ФОТО: FANTOM_RD/NEW AFRICA/SHUTTERSTOCK

Следователи возбудили сразу несколько уголовных дел по факту трагедии в брянской гимназии №5, где 14-летняя ученица устроила стрельбу из отцовского охотничьего карабина, убив одну девочку и ранив ещё четверых мальчиков, после чего покончила с собой. Из-за чего это произошло, с кем хотела расправиться малолетняя убийца и зачем она принесла в школу бутылку с растворителем — во второй части расследования о расстреле в Брянске.

Девочки, убийца Алина А. и погибшая от её рук Маша Н., жили в одном дворе – буквально в пяти минутах ходьбы от гимназии №5, где они и учились в одном классе – в 8 «А». И похоронили их в один день.

Только прощание проходило совсем по-разному.

У подъезда Маши собралось большое число людей – родственники, знакомые, одноклассники, просто жители Брянска, которые просто представить себе не могли, что такое возможно в их городе. Мэрия выделила три автобуса, девочку отпевали в Брянском Свято-Троицком кафедральном соборе – у неё верующая семья, и она сама посещала церковь. И похороны были такие же – многолюдные, горькие, со слезами.

А вот Алину даже завозить домой не стали. Никакого отпевания, конечно же, не было – самоубийц ведь, как известно, не отпевают. Сразу из морга её тело отвезли на кладбище. Там – только самые-самые близкие, да и то – без отца, которого как раз в это время должны были везти в суд на избрание меры пресечения. Деревянный крест, венки с лентами.

Подозрений у охраны будущая убийца не вызвала

Трагедия произошла, напомним, утром в четверг, 7 декабря.

В тот день занятия в 8 «А» начинались со второго урока – биологии. Обычно сёстры-близняшки Алина и Даша выходили из дома вместе, но именно в этот раз Алина отправилась в гимназию позже Дарьи: теперь уже ясно, что она специально задержалась, чтобы подготовиться к исполнению своего чудовищного плана.

Девочка вытащила из сейфа отцовский охотничий карабин «Бекас-3» (как она раздобыла ключи – вопрос тоже важный, но не первостепенный: тут, как говорится, главное мотивация – было бы желание, способы найдутся), облачилась во всё чёрное, обула на ноги ботинки-берцы на шнуровке. Положила оружие — предварительно, видимо, сразу снарядив магазин на шесть патронов и дослав ещё один седьмой сразу в патронник, — в заранее подготовленный тубус. Забросила в школьный рюкзак коробку с остальными патронами 16-го калибра (к слову, эта была картечь диаметром 5,6 мм – она предназначена для охоты на крупную дичь: волка, косулю, рысь).

По всей видимости, Алина преднамеренно заходила в школу буквально со звонком: она почти наверняка не знала, что в этот день в фойе будут вешать новогоднюю гирлянду, ради чего от входа уберут рамку металлоискателя. Впрочем, возможно, девочка была в курсе, что, как говорят источники, рамка эта иногда не работала вовсе – якобы её отключали преднамеренно ради экономии электричества. Но, как бы то ни было, она прошмыгнула со своим тубусом мимо 51-летней охранницы Галины Чертковой – та её не остановила для досмотра. Хотя — вряд ли у неё вообще появилась бы мысль зачем-то проверять вполне обычную ученицу, которая спешит на занятия с вполне, опять же, школьной принадлежностью.

Далее – скинув верхнюю одежду в раздевалке, Алина поднялась наверх, в кабинет биологии, где уже начинался урок.

Надо полагать, уже перед самой дверью в аудиторию она достала ружьё, сняла его с предохранителя. И, ворвавшись внутрь, открыла пальбу. Причём, «эпицентром» стала дальняя часть класса – последние его ряды.

 «ЭПИЦЕНТР» СТРЕЛЬБЫ ПРИШЁЛСЯ НА ДАЛЬНЮЮ ЧАСТЬ КЛАССА. СТОП-КАДР ОПЕРАТИВНОГО ВИДЕО СКР.

Первой ей на пути попалась как раз Маша Н. – и не факт, как говорят наши источники, именно эта девочка, соседка по двору, была её главной целью. Потом малолетняя убийца сделала ещё несколько выстрелов, уже, вероятно, не прицельных, а хаотичных – в сторону пытавшихся убежать в начало аудитории, в сторону доски, детей. Заряды попали ещё в четырёх мальчиков (двое из них были позже направлены санавиацией в Москву в тяжёлом состоянии). И, наконец, последний заряд она направила против себя.

