В начале недели глава правительства ФРГ Олаф Шольц нашёл, наконец, виновного в жесточайшем энергетическом кризисе в стране. Им, разумеется, стала Россия. Ну а кто ещё? Это ведь коварный Путин, как заявил бундесканцлер, прекратил поставки газа по трубопроводу, идущему в Европу.

«Россия, да, Россия прекратила энергоснабжение Европы… Это президент России прекратил поставки газа по исправному газопроводу!» – срывая голос, кричал Шольц на партийном съезде Социал-демократической партии Германии (СДПГ).

Ну да. Это же Москва отказалась от запуска готового и уже заполненного техническим газом газопровода «Северный поток -2», а потом и вовсе взорвала оба потока с криками «получай фашист гранату». Так ведь было? Или всё-таки нет?

Но немцы не были бы немцами, если бы к своими голословным обвинениям не добавили бы скрупулёзно подсчитанную сумму убытков. 120 млрд кубометров газа, заявил Шольц, не досчиталась Германия из-за коварства России и это только прямые потери. А к ним следует ещё прибавить срочные закупки газа в Норвегии (по завышенным, разумеется, ценам) и стоимость строительства СПГ-терминалов на севере страны.

И всё же я Шольца понимаю. Ну не выходить же перед всем честным народом и не виниться в собственной глупости, некомпетентности и бесхребетности! Засмеют. Да, и европейской политической традиции режим «исповеди» никак не соответствует. Гораздо проще свалить на другого, тем более на врага.

А объясниться как-то нужно. Общественность требует ответа и компенсации, желательно материальной. Не далее как позавчера дочерние предприятия концернов Siemens и Volkswagen – производитель железнодорожной техники Siemens Mobility и банк Volkswagen Bank – запросили у правительства Германии компенсации из-за финансовых потерь в России. Ранее заявление на компенсацию от государства в связи с потерями в России подала дочка BASF – нефтегазовая Wintershall Dea. На сегодняшний день в правительство Федеративной Республики поступило уже 16 аналогичных запросов от восьми компаний на общую сумму в 2,8 млрд евро.

Ну а что, весьма разумный подход. Вы там в Берлине что-то с Москвой не поделили, потому что-то там решили и в итоге потребовали, чтобы германские компании в авральном порядке свернули весь свой российский бизнес. Ну так платите теперь. Гешефт – есть гешефт, ничего личного.

Вот только платить нечем. Оттого-то Шольц и истерит, предлагая всем недовольным обращаться лично в Кремль, к Путину. В принципе идея неплохая, тем более что буквально сейчас идёт сбор вопросов и видеообращении к завтрашней прямой линии российского лидера.

Но граждане Германии и ЕС писать в Москву не спешат, предпочитая для начала спросить с местных властей. Так, накануне на улицы Брюсселя вышли несколько тысяч человек с требованием отказаться от строгих бюджетных правил, ограничивающих помощь населению, а также от повышения военных расходов (читай: поддержки киевского режима).

Жители стран Евросоюза вообще чем дальше, тем негативнее относятся к чрезмерной вовлеченности Европы в российско-украинский конфликт. Согласно данным недавних опросов, которые опубликовал на своей страничке в соцсетях премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, 71% европейцев ( граждан 27 стран-членов ЕС и Великобритании) хотят, чтобы российско-украинская война закончилась немедленно, а 73% согласны с тем, что «Россия и Украина должны быть принуждены к мирным переговорам».

Но европейские власти предпочитают глас народа не слышать и продолжают гнуть свою милитаристскую линию. Стоит ли после этого удивляться росту популярности в Европе правых партий, главной общей чертой которых является откровенный евроскептицизм?

«Украина не победит», – заявили европейские правые на пошедшем на днях съезде во Флоренции, попутно критикуя Брюссель за поддержку Киева и антироссийские санкции

Как пишет Politico, лидеры европейских консерваторов пообещали освободить свои страны от брюссельской бюрократии, критиковали ислам, нелегальную миграцию и политкорректность, а также осудили Евросоюз за конфронтацию с Россией

В частности, сопредседатель партии «Альтернатива для Германии» Тино Хрупалла выступил против антироссийских санкций, которые, по его мнению, больше вредят экономике самого союза, чем России.

«Украина не может выиграть эту войну», – подчеркнул, обращаясь к собравшимся, Хрупала, чьё мнение разделили представители Австрийской партии свободы.

Подобная искренность и, чего греха таить, откровенней популизм, дающий простые ответы на сложные вопросы, на фоне начала экономического кризиса в Германии поднимает рейтинги АдГ как на дрожжах.

Так, согласно декабрьским опросам журнала Spigel, проведённым в Берлине и восточной части Германии, если бы выборы в Бундестаг состоялись в ближайшее воскресенье, то АдГ получила бы на них 32%, блок ХДС/ХСС – 24%, СДПГ – 12%, «Зелёные» и «Левые» по 9%, а Свободные демократы – лишь 4%.

Таким образом можно констатировать, что по сравнению с последними выборами рейтинг «Альтернативы» вырос сразу на 13%, и ни одна другая партия в Бундестаге не смогла бы сформировать коалицию в обход АдГ.

Более того, чтобы предотвратить приход правых к власти, всем прочим партиям пришлось бы объединиться. Представить себе такое попросту не возможно. Результат деятельности такой коалиции был бы даже хуже, чем в знаменитой басне о лебеде, раке и щуке.

Но гораздо интереснее другое. При вышеизложенных раскладах, наиболее устойчивая конфигурация могла бы получиться в союзе АдГ и ХДС/ХСС, но для этого христианским демократам пришлось вспомнить бы, что они, в общем-то, и сами правоконсервативная партия, а не та леволиберальная помойка, в которую блок превратился во времена всевластия Ангелы Меркель.

Как бы там ни было, растущая популярность «Альтернативы» ломает все традиционные политические схемы в ФРГ и, чем чёрт не шутит, мы можем стать свидетелями очень необычных союзов, которые ранее было даже не вообразить. Но самое важное то, что нечто подобное, фактически, происходит сейчас по всей Европе.

 

Алексей Белов