Несмотря на то, что руководство Киевского метрополитена бодро отчитывается о частичном возобновлении с 13 декабря «челночного» движения метро на участке Лыбидская-Демеевская, будущее столичной подземки вызывает тревогу. Потому что реальное состояние аварийного тоннеля Киевского метрополитена, которое показала прокуратура Киева – это, скорее, предвестие апокалипсиса. На потолке трещины, коррозия, грибок. И поэтому даже у лояльных киевским властям журналистов и блогеров возникли вопросы.

Киевские власти моментально бросились оправдываться. Директор департамента транспортной инфраструктуры городской администрации Руслан Кандибор считает, что в столичном метро не чрезвычайная ситуация, а только угроза чрезвычайной ситуации. И власть сделала все для того, чтобы ее опередить и остановить. По словам Кандибора, объем воды, самостоятельно выходящей на поверхность тоннеля метро, ​​увеличился только с конца ноября этого года. Это заметили специалисты и инженеры, начали бить тревогу, принимали первоочередные меры по герметизации стыков.

«Увидели трещины и решили приобщить к этому научно-исследовательский институт строительных конструкций. Он предварительно заключил, что есть угроза, может быть разрушение тоннеля, может быть авария с поездом метро, ​​в результате чего может быть чрезвычайная ситуация. Из-за чего было принято решение остановить движение, чтобы дальше никого не подвергать опасности», –  рассказал директор департамента транспортной инфраструктуры КГГА.

В Киевской городской администрации также моментально «зарядили» блогеров, которые в соцсетях стали оправдывать власть. Как оказалось, во всем виноват Янукович, который отдал приказ форсированными темпами открыть станции метро. Мол, когда тоннели сдали в эксплуатацию, работы были еще не закончены. Однако еще год назад Национальная полиция Украины расследовала возможное хищение 530 миллионов гривен на строительстве ветки киевского метрополитена, которая сегодня вдруг стала аварийной. Следствие тогда установило, что в 2018 году, когда Януковича уже и в помине не было, киевский метрополитен заключил договор с подрядчиком на сумму 5,9 млрд. гривен, из которых профинансировали на 4 млрд. гривен. Однако подрядчик выполнил работы только на 60%. Зато в октябре 2022 года на счета подконтрольных предприятий в качестве предоплаты за строительные работы было перечислено еще 530 млн грн. Следствие установило, что у этих предприятий не было квалифицированных работников и собственной спецтехники для соответствующих работ.

Но тогда дело удалось замять, и никто не был наказан. Непонятно, куда ушли и деньги. Видимо, сегодня, когда грянул гром, полиция Киева решила всё же узнать ответы на эти вопросы, поэтому проводит следственные действия в «Киевском метрополитене», «Метрострое» и структурных подразделениях КГГА.

Хотя ответы на вопрос – кто виноват в разрушении киевской подземки, давно лежат на поверхности. По мнению бывшего народного депутата и обличителя коррупции, националиста Игоря Мосийчука, авария и подтопление синей ветки киевского метрополитена в очередной раз обнажила проблему состояния критической инфраструктуры столицы. Как утверждает Мосийчук, последние десять лет за эксплуатацию, экспертное обследование и текущий ремонт отвечала команда киевского городского головы Виталия Кличко, а также подчиненные ему соответствующие департаменты КГГА и коммунальные предприятия. Среди них и КП «Киевский метрополитен», возглавляемое с 16 июля 2014 года Виктором Брагинским.

Виктор Брагинский

«Уже сейчас без экспертиз можно смело утверждать, что одной из главных причин аварии на синей ветке метро и вообще доведение до такого предаварийного состояния всего Киевского метрополитена стала тотальная КОРРУПЦИЯ и тупое хищение бюджетных средств в особо крупных размерах, как на текущем ремонте существующей инфраструктуры, так и на строительстве новых станций метро, которыми системно в последние годы занимались должностные лица КП «Киевский метрополитен» и АО «Киевметрострой». И здесь возникают вопросы к САП и НАБУ, которые расследуют соответствующие производства – почему до сих пор нет подозрений и арестов коррупционеров и дельцов, которые системно воровали бюджетные средства столицы и довели Киевский метрополитен до аварийного состояния?» – задаёт справедливый вопрос экс-депутат.

Задавать вопросы может каждый, но на самом деле непонятно, что же делать? Ремонтировать? Устранять последствия подтопления метрополитена? А кто это будет делать? Некомпетентность руководства АО «Киевметрострой» дошла до того, что профессиональные специалисты с многолетним стажем были отстранены от строительства. Сегодня организацией строительства метрополитена занимаются лица, ранее или занимавшие в «Киевметрострое» самые низкие должности, или лица, которые вообще не имели никакого отношения к строительству не только метро, но и вообще никаким боком не относились к строительству. А как без наличия опыта и профессиональных навыков по организации всего процесса можно работать в такой сложной отрасли, как метрострой? А ведь главный инженер КП «Киевметрополитен» Виктор Выговский вообще раньше строительством не занимался. Зато, как сообщил Игорь Мосийчук, Выговский является распорядителем всех выгодных контрактов, обеспеченных финансированием, на подконтрольные руководителю КП «Киевский метрополитен» Виктору Брагинскому компании ООО «КБ «Теплоэнергоавтоматика» и ООО «Энергодарстроймеханизация». Эти фирмы никогда не имели никакого отношения к строительству метро, однако за последние четыре года заняли монопольное положение на рынке капитального строительства КП «Киевский метрополитен». О том, какой профит имеет с этого Брагинский, уже писали украинские СМИ. За 9 лет управления метрополитеном этот «руководитель» не смог открыть ни одной новой станции. И это несмотря на то, что на развитие метро выделяются значительные средства – например, в 2020 году было выделено 1,86 млрд грн. Зато у Брагинского появились два новых авто – Land Cruiser 200 и Toyota Camry.