Маша попала под выстрел случайно?

Нельзя сказать, что конкретно с покойной Марией у Алины был какой-то серьёзный конфликт, говорят те, кто знал девочек и внутреннюю ситуацию в 8 «А» классе.

Всё, как обычно: все, наверное, в разное время и ссорились, и мирились. Обе близняшки – и Аля, и Даша — хорошо учились, хоть и не блистали там особыми знаниями. Обычные девчонки – нормально всегда одевались, гуляли и тусили с подружками (правда, опять-таки, не отвязно), покуривали вейпы,

— рассказывают знакомые.

Но, видимо, со временем начали сказываться, во-первых, переходный возраст – девичье взросление, и, во-вторых, разница в характерах. Дашу называют более «бойкой» и «активной», нежели её сестру-близняшку. А прежде всегда «серая мышка» Алина, по словам близких, в последнее время – наверное, с прошлой весны, стала какой-то нервной, дёрганой, могла и нагрубить. С сестрой, однако, вопреки пересудам из соцсетей, она оставалась в хороших и добрых отношениях. А вот с одной девочкой из класса (причём, не с погибшей от её рокового выстрела Машей) у Алины и впрямь возникали, как говорят подростки, «тёрки».

Та над ней могла «приколоться», высмеять как-то обидно. Причём, Дашку обычно она не трогала, а вот с Алькой у них происходили контры. Вроде как не на пустом месте, а потому что им обеим нравился один мальчик. Но эта девочка не пострадала во время стрельбы,

— поделились на условиях анонимности в школе.

Впрочем, подтвердить эту информацию нам не удалось: официально комментариев никто не даёт, ссылаясь на тайну следствия и подписку о неразглашении.

«Эксцесс исполнителя: Расстрел в классе был только частью плана?»

Не исключено, что с самого начала всё пошло не тому сценарию, который нарисовала для себя девочка – или же, ей вложил этот план некто другой, сознательно подготовивший её к такой страшной «акции», высказывает в беседе с Царьградом версию экс-оперативник РУБОПа Александр Григорьев.

Такое бывает и со взрослыми – и даже с профессионалами. В нашей практике подобное встречалось в 90-е, это называлось «эксцесс исполнителя». Просто попробуйте себе представить. Ты врываешься в помещение, чтобы лишить жизни какую-то конкретную свою цель — предварительно, естественно, всё это «проигрываешь» в голове. Возможно, что-то орёшь на эмоциях. Палец на спусковом крючке, проходят доли секунды, в течение которых на тебя в шоке смотрят люди. Ты двигаешься в ту сторону, где должна, по твоим расчётам, находиться «мишень». А её там, допустим, нет. Но ты всё равно уже не в состоянии остановиться, нажимаешь на курок. И у собровцев, освобождавших заложников, такое могло случиться, и у киллеров, направленных ликвидировать какого-нибудь авторитета. А тут – 14-летняя девочка-подросток, которая и так на взводе, на грани истерики, скорее всего,

— рассуждает эксперт.

Вместе с тем, обращает внимание Григорьев, очень много вопросов вызывает содержимое рюкзака школьницы: снимки находившихся внутри предметов и вещей опубликовал в своём ТГ-канале депутат Госдумы Александр Хинштейн.

СКРИНШОТ ПОСТА ИЗ ТГ-КАНАЛА АЛЕКСАНДРА ХИНШТЕЙНА.

На одной из фотографий можно разглядеть, например, бутылку с растворителем, шприц плюс некий компонент (не называем его из тех соображений, дабы не прописывать здесь вредную инструкцию) в пакетике. По мнению эксперта, можно предположить, что при сложении всех составляющих должна была получиться зажигательная смесь.

В таком случае, выходит, расстрел в классе мог стать только первой частью плана. А что предполагалось дальше? Оборона от силовиков, которые, естественно, приехали сразу после нажатия тревожной кнопки? А зачем коробка с патронами? Тех шести-семи (если седьмой был загнан в патронник изначально) неужели бы не хватило? Плюс есть зажигалка и спички, но нет сигарет. Зачем?  В общем, тут есть много вопросов, на которые предстоит найти ответы следствию,

— резюмирует бывший офицер РУБОПа Александр Григорьев.

