© KONSTANTIN KOKOSHKIN/GLOBALLOOKPRESS

Россия оказалась в демографической западне. Уничтожение нравственных ценностей, отказ от политики социального государства, бедность основной массы населения – эти факторы подвели страну к «черте невозврата».

Смертность растёт, рождаемость падает, но есть ещё один важнейший показатель здоровья общества или его отсутствия – качество образования. В России уже прошла массовая ликвидация школ, когда на официальном уровне было заявлено, что нет никакой необходимости в специализированных, например физико-математических, школах. Школьников превратили в болванчиков, которые должны угадывать ответы во время сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Так называемая реформа образования в моменте превратилась в ликвидацию школ. Под каток горе-реформаторов в первую очередь попали образовательные учреждения в сельской местности. За минувшие 20 лет в России почти вдвое уменьшилось количество школ: если в начале «нулевых» функционировало 46 тысяч, то сейчас осталось только 24 тысячи. В городах оптимизация уничтожила каждую пятую школу: их число сократилось с 23 тысяч до 18. Как итог детям порой приходится учиться во вторую или даже третью смену. В таком режиме учатся более 13%, или более 2 млн школьников.

НАШИ ДЕТИ ЗАСЛУЖИВАЮТ ЛУЧШЕГО. ТАК ПОЧЕМУ МЫ НЕ ДАЁМ ИМ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ? ФОТО: © ALEXANDER LEGKY/GLOBALLOOKPRESS.

Несколько губернаторов не на камеру, не официально мне рассказали, как уничтожают образование в России. Минфин жёсткие даёт указания, если регион хочет получать трансферты и дотации в полном объёме и не залезать в долги, а региональная власть обязана сокращать в районах школы, больницы, детские сады, библиотеки. Если вы такие умные и не желаете этого делать, сокращать социальную сферу, тогда залезайте в «долговую петлю».

Параллельно с сокращением и ликвидацией школ в стране набирает обороты политика оболванивания наших детей. Простите, тупо была скопирована западная модель образования. При этом все знали и знают, что их массовое школьное образование серьёзным образом уступало нашему. Так называемые реформаторы знали, что в американских университетах и колледжах приходится студентам нагонять школьную программу. И вот это скудоумие затащили в Россию.

БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА ГУБИТ НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ, А ЗНАЧИТ, ИЗМЕНЕНИЯ НАЗРЕЛИ ДАВНО. ФОТО: © ALEKSANDER POLYAKOV/GLOBALLOOKPRESS.

С начала спецоперации и заявлений о том, что Россия выходит из «Болонского процесса», появилась надежда на положительные изменения – возвращение к отечественной модели образования. Однако реальность вновь оказалась иной. Новая модель высшего образования в России, которая заработает во всех вузах с 1 сентября 2025 года, не предполагает внесения изменений в формат и содержание ЕГЭ, он полностью устраивает вузы, такое заявление накануне Нового года прозвучало от чиновников Рособрнадзора. «Слуг народа», как видите, всё устаивает. Никаких изменений по возвращению к классическому отечественному образованию они не намерены предпринимать.

Лично для меня очевидно, что демографическая катастрофа, которая сейчас наблюдается в России, имеет прямую корреляцию с упадком в образовании. Ликвидация школ, ЕГЭ, постоянные отчёты учителей, которых превратили в бюрократов, это, конечно, позволит сэкономить на образовании, но только экономим мы на будущих поколениях, на завтрашнем дне нашей Родины.

ЮРИЙ ПРОНЬКО