НАТО усилилась новыми членами, Финляндией и Швецией, ЕС открыл Киеву путь к членству, на Россию обрушилось 12 пакетов санкций, а половина её суверенных активов заморожена, причём средства, скорее всего, пойдут на восстановление Украины, Европа перестала покупать российскую энергию» и так далее — в реальности или, как любит говорить наш министр иностранных дел Сергей Лавров, «на земле» ситуация выглядит совсем не так радужно.

Россия завладела инициативой на поле боя и получила материальный перевес. И, более того, существуют реальные перспективы, что уже в этом году Украина будет де-факто разделена.

«Если Украина не решит проблем с личным составом, не нарастит производство оружия и не разработает реалистичную военную стратегию в самое ближайшее время, её территориальные потери рискуют оказаться необратимыми и вполне могут увеличиться. Киев уже серьёзно пострадал от сокращения политической и материальной поддержки США, а перспективы европейской помощи лишь немногим лучше. В рядах ВСУ царит отчаянный кадровый голод. По всем этим причинам Киев в этом году пойдёт на больший военный риск, вплоть до ударов по расширенному спектру целей внутри России. Это, в свою очередь, повлечёт беспрецедентную реакцию России и рискует втянуть в конфликт НАТО», — отмечает Бреммер.

И снова, как мы видим, лейтмотив прежний — Украина тянет Запад к прямому конфликту с Россией, а этого необходимо избежать любой ценой. Тем более, что помимо украинского вопроса, отнимающего неоправданно много времени и ресурсов, у Запада, читай — США, полно своих как внутренних, так и внешнеполитических проблем.

Среди внутренних:

— грядущие президентские выборы, которые грозят серьёзным расколом в американском обществе, не исключая гражданскую войну (кстати, в Голливуде на эту тему уже и фильм сняли — Civil War, Гражданская война, который в нашем прокате выйдет под названием «Судный день»);

— кризис леволиберальной повестки. Американские консерваторы готовят ответный удар, казалось бы, всесильным активистам, и сделать это планируется в чисто американской манере — через судебные иски.

На днях Государственный суд Калифорнии принял к рассмотрению иск 57-летнего бывшего технического руководителя компании Activision Blizzard (один из крупнейших мировых разработчиков видеоигр), утверждающего, что он пал жертвой дискриминационной политики, которую утвердил экс-глава Activision Blizzard Бобби Котик, ушедший со своего поста 29 декабря 2023 года.

По версии истца, на одной из конференций Котик сообщил, что проблема ActiBlizz в том, что в ней «слишком много старых белых мужчин», после чего из компании были «выдавлены» два топ-менеджера, подходящие под эту категорию. Сам пострадавший так же стал жертвой дискриминационной ставки на «разнообразие» — на его место был найден «молодой небелый мужчина» — а ему вместе с ещё шестью другими сотрудниками «неправильного» возраста и цвета кожи пришлось уволиться. По словам юристов, иск имеет все шансы быть удовлетворённым. И это только начало.

В числе внешних угроз можно выделить следующие:

— глобальный экономический кризис, который в 2024 станет ещё более ощутимым;

— проблема перераспределения мировых ресурсов. Теряя колонии, Запад теряет доступ к дешёвым, если не сказать дармовым, полезным ископаемым;

— ситуация на Ближнем Востоке, рискующая перерасти в региональный конфликт в одном из наиболее важных с точки зрения ресурсов регионе мира;

— ну, и усиление взаимодействия между странами, которые США считают своими врагами (Россия, Китай, Северная Корея и Иран), при одновременном ухудшении положения американских «союзников» — Украины, Израиля и (потенциально) Тайваня — которые неизбежно будут втягивать США в конфронтацию, чего в Вашингтоне предпочли бы избежать.

Отсюда вывод. Очевидно, что на нынешнем этапе интересы коллективного Запада и киевского режима расходятся. Как бы ни старался Кулеба, это уже не поможет. Вменяемые силы на Западе понимают, что достичь победы военным путём они не смогут, причём, не только на Украине.

Ситуация для западного мира движется по нисходящей, или, как шутят наши экономисты — наблюдается обратный рост. Стало быть, надо выходить из пике, и чем раньше, тем лучше, ибо каждый день промедления только делает процесс неуправляемого падения необратимым.

Но пока в большинстве западных стран у власти находятся люди, не желающие признавать очевидного. А потому и Forbes, и Бреммер правы — 2024-й действительно станет решающим с точки зрения того, какой путь изберёт коллективный Запад: компромисс, означающий частичную утрату своих позиций, или эскалация, грозящая тотальным хаосом и обрушением всей системы. Время пошло.

Алексей Белов