До Нового года осталось каких-то пять дней, а Европа всё ещё занята поиском денег для Украины. Как пишет Financial Times, ЕС готовит план «Б» для помощи Киеву на сумму до 20 миллиардов евро, отчаянно пытаясь найти способ, как дать денег в обход блокировки со стороны Венгрии.

«Этот план будет включать в себя предоставление странами-участницами гарантий бюджету ЕС, что позволит Европейской комиссии занять для Киева до 20 миллиардов евро на рынках капитала. Эта схема похожа на структуру, использовавшуюся в 2020 году, когда Еврокомиссия предоставила странам ЕС до 100 миллиардов евро для краткосрочных программ поддержки занятости во время пандемии коронавируса. Точные условия ещё обсуждают, а окончательная сумма будет определяться в зависимости от потребностей Украины. Некоторым странам, в том числе Германии и Нидерландам, потребуется одобрение парламента для предоставления национальных гарантий. Этот процесс будет завершён к марту», — пишет издание.

Получается, что даже в самом лучшем случае до марта Украина останется без западных денег. Американцы, как известно, только начнут своё обсуждение в начале февраля, а это процесс небыстрый. Да и тут есть важный нюанс. За два года войны американская помощь Украине состояла в основном в поставках оружия. То есть, говоря о выделении средств, подразумевалось, что они пойдут на оплату местному ВПК для производства нового вооружения для Пентагона взамен отданного Киеву американского старья.

Таким образом «живых» денег из Штатов Зеленский и его гоп-компания никогда не видели. Ну, почти. Всё, на чём сейчас держится украинский госбюджет, приходило к ним из Европы (90% от всей западной помощи Украине). А потому неудивительно, что именно в Европе громче всего раздаются голоса, мол, пора сворачиваться и прекращать тратить деньги на войну.

Так, во время недавнего визита в Польшу министр обороны Италии Гвидо Крозетто заявил, что пришло время начать попытки найти политическое решение, чтобы положить конец войне на Украине.

«Война продолжается уже почти два года, и я думаю, что наряду и параллельно с военным вмешательством и поддержкой Украины важно идти по пути, который приведёт к политическому решению. То, чего нельзя добиться военным путём можно достичь, открыв дипломатический и политический фронт, чтобы попытаться добиться того же результата посредством мирных переговоров. То, чего нельзя сделать оружием, нужно сделать по-другому», — отметил итальянский министр.

В том же духе высказалась и сербская «Политика», отметив, что на Западе всё чаще внушают Киеву мысль о том, что пора уже перестать сопротивляться.

«Украина вынуждена прекратить сопротивление. Такое мнение всё чаще высказывается в зарубежной прессе. Подобную мысль внушают Киеву всё больше мировых столиц, а особенно активен в этом смысле Вашингтон. Военную поддержку Киеву значительно урезали и заменили её на призывы смириться с неминуемым. Вынужденное решение Брюсселя согласиться на рассмотрение кандидатуры Украины на вступление в ЕС — это недвусмысленный сигнал о том, что мирное решение превращается в неизбежность», — говорится в публикации.

Безальтернативность перехода к мирному урегулированию звучит уже повсеместно. Американский канал CNBC отмечает, что уходящий год войны «несомненно, истощил военные ресурсы Запада и политический аппетит к поддержанию огромных объёмов военной помощи Украине», а продолжение финансирования Украины в 2024 году «далеко не гарантировано». Опрошенные каналом американские эксперты только подтверждают эту мысль.

«Украина сейчас не хочет вести переговоры… но, учитывая обстоятельства, у неё не будет другого выбора», — Марио Бикарски, аналитик по Европе и России.

«Если не будет явного победителя, возникнет тупиковая ситуация и, возможно, будущий замороженный конфликт», — отставной генерал-лейтенант США Стивен Твитти.

«Финансовую помощь Украине прикрутили после неуспеха летнего наступления ВСУ. Дополнительное снабжение уже было бы предоставлено, если бы наступление прошло успешнее», — экс-помощник президента США Джорджа Буша-младшего Майкл Аллен.

Как видим все западные издания или эксперты прямо говорят о том, что войну пора заканчивать, поскольку финансовой возможности помогать Украине больше нет, а главное, нет желания продолжать тратить деньги на безнадёжную авантюру.

Всё вроде звучит логично. И, тем не менее, одно удивляет: призывы к отказу от финансирования военного конфликта де-факто воспринимаются на Западе как синоним решения проблемы необходимости финансирования и самой Украины. Но ведь это не так.

Почему-то никто из тамошних экспертов или политиков (по крайней мере, я этого не встречал) не пишет о том, что будет дальше. Ну, закончили они войну… И?

Если цель, как сейчас заявлено, перестать давать деньги, то она не будет выполнена. Что с войной, что без неё Украина не выживет без западных дотаций, причём, судя по всему, уже никогда.

Если же задача состоит просто в том, чтобы снять с себя дальнейшую ответственность за функционирование и даже существование проекта «Украина», то на первых взгляд, она выполнима. Но на самом деле…

Скажите мне, а как Евросоюз планирует решать проблему нелегальной миграции, чёрного рынка оружия и наркотрафика, которые бурными потоками потекут с Украины, брошенной на произвол судьбы и превращённой в одно сплошное «Гуляй-поле», в ту самую Европу. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы отдавать себе отчёт в том, что подобное развитие событий попросту неизбежно.

Тогда, может быть, целью сворачивания конфликта является перекладывание забот о дальнейшей судьбе Украину на кого-то другого? Что ж это уже интереснее, но как это будет сделано чисто технически?

Просто бросят её как Афганистан и уйдут. Но тут же явно просматривается противоречие в подходах. «Кончай войну» больше всего кричат европейцы, и понять их можно. В то время как американцы, а с ними и британцы, не так активны. Ну, разумеется, оплачивают-то весь этот шабаш не они.

Да и на кого скинуть Украину. На нас? Вся она нам тоже не нужна. Прежних ошибок мы совершать явно не намерены. Получается, что единственный выход — раздел Украины.

Пока что в Европе и США преобладает мнение, что делить надо в соответствии с границами, закрепившимися в ходе боевых действий, и результатами референдума о присоединении к РФ, который проводился среди местных жителей. То есть, грубо говоря, по ЛБС, исходя из ситуации «на земле».

Но тогда Западу останется очень жирный кусок, который они ни проглотить, ни переварить не смогут. Силёнок не хватит, особенно в нынешней кризисной ситуации.

Как тогда? Раздел, но раздел на максимально мелкие части, когда каждый из соседей просто заберёт «своё». С одной стороны, это позволит соблюсти баланс интересов, а с другой — никому не надорваться.

В общем, как ни крути, но шансов на сохранение украинского государства практически не осталось. И виной тому не чья-то злая воля, а объективный исторический процесс.

Алексей Белов