В общем, о тотальной коррупции в КП «Киевский метрополитен» можно писать и говорить много. Но если бы эти махинации не покрывал мэр Киева Виталий Кличко, то, возможно, ситуацию с аварийным состоянием столичного метро удалось бы предотвратить. Ещё в мае 2018 года Национальное агентство по предупреждению коррупции (НАПК) внесло предписание Киевскому городскому голове Виталию Кличко в отношении начальника коммунального предприятия «Киевский метрополитен» Виктора Брагинского. Кличко это предписание проигнорировал.

25 сентября 2018 года депутат Киевсовета, глава фракции ВО «Свобода» Юрий Сиротюк обратился к главе КГГА Виталию Кличко с просьбой уволить директора КП «Киевский метрополитен» Виктора Брагинского, так как, по мнению депутата, за последний год метро, несмотря на двойное повышение тарифов, стало работать в разы хуже. Обращение депутата руководство метрополитена игнорировало. Киевский мэр поступил точно так же. При этом декларация Виктора Брагинского об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в открытом доступе отсутствует. На запрос киевских журналистов о ее предоставлении, руководитель столичного метрополитена ответил отказом.

Нет, нельзя сказать, что украинские правоохранительные структуры никак не реагировали на такое положение дел. 3 июля 2019 года следственным отделом управления полиции в метрополитене было открыто уголовное производство по ч. 3 ст. 191 УК Украины – присвоение, растрата или завладение чужим имуществом путем злоупотребления служебным лицом своим служебным положением, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц. В материалах дела указано, что должностные лица КП «Киевский метрополитен» с целью собственного обогащения вступили в сговор с представителями ряда коммерческих структур, в частности: ПАО «Киевметрострой», ЧП «Форт-Плюс», ЧП «Теплоэнергоавтоматика», ООО «НПП «Укринвестгруп». В период с 2018 года и по состоянию на 3 июля 2019 года указанные фирмы участвовали в 11 процедурах публичных закупок, которые КП «Киевский метрополитен» проводил в системе Prozorro. Однако закупки были фиктивными, а средства – разворованы.

При этом СБУ с ноября 2019 года вело уголовное производство относительно тендера на строительство линии метро от станции «Сырец» на жилой массив Виноградарь стоимостью 5,98 млрд гривен, выигранного ЧАО «Метрострой» в ноябре 2018 года. По версии следствия, с помощью «коррупционных связей в Кабинете министров» генподрядчик получил возможность получить аванс в размере 95% вместо 30%. 13 мая 2021 года Киевская городская прокуратура совместно с ГУ ГФС в Киеве провела обыски в офисном помещении КП «Киевский метрополитен». Ранее СБУ проводило проверку контракта метрополитена с «Метростроем» по химическому закреплению грунтов в перегонных тоннелях стоимостью более 100 млн грн.
В общем, подобных эпизодов, уголовных дел, обысков и даже арестов было немало. Но все дела заканчивались пшиком. Например, 29 июля 2020 года Соломенский районный суд Киева освободил от уголовной ответственности – за служебную халатность – главного бухгалтера-начальника управления бухгалтерского учета КП «Киевский метрополитен» Людмилу Панасюк из-за окончания срока давности. «Служебная халатность» привела к пропаже всего лишь 26 млн гривен из кредита ЕБРР. Они были излишне уплачены ОАО «Метровагонмаш» по заключенному в 2011 году договору на поставку метропоездов. При этом КП «Киевский метрополитен» сумело оспорить в суде заключение Госаудита по поводу «потери» главным бухгалтером предприятия 896 тыс. евро.

Так что сегодняшнее аварийное состояние киевского метрополитена – следствие тотальной коррупции, непрофессионализма и наглости руководства не только Киева, но и всей Украины. И проблемы сегодня в столице не только с метро. Точно также в аварийном состоянии находятся и киевские мосты. Об этом также много писали и СМИ, и рядовые киевляне, которые публиковали красноречивые фото в соцсетях. Сегодня и мост Метро и мост Патона находятся в 5-м состоянии работоспособности – то есть официально признаны неработоспособными. Из-за того, что все деньги, которые были направлены на их ремонт и обслуживание, разворованы, у них развилась коррозия и появились весомые трещины. У моста Метро зафиксирован износ канатов напряженного армирования затяжек пролетных строений и разрушен защитный слой бетона, а также наблюдается коррозия арматуры в бетонных элементах пролетного строения. Хотя только в 2019 году, согласно информации КГГА, ремонт моста обошелся почти в 2 миллиарда гривен! При этом сам мэр Киева Кличко и его помощники лишь богатеют, а мосты в столице продолжают разрушаться.

Один из основных киевских мостов – мост Паттона, на котором так часто любят выстраиваться «патриоты» с желто-голубой символикой, давно находится в аварийном состоянии. Даже на опорных частях моста появились трещины в подферменниках, идёт разрушение бетона. Так что, когда началась специальная военная операция и в феврале 2022 года в панике киевские власти приняли решение подрывать эти мосты, особых усилий прилагать не было нужды. И весьма скоро не только киевский метрополитен может обвалиться – точно такая же участь ждёт и киевские мосты, а также другие объекты, построенные при «угнетающей» Украину советской власти. Но ведь такая задача и стоит перед украинской властью – декоммунизация?

Максим Исаев