В декабре стали известны основные положения неординарного геополитического проекта Евросоюза. Он, вопреки всем предшествующим притязаниям, направлен на (внимание!) формирование в Косово Сообщества сербских муниципалитетов (ССМ).

Новак Джокович, который постоянно носит футболку с надписью «Косово – это Сербия!», может праздновать свою первую политическую победу, пока ещё маленькую. Хотя не исключено, что весь замысел брюссельских бюрократов направлен только на то, чтобы придать легитимность Косово, параллельно с этим всё больше втягивая Сербию в зону собственного влияния.

И, разумеется, чтобы хотя бы так что-то противопоставить откровенно пророссийским настроениям в стране. Тем не менее факт остаётся фактом – это первый «просербский» проект Брюсселя, причём совершенно неожиданно поддержанный Албанией. Опять же, впервые за всё время сербско-косовского конфликта.

По замыслу европейских политиков, эта структура должна соответствовать конституции Косово и не будет обладать исполнительной властью. В то же время данный орган некой «пятой власти» всё-таки может иметь особые, в том числе финансовые, отношения с Сербией.

А это означает только одно – с учётом чаяний косовских сербов и стремления Брюсселя ускорить вовлечение Сербии в ЕС, здесь не исключен вариант странного кондоминиума. Пусть не сразу, тем более что такое раньше казалось невозможным, но, по крайней мере, в дальнейшем.

Кстати, примеры таких эксклавов, то есть районов, отделённых от основной территории управляющей страны, имеются и в Европе. Напомним, что это два отдельных нидерландских района в Бельгии, два бельгийских – в Нидерландах, один испанский во Франции (Льивия).

Этот список дополняют три британских полуколонии на юге Кипра; один итальянский и один германский в Швейцарии (формально числящиеся округами или общинами, а реально – небольшие городки Кампионе-д’Италия и Бюзинген-ам-Хохрайн).

Так что имеются примеры решения схожих вопросов.

Формирование Сообщества сербских муниципалитетов является одним из двух ключевых требований Запада к Белграду и Приштине на пути к нормализации отношений между ними. Второе требование – признание Сербией независимости Косово, на что сербские власти едва ли согласны.

Между тем предусмотрено, что под Сообщество сформируют даже 10 муниципалитетов в Косово, где сербы составляют большинство населения. Высшим органом такого сообщества управления должна стать выборная Скупщина (парламент), которая избирает также председателя сообщества и его заместителей.

Скупщина и её структуры будут находиться в городе Косовска-Митровица, где издавна преобладают сербы – на севере Косово. К компетенции Сообщества и Скупщины отнесены вопросы социально-экономического развития, образования и культуры.

Предусмотрена возможность финансирования сообщества этих муниципалитетов не только из собственных доходов, но и за счёт средств косовского бюджета и дотаций от Сербии. Последнее, повторим, впервые предложено Евросоюзом.


Президент Сербии А. Вучич и премьеры: Албании Э. Рама и Северной Македонии З. Заев

Тем не менее Сообщество СМ должно соответствовать положениям конституции Косово и не может обладать исполнительной властью. Точнее, пока не сможет…

Но в Приштине уже сейчас довольно активно сопротивляются означенному плану ЕС. Зато этот план выгоден Албании, где по-прежнему воздерживаются от стимулирования объединения с ней Косово.

Это вызвано тем, что политические элиты в Албании отнюдь не заинтересованы в дележе своих позиций с косоварами. А они, в свою очередь, отнюдь не склонны «допускать» во властные структуры Косово чиновников из Тираны.

Ведь именно Тирана будет общей албанской столицей, если предположить объединение Косово с Албанией. Но столь беспокойный регион, к тому же с очень значительной частью сербского населения – это гарантированная на годы вперёд головная боль для Тираны.

В то же время сербские районы в автономном статусе в независимом Косово весьма выгодны Тиране, так как будут сдерживать сомнительную «велико-албанскую» политику Приштины. Нацеленную (в качестве сверхзадачи) на ведущие позиции косоваров в государственно-политической структуре самой Албании.

Поэтому косовары вряд ли могут рассчитывать на то, что Тирана поддержит негативную позицию Приштины по «просербскому» плану ЕС. Подтверждает такую позицию Албании официальная реакция Тираны на означенный проект.

Премьер-министр Албании Эди Рама ещё летом призвал Косово принять этот план, «предложенный Францией и Германией от имени ЕС для урегулирования отношений с Сербией». В интервью Euronews Э. Рама отметил, что

«…У Косова на столе лежит франко-германский план. В первую очередь он касается Косова. Мы, албанцы, являемся первой из заинтересованных сторон, которые должны продвигать этот план вплоть до его выполнения, настаивая на диалоге».

А далее – ещё более предметно:

«Мы продолжим делать то, что делаем. Мы продолжим по-братски просить Альбина Курти (премьер Косово. – Прим. авт.): пожалуйста, поймите, что вы не правы. Поймите, что пора включиться в евроатлантическое сообщество. Это в том плане, что лежит у вас на столе, а вы этого не видите».

Судя по всему, стратеги из Брюсселя, готовые раскроить непокорные страны чуть ли не до последней деревни, беспокоятся не зря. И неспроста первой проинформировали о подробностях странного проекта именно Тирану.