Японцы запуганы и, не доверяя янки, хотят прикрыться своим ядерным щитом

О том, что в Японии отказываются от провозглашенных парламентом Страны восходящего солнца «трех неядерных принципов», мы писали не раз. Отмечалось и то, что правительство США изначально не намеревалось выполнять один из этих принципов о недопущении ввоза в Японию иностранного ядерного оружия. Ещё с 60-х годов прошлого века существует секретное двустороннее соглашение о том, что американцы беспрепятственно могут ввозить на свои базы и в порты на японской территории такое оружие, никак его не декларируя. Избранную же формулу, согласно которой Пентагон «не подтверждает и не отрицает» ввоз ядерного оружия на базирующихся на японские порты авианосцах и ударных подводных лодках, следует определить не только как лукавство, но и как попрание антивоенных чувств и настроений японского народа. То же можно сказать и о весьма вероятном наличии ядерного оружия на военных базах США на острове Окинава, являющихся форпостом вооруженных сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А в последние годы «зона ответственности» этих баз расширена и на Индийский океан.

Такое американское оружие в Японии и, отнюдь не исключено, также в Южной Корее и является пресловутым «ядерным зонтиком», который-де прикрывает союзные государства от «агрессивных соседей», каковыми в Токио ныне открыто называют КНР, КНДР и Россию. При этом ни японцы, ни американцы не могут внятно объяснить, зачем китайцам, северокорейцам и русским «захватывать Японию». Вполне очевидно, что изобретенный жупел военной опасности, якобы исходящей от соседних стран, необходим японским властям для «обоснования» воссоздания своей страны в качестве военной державы.

Однако в последние годы как власть имущие, так и простые японцы стали задаваться вопросом о том, сохраняет ли надежность американский «ядерный зонтик», и не стоит ли задуматься о собственном ядерном потенциале, создать который высокотехнологичной Японии не составит никакого труда. При этом нельзя полностью исключать, что не только разработки, но и экспериментальные образцы такого оружия в Стране восходящего солнца уже давно есть и речь может идти лишь о налаживании его массового производства. Как говорил автору этих строк весьма информированный японский собеседник, «неужели вы думаете, что для нас, японцев, проблема создать ядерное оружие, если им овладела даже экономически и технологически бедная Северная Корея…»

Не такое ли оружие имел в виду нынешний премьер-министр Японии Фумио Кисида, когда подписывал документы о новой военной стратегии, допускающей ответные, а то и превентивные удары по соседним странам?

Настроения японцев в пользу обладания собственным ядерным потенциалом возросли после того, как весь мир лицезрел паническое бегство «непобедимых» американских вояк из Афганистана. Произвело на них и впечатление широковещательное заявление Дональда Трампа в бытность президентом США о том, что-де негоже богатым Японии и Южной Корее отсиживаться за спиной американцев в вопросах обеспечения собственной безопасности. Тогда он ничтоже сумняшеся призвал Токио и Сеул обзавестись собственными ядерными бомбами и ракетами и самостоятельно противостоять геополитическим соперникам. Можно предположить, что в случае вторичного прихода к власти Трамп постарается реализовать концепцию ядерного вооружения ближайших союзников США в АТР.

И Трамп в своих воззрениях далеко не одинок. Думается, отнюдь не случайно на днях весьма осведомленный бывший редактор New York Times Барри Гевен в статье для американского журнала National Interest заявил, что Японии придется стать ядерной державой, чтобы не полагаться на помощь США и самостоятельно сдерживать Китай, КНДР и Россию. «Позиция Японии в качестве лидера глобального движения за мир становится непозволительной роскошью. Япония должна разработать ядерное оружие», — считает автор публикации.

По сути дела, Гевен объяснил японцам, что американцы не намерены погибать для их защиты. Он открыто выразил мнение, что возвращение США к своим «традициям изоляционизма» должно заставить Японию задуматься о собственном ядерном оружии для замены американского «зонтика». По его словам, Япония не может рассчитывать на то, что Штаты согласятся поставить под угрозу свои города ради защиты союзников.

Называя страны, на которые Япония может и должна направить ядерное оружие, автор статьи пошел на весьма провокационное высказывание, «напомнив», что Токио «не согласен с суверенитетом Москвы над четырьмя островами Курильской гряды». Слова американца можно воспринять и как совет решать «территориальный вопрос» с помощью ядерного оружия. Хотя, конечно же, ни японцы, ни американцы не будут затевать ради захвата русских Курил ядерный конфликт. Но, овладев арсеналом оружия массового уничтожения, Токио может прибегнуть к шантажу таким оружием. Выдвинув при этом существующий в стране расширенный вариант «решения проблемы северных территорий», предусматривающий «возвращение» Японии законно принадлежащих России всех Курильских островов вплоть до Камчатки и южной половины русского острова Сахалин, которую в Стране восходящего солнца упорно именуют не иначе как «губернаторство Карафуто».