И ещё один момент: записка – точнее, тетрадный лист в линейку, где наискось в самом низу написаны некие фразы, из которых можно выделить то, что Алина очень хотела с кем-то увидеться – в прямом или переносном смысле, не понятно: «Мне нужно будет обязательно увидеться с другом».

«Последний год был тяжёлый. Хотели её к психиатру вести»

Что могло сподвигнуть 14-летнюю девочку, у которой вся жизнь была впереди, на кровавую бойню и последующий суицид?

Следствие предъявило её отцу – Дмитрию А., которому, собственно, и принадлежал злосчастный карабин, — не только обвинение в «Небрежно  хранении  оружия», но и «Доведение до самоубийства» – «путём угроз, жесткого обращения и систематического унижения её человеческого достоинства».

Сам он, признавая вину в части хранения карабина, остальное отрицает.

Не пойму, как такое вообще могло случиться. Я думал — переходный возраст, и в связи с этим (изменилось поведение). Но это всё ухудшалось. Мне жена говорит: что-то надо предпринимать – к психиатру (отвести), или таблетки какие-то подавать, потому что ребёнок нервозный, неспокойный. Никакого воздействия, никакого запугивания не было. Как можно одного ребёнка (речь, надо полагать, о сестре Алины – Дарье. – прим. ред.) любить, а другого не любить? Спросите, у кого хотите – у соседей, у друзей, какое отношение было (у меня) к моим детям. Никогда их не бил. Никаких приводов, драк никогда не было. Такого быть не могло. В отношении к своим детям никогда их не разделял. Всё делилось, что они захотели, мы им покупали без проблем. Всегда у них было всё в достатке,

— говорил Дмитрий А. в суде, когда ему избирали меру пресечения.

Он признавал, вместе с тем, что «последний год был тяжёлый»: словно что-то, по его словам, произошло, и это выражалось в «хлопанье дверями, в постоянных огрызаниях», и родители попросту не понимали, что делать.

 ДМИТРИЯ А. ОТПРАВИЛИ НА ДВА МЕСЯЦА В СИЗО. ФОТО: ОБЪЕДИНЕННАЯ ПРЕСС-СЛУЖБА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Дмитрий, который работает в охране на брянском пивоваренном предприятии (мать девочек, Надежда, — завхоз в одном из районных судов города), при этом обращает внимание на некий дневник в соцсети, якобы написанный девочкой, существование которого принялись разгонять ТГ-каналы. Там утверждалось, что она готовила массовое убийство уже давно – с лета, всех ненавидела (даже сестру) и мечтала о расправе.  Однако с очень большой долей вероятности, что подтверждает и психолог Екатерина Трофимова, которую мы попросили изучить написанное, — дневник является фейковым. Установлено, что некто переименовал ранее существовавший ТГ-канал, в котором был опубликован упомянутый дневник, уже после смерти Алины.

Из дневника – там большие расхождения, многие нестыковки в этих написаниях. Похоже, что человек (который писал) завладел этим аккаунтом, как-то проник, под каким-то влиянием вошёл. Не знаю, загипнотизировал ребёнка, что она стала такой и за свои действия не отвечала. Или лекарства, или интернет, или под каким-то воздействием (написано). Как-то закодирована (она). Потому что взрослый текст, и там нестыковки в тексте. Подделка,

— говорит отец Алины.

Знакомые семьи, между тем, не пытаясь даже близко оправдать 53-летнего мужчину (кстати, накануне трагедии он как раз отмечал день рождения, но происходило всё в семейном кругу, так что подробностей, как это было, особых нет), подтверждают, что он – хоть и строгий человек, однако рукоприкладством по отношению к дочерям не занимался.

С другой стороны, кто знает, что происходило, пока остальные не видели? Какая-то тайна, правда, там скрыта – в этом всём. Очень жаль всех участников случившегося: и погибшую девочку, и её родителей, и сестру Алины – Дашу, и Диму, и Надю (мать близняшек),

— полагают знакомые.

В настоящее время Дмитрий А. арестован: следователи считают, что находясь на свободе он может оказывать психологическое давление на другую дочь и супругу.

«Реакция на трагедию напоминает фарс»

Помимо обвинений в адрес Дмитрия А., СКР возбудил ещё несколько уголовных дел.

Прежде всего, по факту случившегося – «Убийство» и «Покушение на убийство».