В связи с этим уместно напоминание агентством РИА «Новости» заявления секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева о том, что милитаризация Японии при поддержке США наводит на мысль, что её жителей вновь хотят сделать камикадзе, умирающими за чужие интересы. По его словам, «силы самообороны» страны юридически становятся полноценной армией, способной наступать, и это «грубое нарушение итогов Второй мировой войны».

В нашей стране обозначились две, можно сказать, полярные точки зрения по поводу перспективы обзаведения Японией ядерным оружием. Так, например, военный эксперт, директор музея войск ПВО и полковник в отставке Юрий Кнутов называет действия Японии свидетельством того, что над Россией уже нависла колоссальная угроза. И предупреждает: «Япония постоянно угрожает России, периодически различные военные японские деятели заявляют, что Курильские острова принадлежат Японии и Токио должен их захватить военным путем… Угроза России будет колоссальной, если у Японии появится собственное ядерное оружие».

С другой стороны, руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН Валерий Кистанов считает, что проект ядерного вооружения Японии нереализуем, по крайней мере, в обозримом будущем. Исследователь ссылается на сохранение в стране антиядерных настроений и недовольство овладением Токио ядерным потенциалом со стороны соседних с Японией стран. При этом он считает, что «этого все же не допустят и сами США, под «ядерным зонтиком» которых и прячется Япония. Парадокс, кстати: японцы-то за мир, но в то же время под ядерной защитой США».

С одной стороны, алармизм полковника Кнутова, может быть, и оправдан с точки зрения бдительности и пропаганды. Но, насколько мне известно, в высшем эшелоне японской власти, несмотря на призывы отдельных провокаторов «отбить северные территории силой», существует консенсус по поводу того, что никакого «военного решения» в отношении Курил быть не может. Там совершенно другие расчёты. А именно, надежды на то, что жесткие экономические санкции, провоцируемое Западом искусственное затягивание военных действий на территории бывшей УССР и, как следствие, доведение нашей страны до дефолта и народного бунта создадут условия, когда Москва окажется в столь трудных условиях, что сама принесет Японии Курилы «на блюдечке с голубой каемочкой». И это не досужий вымысел, подобные рассуждения доводилось слышать и видеть в японских телевизионных ток-шоу.

Что же касается упования на общественное мнение Японии, которое-де не допустит ядерного вооружения, то, к сожалению, в отличие от ещё недавних времен, ныне ситуация быстро меняется. Во-первых, в Японии уже давно не проводятся массовые антивоенные митинги, шествия с окружением парламента под лозунгами протеста против милитаристских замыслов властей и все большего вовлечения страны в агрессивную военную стратегию США. Не слышно, как ранее, о широких антивоенных и антиядерных акциях существующих с послевоенных времен организаций борьбы за запрещение атомного и водородного оружия – Гэнсуйкё, Гэнсуйкин и др.

В то же время у японцев зреет пессимизм по поводу будущего, всё большее число жителей этой страны соглашаются устранить «мирную статью» Конституции и увеличивать мощь вооруженных сил. Они всерьёз воспринимают запугивания СМИ и политиков из правящей партии, создающих атмосферу неизбежного вовлечения Японии в якобы близкую войну за Тайвань, скорого ракетно-ядерного нападения Северной Кореи, а затем и Китая с Россией. В разговорах с добропорядочными миролюбивыми японцами подчас слышишь такие рассуждения: «Мы окружены ядерными державами. Может быть, Россия и Китай и не имеют планов нападения на Японию, но ненавидящие (?!) японцев северокорейцы только выжидают момент для уничтожения нас. Как мы можем защититься? Надежд на то, что вступятся американцы и будут погибать за нас, все меньше. И их можно понять… Вот и остается нам уповать на свое ядерное оружие. Может, это как-то будет сдерживать наших недругов. Хотя это, конечно, весьма нежелательно. Ведь мы понимаем, что ощетинившаяся ядерными ракетами Япония может спровоцировать соседние страны на превентивные удары». 

Устаревшими являются и взгляды на то, что в США опасаются более самостоятельной ядерной Японии. Такие взгляды действительно имели место еще не так давно, но ныне ситуация изменилась. В эпоху глобальной борьбы за новое мироустройство, противоборства с господством США над планетой Вашингтон, столкнувшись с изменившейся расстановкой сил, весьма заинтересован в том, чтобы его арсенал средств массового уничтожения был дополнен ядерными арсеналами стран-сателлитов, к коим в первую очередь причислена Япония.

Думается, не будет ошибкой допустить, что по прошествии не столь длительного периода Япония всё же войдет в клуб ядерных держав, ибо правящие круги этого государства усматривают в этом и повышение политического престижа и авторитета своей страны в мире. В любом случае это потребует от близлежащих стран внесения серьезных корректив как в доктринальные положения о стратегии на Дальнем Востоке и в АТР в целом, так и в группировку сил, противостоящих стремящемуся к гегемонии в этом регионе мира японо-американскому военному альянсу.

АНАТОЛИЙ КОШКИН