Во-вторых, арестованы директор ЧОПа и 51-летняя охранница. Им инкриминируют «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». И если с руководителем охранной организации, в целом, более-менее ясно – всё-таки организация охраны это его зона ответственности (эта же компания, кстати, обеспечивает безопасность ещё нескольких десятков учебных учреждений Брянска – по договору с горадминистрацией), то вот с почему так жёстко обошлись с Галиной Чертковой, которая к тому же больна сахарным диабетом, вовсе непонятно. Как она могла узнать, что девочка несёт «ствол» в тубусе, если к тому же не работала рамка, которую убрали по указанию руководства школы?

ОХРАННИЦА ГАЛИНА ЧЕРТКОВА ОТПРАВЛЕНА ПО АРЕСТ. СТОП-КАДР ОПЕРАТИВНОГО ВИДЕО СКР.

Под домашний арест отправлена завхоз – замдиректора школы по хозяйству Людмила Католикова — по статье «Халатность». Тоже следует, наверное, разобраться, какова степень её вины? От кого конкретно поступило распоряжение о том, чтобы начать развешивание гирлянды в фойе, из-за чего решили убрать рамку металлоискателя?

Происходящее в Брянске после трагедии в школе выглядит странно. Я даже скажу жёстче. Реакция на трагедию — это какой-то фарс. Решения властей выглядят, как судорожные попытки найти виновников, на которых можно будет возложить всю ответственность за трагедию. Всю, без остатка,

— считает, например, наш коллега-журналист и депутат Мосгордумы Андрей Медведев, который также удивлён мерами по отношению к этим людям.

Тем временем, сейчас в Брянской области происходит какой-то невероятный ажиотаж по «профилактике» нападений на учебные заведения. Повсеместно – проверки систем безопасности и мер реагирования. У входов в школы, по словам местных, по утрам скапливаются очереди из учеников, поскольку шерстят, что называется, всех, а жёсткий пропускной режим не позволяет «обрабатывать» быстро потоки людей.

Ну и, конечно, активизировалась «психологическая работа» – или «поддержка». У штатных психологов требуют обязательно планы работы на учебный год, отчёты о том, что сделано по теме буллинга и травли и т.п.

Кстати, в гимназии №5 всё это было – по крайней мере, на сайте имеется такой план был. Правда, по буллингу должны были проводить общение с учениками 8-й параллели должны были проводить только в начале 2024-го, а измерение уровня агрессивности у детей – вообще в марте, но план-то работы есть.

Скриншот страницы сайта гимназии №5.

СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА ГИМНАЗИИ №5.

Сейчас с учениками и учителями гимназии №5 работают специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС России – в Брянск прибыла большая сводная группа психологов: специалисты МЧС России, специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета, местные специалисты, которые относятся к территориальной подсистеме РСЧС, системе здравоохранения и системе образования, а также врачи-психиатры и психотерапевты. Там – и индивидуальные психологические консультации, и групповые занятия. На данный момент – прошло уже свыше 150 консультаций, плюс оказана экстренная психологическая помощь по более чем 300 обращениям.

Что с того?

Из всего, что удалось выяснить и разобрать с экспертами, можно сделать некоторые значимые выводы.

Прежде всего – очевидно, что с девочкой явно происходило что-то не то: об этом говорят и отец, и мать, которая также давала показания после похорон, и знакомые.

Было ли физическое насилие? Не факт. Хотя – что понимать под физическим насилием? Если огрызается девочка-подросток, которая ростом уже со взрослого, и несёт чушь, могли ей дать затрещину? Могли, наверное. Насилие? Наверное, да. Или – нет?

Булинг в школе? Травля? Вероятно. И даже очень. Есть такая вероятность. И здесь много-много вопросов и к классному руководителю (какая была атмосфера в коллективе?), и к школьному психологу (реакция должна ведь быть?), и к администрации школы (жалобы, разбор конфликтных ситуаций), и к органам ПДН.

А Маша могла стать и случайной жертвой – просто выскочила на прицел, что называется. А дальше – пальба в разные стороны. Возможно, в попытке подстрелить предполагаемую обидчицу.

Наконец, самое странное и непонятное: дневник. Откуда он взялся, кто его реально вёл – и с каким-таким другом собиралась встретиться Алина (после стрельбы? или это некая мистическая встреча?), почему он неожиданно вообще всплыл-высветился после трагедии?

Очень хочется, чтобы следственные органы ответили в том числе и на эти вопросы.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ «ПЕРВОГО РУССКОГО»